Вот уже несколько лет для местных стражей порядка государство щедро скупает спортивные и просто роскошные машины разных марок. Зачем? Есть в этом хоть какой-то смысл? Хочу разобраться в этом лично. Почти полгода переписки. Попытки игнорировать меня и не отвечать. Затем бесчисленные отговорки вроде сопровождения важных встреч на высшем уровне, из-за которых у полиции нет возможности больше никого принимать. И вот, наконец, они сдались. Короткая фраза в письме: «Приезжайте». Немедленно, пока капризные полицейские не передумали, вылетаю в Дубай...
Встречу назначили у самого дорогого отеля эмирата — Бурж-аль-Араб, известного больше как «Парус». «Легко меня узнаете, — объяснил я им. — Одет почти по-арабски, весь в белом: и рубашка, и джинсы, и обувь».
Полицейские-шейхи
В назначенное время — никого. Проходит еще десять минут, полчаса. Но не стоит в таких случаях удивляться и переживать: опаздывать — местная традиция. Такая же, как долгий торг при покупке любой мелочи на рынке. Не желая больше мерзнуть под кондиционерами в лобби, выхожу прогуляться по променаду перед «Парусом». И как раз в этот момент слышу звуки сирен. Кортеж из трех суперкаров — белоснежных, с зеленым полицейским «орнаментом» на дверях и капотах, уже у шлагбаума Бурж-аль-Араб. Постояльцы отеля, гулявшие вокруг, тревожно оглядываются.
И вот роскошные спорткары поравнялись со мной. Узнали! Наверняка половина отеля уже наблюдает за происходящим... Из Ferrari California и Nissan GT-R с достоинством, не торопясь, выходят полицейские и вежливо сопровождают меня к возглавляющему патруль BMW i8. Со стороны все выглядит как деликатное задержание иностранца. Жаль, не попросил заранее, чтобы встречали с наручниками — эффект для постояльцев «Паруса» оказался бы намного сильнее и театральнее... Сажусь внутрь, нырнув под дверь-крыло.
— Саиф, — протянул руку водитель i8. — Шеф спецподразделения полиции Дубая. — Все эти суперкары и еще несколько десятков в гараже — под моим управлением. Ferrari, Lambo, Bentley, Bugatti...
— Меняете спорткары как перчатки? В стиле шейхов? — меня сразу тянет на вопросы-провокации.
— Не так много найдется у нас шейхов, способных покупать такие тачки десятками, — усмехнулся Саиф. — Считайте, что наши полицейские даже имеют преимущество. Например, перед шейхами средней руки. Хоть и зарплата скромная — около пяти тысяч в пересчете на доллары...
Немедленно атакую и задаю вопрос «в лоб».
— А сколько преступников поймали благодаря своим супертачкам за прошлую неделю?
— Ни одного! — расплылся в искренней и немного наглой улыбке Саиф.
— За месяц?
— В Дубае почти нет преступности...
— Расскажите это своим журналистам в розовых очках...
Интересоваться успехами за год, конечно же, было уже бесполезно.
Оружие сдерживания
— Покатаемся? — предложил «командир суперкаров». — Обожаю ежедневно любоваться Дубаем из окна роскошного автомобиля.
— А как же борьба с преступностью? Может, именно сейчас где-то в городе проходит спецоперация... Здесь же полно пакистанцев, которые часто нарушают закон. Присоединимся к какой-нибудь опергруппе?
— Подожди. Зачем торопиться? Лучше просто патрулировать. Наша основная задача — демонстрация мощи полиции, ее возможностей, это оружие сдерживания преступности. А «черной» работой занимаются другие полицейские и на других машинах.
— Зачем тогда столько тачек ценой в десятки миллионов баксов? Чтобы пускать пыль в глаза, достаточно пары Ferrari...
— Как зачем? Все вокруг знают: если что не так, мы быстро догоним нарушителя закона. У нас в эмирате не принято экономить на полицейских автомобилях. Они должны быть самыми престижными и дорогими. Чтобы все гости знали, боялись и уважали. А наши граждане гордились, что у них такая полиция!
...Уже на пяти суперкарах неторопливо, на скорости меньше сотни, играем в шашки на главном проспекте Дубая — имени шейха Заеда. Много полос, плотный трафик. Полицейские то и дело создают опасные, почти аварийные ситуации. Особенно в те моменты, когда пользуются допотопными рациями. Что это: банальная экономия на спичках или просто анахронизм? Не знаю, ведь в таких машинах ожидаешь увидеть спецсвязь. Но ее нет!
Впрочем, древние рации — полбеды. Полицейские просто не умеют водить! Сидят за рулем вразвалку, допуская все классические ошибки начинающих водителей. Поздно перехватывают руль в поворотах, почти не оставляя себе шансов в случае возникновения аварийной ситуации... Им не то что суперкары, обычные автомобили доверять опасно. Такие мысли крутятся у меня в голове после очередного группового перестроения нашей «колонны».
Свой-чужой
А может дубайские полицейские просто меня разыгрывают? Играют в неумех? Попробуем устроить настоящую погоню. Называю адрес. Место, недалеко от моего отеля, где, как показалось, накануне вечером водители вели себя особенно агрессивно. Наверняка и сегодня там встретятся нарушители.
Через десять минут мы у цели. Выключаем «иллюминацию», паркуемся у обочины и наблюдаем. Саиф начинает лениво зевать. И тут из ворот одного из домов на улицу, буквально разрезая поток транспорта, врывается ярко-желтый Lamborghini.
— Ну, что я говорил! Агрессивное поведение. Надо поймать его! — Кажется, от нетерпения уже кричу на полицейских.
Саиф же и не думает торопиться, что-то нехотя передает по рации коллегам, те через некоторое время включают сирены и начинают «погоню». «Агрессор» тем временем скрывается за поворотом. Быстрее! Уйдет же! Мне приходится возмущенными репликами подгонять полицейских. Но когда поворачиваем на соседнюю улицу, оказывается: желтого Lambo и след простыл. Не сомневаюсь: специально «упустили». Ведь за рулем столь дорогой игрушки наверняка был местный и весьма уважаемый человек. А на их шалости, как видим, полиция закрывает глаза.
Всем своим видом арабы демонстрируют: мы тут хозяева. «Хозяйские» манеры вождения специфичны — многие местные не сомневаются, что им все и всегда должны уступать дорогу. Может тогда выберем другую «жертву»? Например, гастарбайтера. Из Индии или Пакистана. Эту публику в Эмиратах жестоко, почти на износ, эксплуатируют. И за людей почти не считают. Водители такого «сорта» работают чуть ли не сутки напролет, поэтому нарушают правила невольно, скорее из-за переутомления. Найти такого бедолагу не составило труда. Водитель Lexus ES, которые здесь часто используют для трансферов в отелях, пролетает на красный сигнал светофора. Совсем рядом с нами, не обращая внимания на полицейские машины. Опять тот же сценарий. Блюстители порядка неохотно обсуждают происходящее, потом вместе догоняем нарушителя. На этот раз уйти ему не удалось. Действительно, пакистанец! Красные глаза, видно, что не спал очень давно. Мне его искренне жаль. Отпустим? Теперь уже я выступаю в роли адвоката. Полицейские что-то выговаривают гангстеру, и затем «прощают».
А я прихожу в себя. Во время «погони» мы едва не задели еще несколько автомобилей. Полицейские не играют, они действительно скверно водят.
— Наверняка сотрудники подразделения проходят какие-то специальные курсы по вождению? — интересуюсь у моих «героев».
— Да, мы несколько раз в год занимаемся на полигоне с инструктором.
— И потом сдаете что-то вроде экзаменов?
— Нет, экзамены не предусмотрены. Зачем? У нас и так отличная подготовка. А вообще, вы нас задерживаете. Нам пора. Дела...
Арабам явно не нравятся конкретные вопросы. Теперь понимаю, почему на мои неоднократные просьбы посетить гараж, в котором собраны все автомобили дубайской полиции, ответили категоричным отказом. Наверняка там полно битых машин, которые нежелательно демонстрировать широкой публике. Все-таки все эти Ferrari, Bentley, Lamborghini и тому подобные модели даже по арабским меркам стоят недешево. А приобретались они на «народные» деньги. Пусть даже и на почти дармовые, если рассуждать с точки зрения обычного европейца.
Дмитрий Баринов,
фото автора и полиции Дубая