Увидев статистику продаж за август этого года, многие почему-то начали искренне радоваться. Всего минус 19,4%... Конечно, по сравнению с весенними минус 40 августовская цифра выглядит «более-менее». Однако не надо забывать — ни о каком восстановлении рынка сейчас говорить не приходится, а падение продаж на 20% всегда считалось (и будет считаться) настоящей катастрофой.
К тому же не надо забывать, что мы сравниваем нынешний август с августом прошлого года, когда всем было понятно — кризис пришел. А напомним, что год назад продажи обвалились по сравнению с 2013 годом на 25,8%. Поэтому для понимания истинных масштабов беды надо посмотреть на данные двухлетней давности: в августе 2013 года было продано 231 915 автомобилей, а в 2015-м — 138 670. То есть... минус 40%.
И все понимают, что «минус 40» — это не предел. По словам дилеров, в августе они почувствовали приток новых покупателей, некоторые из которых хотели потратить последние накопления в ожидании дальнейшего ослабления рубля и повышения цен. Но что будет потом — никто пока и представить себе не может. «Колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью, такие, как автомобили. Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение. Будьте готовы к еще одному заезду на американских горках», — именно так прокомментировал сложившуюся ситуацию Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Казалось бы, на фоне кризиса и роста цен на иномарки Волжский автозавод должен процветать. Однако продажи отечественных микролитражек падают — по итогам года уже минус 26%. Конечно, многие компании потеряли гораздо больше, однако... Однако оказалось, что лучше всех в сложной ситуации чувствуют себя корейские компании. Kia в августе вообще показала плюс по сравнению с 2014 годом, а по итогам 8 месяцев ее потери составили всего 16%. У Hyundai это и вовсе минус 11% — ничто по сравнению с конкурентами. Мало того, уже совсем скоро корейцы окончательно отнимут у Lada Granta звание самой популярной модели в России! По месячным результатам продаж это уже происходило и ранее. Но в общем зачете в 2015 году Granta пока лидирует. Пока. Ведь показатель у «Гранты» 81 748 автомобилей, а у Solaris — 74 534.
История кризиса в России
В остальном ситуация на рынке стабильно тяжелая. Большинство лидеров показали в августе падение на 20-30%. Разве что Ford совсем неожиданно (и после многих месяцев падения) выдал плюс 18%. Видимо, сказываются скидки, а также обновление модельного ряда. В плюсе, кстати, и «УАЗ», который продолжает постепенно увеличивать продажи — по итогам года у него уже плюс 7%. А еще удивил Lexus — фантастические плюс 58% в августе и плюс 15% по итогам года. Вот что значит вывести на рынок маленький и относительно доступный кроссовер NX. Лучше дела обстоят только у Porsche: август плюс 63%, по итогам 2015 года — плюс 23%.
В личном зачете, как вы уже поняли, главной новостью является то, что Lada Granta опять не смогла занять первое место. Причем продажи Solaris были лучше почти на 1,5 тысячи машин (10 581 у «корейца» против 9070 у Lada). Далее идет Kia Rio (8989 шт.), а затем с очень большим отрывом Renault Logan, Duster и Lada Largus. Замыкают десятку лучших Volkswagen Polo, Chevrolet Niva и Nissan Almera.