Напомним, что специалисты российского МВД подготовили и разместили для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ПДД РФ»: таким образом, чиновники сформулировали чёткое определение, что считать «опасным вождением», но при этом россиянам предлагается дополнить данный термин по их усмотрению — наиболее разумные предложения будут учтены и, соответственно, войдут в Правила дорожного движения.
Нынешняя версия термина выглядит следующим образом: «опасное вождение» — это «создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».
Однако, некоторые эксперты считают данное определение несовершенным и предлагают дополнить его другими критериями, в частности, приравняв движение по обочине к опасному вождению. Также эксперты советуют ввести переобучение агрессивных водителей по специальным методикам.
В термине опасное вождение обязательно надо отразить езду по обочинам!
Нельзя также не отметить, что далеко не все представители общественности согласны с предложенными формулировками. Очень многие водители уверены, что в существующей редакции введение термина неминуемо приведет к злоупотреблениям. К примеру, возникает вопрос: можно ли считать «опасным» водителя, который один раз перестроился без включения поворотника через несколько рядов? В сегодняшней формулировке закона именно так и получается.
Формулировку надо корректировать! Уточнять обязательное наличие фотовидеосъемки, уточнять формулировки безопасной дистанции и интервала и так далее. И вот тогда можно начать вводить такой термин, для начала — в одном регионе.
Впрочем, как пояснил Глава ГИБДД Виктор Нилов, главной задачей властей на данном этапе является получение как можно большего числа комментариев и предложений по улучшению законопроекта. В качестве примера главный гаишник страны привел закон о фотовидеофиксации нарушений, принятый в 2007 году, который поначалу вызывал немало споров. Однако в процессе общественного обсуждения все существующие проблемы были решены.
Нам сейчас важно, чтобы общество поддержало эту тему и понимало, что такой род нарушений существует. Но! У нас нет желания создать инструмент шантажа водителей. Ни в коей мере! Нам нужно компенсировать сокращение сотрудников ГИБДД, правонарушения надо выявлять каким-то другим образом. Например, при помощи активного участия самих участников движения
Отметим, что в настоящее время проект постановления доступен для обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Оставлять комментарии через интернет может любой желающий.
А как у них?
Наказание за агрессивное или опасное вождение существует во многих странах мира. Практически везде речь идет о перечне недопустимых действий водителя. В частности, это — подрезание при обгоне, моргание дальним светом, невключение сигналов поворота, несоблюдение безопасной дистанции и даже агрессивная жестикуляция в адрес других водителей. За такие действия водителей наказывают гораздо строже, чем за простые нарушения.
Так, в Великобритании опасное вождение карается сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумму которого назначает суд. В Германии за агрессивный стиль вождения на водителя налагается штраф в 250 евро и лишение прав сроком на три месяца. Агрессивное вождение карается штрафами, лишением права управления и тюремным заключением в 11 штатах США. Размер штрафов при этом колеблется от 500 до 2500 долларов.
А вот в Японии подобных нарушителей ждет не только штраф, но и исправительные работы в течение 6 месяцев. Дороже всего проявлять агрессию за рулем на дорогах Австралии — там за опасный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов и лишить прав на срок до трех лет, а за повторное нарушение — лишить прав на срок до 5 лет или поместить под административный арест.
Однако одновременно законодательства всех стран, где караются агрессивные водители, разделяет «агрессивное» или «опасное» вождение и «неосторожное» вождение — то есть ряд нарушений, совершенных однократно и без явных намерений. А главным критерием для различия этих понятий за рубежом считается наличие или отсутствие злого умысла в действиях водителя.
Тимофей Исаев, Алексей Кованов