На спортинвентарь и экипировку увлеченные люди денег не жалеют. И специально для них существует особый класс машин — не столько спортивные, сколько «физкультурные». Мы прибыли в Мюнхен тестировать самую свежую новинку в категории ЗОЖ или «Здорового образа жизни» — Volkswagen Passat Alltrack.
Недавно казалось, что легковые машины повышенной проходимости вчистую проиграли рынок кроссоверам, но сегодня мы наблюдаем ренессанс этого класса. Даже АвтоВАЗ присоединился к тренду: с прошлого года выпускаются «приподнятые» переднеприводные Largus Cross и Kalina Cross. Ну а марка Volkswagen планомерно развивает это направление уже 30 (!) лет — с момента появления полноприводного Passat Syncro в 1984 году.
Некрашеный защитный обвес кузова, увеличенный клиренс, полный привод — основные ингредиенты автомобиля для активного отдыха не поменялись за три десятилетия. Главное, что привнес XXI век, — это технические «приправы».
Машина для селфи
Прошли те времена, когда жители мегаполиса, вырвавшись за город, стремились насладиться природным дискомфортом. Новый Passat Alltrack придуман, чтобы выезжать на природу, прихватив с собой городской комфорт и кучу гаджетов. Скажете, это разрушает всю магию? Ну вот система кругового обзора лично мне только помогла, когда на петляющей среди холмов одноколейной грунтовке потребовалось двигаться задним ходом. Переключаешься в 3D-режим и видишь свою машину со стороны, причем изображение можно вращать, разглядывая пространство вокруг с разных ракурсов. При движении по легкому бездорожью эта функция помогает даже больше, чем на тесной городской парковке. И этим Пассатовский «хай-тек» не ограничивается.
Создатели Passat Alltrack уверяют, что эта машина рассчитана для тех, кто предпочитает всегда оставаться онлайн (о возможностях пассатовской мультимедийной системы — ниже), но при этом хочет подъехать к самой кромке горнолыжного склона. Зачем эта «чуть улучшенная» проходимость? Почему не парковаться в сотне метров? Ну, может, чтобы сделать селфи в обнимку c автомобилем. Все последователи ЗОЖ обожают делать снимки с инвентарем, подчеркивающим их спортивность, прямо на месте событий...
Спортивно-оздоровительный универсал
Клиренс Passat Alltrack не рекордный даже для легковушек: 174 мм против 145 мм у базового универсала в европейской версии (в Россию идут седаны с пакетом для плохих дорог; клиренс — 160 мм). В полноприводной трансмиссии все традиционно: в обычных режимах движения тяга передается только на передние колеса, а задняя ось подключается по необходимости через муфту Haldex. Активное шасси DCC, которое у обычного «Пассата» имеет несколько «асфальтовых» режимов работы, в случае с Alltrack получило еще вариант Off-Road. При его активизации двигатель и коробка DSG, а также система стабилизации меняют свои настройки под бездорожье.
Что будет происходить с фольксвагеновским универсалом при возникновении диагонального вывешивания колес, я проверять не стал. В конце концов, универсал повышенной проходимости не обязан тягаться даже с кроссоверами, не говоря уже о настоящих внедорожниках. А вот чем он обязан быть — так это отменным «крейсером». То есть машиной, которую можно загрузить кучей поклажи и нестись по трассе несколько часов, а то и целый день.
На безлимитном немецком автобане флагманский дизель 2.0 TDI (240 л.с.) позволяет немаленькому универсалу «выстреливать» вперед, не хуже «заряженного» Golf GTI: последний при мощности 220 л.с. набирает 100 км/ч за 6,5 секунды, а «Пассату» требуется лишь 6,1 с (кстати, 240-сильная модификация получила особую версию 7-ступенчатой коробки DSG, способную «переварить» 500 Н∙м — столько выдает на пике дизельный мотор). Хотя российских покупателей наверняка больше заинтересует бензиновый вариант 2.0 TSI, как у того же Golf GTI. Конечно, при равной с «Гольфом» мощности (220 л.с.) эта машина в спринте проигрывает из-за большей массы, но разрыв невелик — лишь 0,3 с.
Что же касается варианта 2.0 TDI (190 л.с.), то он выглядит разумным компромиссом между скоростными и «гражданскими» модификациями. Разгон до «сотни» занимает 8 секунд. Есть еще дефорсированный до 150 сил агрегат, а более слабых моторов на Alltrack не ставят совсем.
Конечно, мощные моторы вступают в конфликт с «внедорожным» шасси. Увеличенный клиренс означает более высокий центр тяжести, и, в теории, должны вырасти крены в поворотах. На самом деле якобы «внедорожную» подвеску настраивали в первую очередь под ровный асфальт и возможности мощных моторов. Главное — не забыть перевести активную подвеску DCC в спортивный режим, и тогда любителя быстрой езды автомобиль не разочарует. Впрочем, если интересует скорость, то на рынке немало машин, которые в этом плане поинтереснее «Пассата». Alltrack — это не столько про скорость.
Passat. Полная версия
Можно конвертировать мощность в скорость, а можно в работу. Alltrack скорее выбирает последнее. Даже самая слабая 150-сильная модификация рассчитана на то, чтобы буксировать прицеп массой 2200 кг, так что ваши понятия об активном отдыхе могут выйти за пределы такой «мелочевки», как лыжи или велосипед. Как на счет трейлера с лошадью? Любители активного отдыха — они такие, могут и лошадь взять с собой.
Кстати, Alltrack получил новую систему Trailer Assist, которая облегчает маневрирование с прицепом при движении назад. Она способна работать в режиме полного «автопилота», если, скажем, надо заехать с улицы на прилегающую территорию задним ходом. Когда же ситуация требует более сложного маневра, то водитель может ориентироваться по монитору в салоне: он отображает траекторию, по которой поедет прицеп в соответствии с текущим углом поворота руля. Легко понять, как крутить руль, чтобы трейлер вписался туда, куда надо. Есть еще очень любопытный вариант: водитель может использовать рычажок управления зеркалами в качестве джойстика, с помощью которого рулится прицеп. Достаточно только нажимать на газ и тормоз, корректируя направление этим джойстиком.
Что касается багажника, то сложно найти машину этого класса, лучше подходящую для перевозки спортинвентаря. Объем багажника под полку — 639 л. Для сравнения: у Volvo V60 Cross Country — всего 430 л, а у Subaru Outback — 512 л. Правда, если сложить задний диван и загрузить машину под завязку, то в этом случае Passat уступит «японцу», у которого потолок элементарно выше.
Apple CarPlay: первое знакомство
За последний год многие марки объявили, что их мультимедийные системы подружились со смартфонами на новом уровне, обзаведясь функционалом, названным Apple CarPlay и Android Auto. Но реальный выход этого оборудования на рынок затянулся. Volkswagen в числе первых смог нам показать, как это работает.
Подключаешь смартфон к автомобилю проводом, и на экране в центральной консоли появляется другой интерфейс — с иконками приложений, как в телефоне. Мультимедийная система становится вторым экраном мобильника, а в некоторых случаях даже первым. Все сделано так, чтобы водитель как можно меньше отвлекался на смартфон, а основная часть управления осуществляется через голосовые команды.
Разговаривать со своим смартфоном на улице или дома — это на любителя, но вот за рулем происходящее обретает смысл. Говоришь «Сири, построй маршрут до аэропорта», и система сама выводит на экран приложение с картами и запускает навигацию по маршруту. Так же, не отвлекаясь от дороги, можно надиктовывать смски, запускать аудиокниги и подкасты и т.д. Конечно, в прежние годы мы уже видели автомобильные системы голосового управления, внедряемые самими автопроизводителями, но распознавание речи работало крайне плохо даже в случае с английским языком. Решения от Google и Apple вполне сносно разбирают русскую речь.
Можно ли сказать, что в области автомобильных мультимедиа произошла революция? Нет, голосовое управление, похоже, не перевернет мир. А вот мобильные приложения, которые отныне могут жить не только внутри смартфона, но и «селиться» на центральной консоли автомобиля — это другое дело. В свое время первый iPhone казался многим пустой игрушкой, но по мере того, как стала создаваться индустрия мобильных приложений, оказалось, что это устройство возьмет на себя больше, чем можно было представить.
Пока мне не удалось запустить в «Пассате» даже почтовый клиент: система отображает только базовый набор приложений. Apple и Google обещают, что скоро функционал расширится. Впрочем, россияне тут могут столкнуться со сложностями. По некоторым сведениям, автопроизводителям и разработчикам приложений осложнил жизнь новый закон, требующий хранения персональных данных пользователей на российских серверах. Коль скоро автомобильные «магнитолы» получили доступ к содержимому смартфона и к передаче данных, якобы это может вызвать формальные затруднения, с точки зрения закона.
Серфинг среди города
Около мюнхенского музея изобразительных искусств Haus der Kunst всегда толпится много зевак со смартфонами, сосредоточенно снимающих нечто, происходящее под мостом. Из-под него вырывается бурный поток. Ни один пешеход не может спокойно пройти мимо: прямо в речке, протекающей по центру города, серфингисты ловят волну и демонстрируют различные пируэты. А волна тут постоянно — так называемая «стоячая волна».
Это кажется фантастическим природным явлением, но на самом деле речка Айсбах является рукотворным протоком реки Изар. Дно имеет особый рельеф, создающий идеальную для серферов волну. И серфингисты тут стоят в очередь! Мало кому удается удержаться на волне более 10 секунд.
Альтернатива. Что купить, если не хочется ждать?
Ждать новый Passat Alltrack нам еще долго: поставки начнутся в 2016 году. Впрочем, уже ясно, что это будет дорогая машина, которая станет конкурировать, например, с Volvo V60 Cross Country. Он уступает «Пассату» в длину почти 140 мм, зато выигрывает по высоте дорожного просвета: 201 мм против 174 мм. Базовая версия у него — переднеприводная, а цены на модификации с трансмиссией 4x4 начинаются от 2 149 000 руб. (дизель 2,4 л, 190 л.с.). А еще надо вспомнить про Audi A4 allroad quattro — от 2 121 000 руб.
Subaru Outback больше похож на кроссовер, чем вышеупомянутые конкуренты: его кузов крупнее по высоте и длине, а клиренс — аж 213 мм, что сравнимо с полноценными внедорожниками. За базовую версию с полным приводом просят 2 190 000 руб. (бензин 2.5, 175 л.с.).
Доступной альтернативой внедорожному «Пассату» можно считать Skoda Octavia Scout. По длине она больше, чем Volvo, но меньше, чем Volkswagen. Дорожный просвет — 171 мм. Выбор моторов и коробок отсутствует, впрочем, единственный предложенный вариант выглядит интересно: модификация 1.8 TSI DSG (180 л.с.) стоит 1 636 000 руб. А еще можно успеть купить Honda Crosstour — от 1,8 млн рублей. Но эта машина не просто уходит с рынка, она уже покидает конвейер. Этой осенью японцы сворачивают производство, признав модель бесперспективной.