Ярославль — открываем интересные места

Ярославль не зря считается столицей Золотого Кольца. Можно просто гулять по этому городу, но лучше исследовать его окрестности

Во время нашего путешествия местом базирования в Ярославле был выбран отель Park Inn by Radisson, где, при наличии доли везения, можно забронировать хороший номер за 2600 рублей в сутки. Мы много где жили в отелях в России, и могу сказать, что за эти деньги это отличный вариант, а еще там кормят вкусно.


Места для исследования были выбраны в радиусе 50 километров от города — оптимальное расстояние для путешествия с детьми.

Целью первого дня стал Тутаев. Трасса по левому берегу Волги удивляет противоречием знаков, запрещающих обгон, и дорожной разметки, хотя асфальт свеженький. Как только кончается действие запрещающего знака начинается сплошная разметка, так они и чередуются давая возможность заработка местным гибддшникам.
 Сам Тутаев состоит из двух практически независимых частей — моста через Волгу попросту нет. Более старую, Романовскую, сторону легко узнать по стройному ряду церквей, расположенных на берегу буквально в сотне метров друг от друга. 
Борисоглебская сторона более современная, тут побольше магазинов и кафе, да и дорога из Ярославля на эту сторону лучшего качества.

Так что отправляясь в Тутаев надо четко представлять, в какую часть города вы хотите попасть. И если летом промашка будет не фатальна — раз в час с одного берега на другой ходит паром, а пеших пассажиров лодочники за 25 рублей доставят на противоположный берег, то зимой переправы через Волгу нет. Нет от слова совсем — из-за сброса воды в Рыбинской ГЭС Волга в этих местах покрывается торосами, а ближайший мост находится в Ярославле. А теперь представьте, каково зимой тем, кто живет в одной части города, а работает в другой...

Ну а сам Тутаев, кажется, затерялся среди времени. Узкие улочки утопают в цветах, деревянные дома с резными наличниками соседствуют с каменными особняками 19 века, а по улицам носятся на велосипедах бесстрашные стайки детишек. Тут даже по местному рынку можно проехать на машине — эдакий drive thouth на русский манер. И все это обильно сдобрено разбитым асфальтом и вкраплениями сгоревших и заброшенных домов.


Многие замечательные особняки заброшены, включая старейший дом города — так называемый Соляной амбар петровской поры (в углу площади Ленина).


На Борисоглебской стороне есть неплохой пляж, находится он у подножия большого Воскресенского собора. Тут чистый песок, лавочки и даже кабинки для переодевания — отличное место для обеденной сиесты. Только вот с местами для обеда могут возникнуть трудности, так что лучше перекус взять с собой.

Если из Ярославля отправиться дальше по течению Волги, то примерно через полчаса живописная дорога приведет в поселок с интересным названием Красный Профинтерн. Раньше он назывался Гузицино, а местные жители именовали его не иначе как Понизовкино — по фамилии видного промышленника. Простой русский мужик Никита Понизовкин пришел в эти места и сначала зарабатывал откачкой меда, а потом решил построить маленький крахмально-паточный заводик. Через несколько лет их у него было уже больше десятка, и Никита решил, что надо возводить большое производство на берегу Волги. Так и появился завод в поселке Гузицино, который «работал по специальности» вплоть до начала 2000-х, когда обанкротился с парой судебных скандалов и разделом имущества. Понизовкин вскоре после начала строительства завода бесследно исчез, и дело перешло к его сыну и жене. Они продолжили развивать паточно-крахмальное дело, и вот уже в начале 20-го века внук Понизовкина решает рядом с заводом построить усадьбу, архитектором которой стал Николай Лермонтов.


Дом поражал инженерными решениями — стены были сделаны двойными, и пар от котла, находящегося в подвале, подавался внутрь стен, и в комнатах всегда было тепло и сухо. Тут были зимний сад и оранжерея, гостиная в модном тогда египетском стиле с росписями на стенах и резными колоннами.

Судьба всего этого великолепия мало чем отличается от судьбы большинства усадеб русских помещиков. После революции тут был детский дом, затем библиотека завода и клуб. В какой-то момент воздушную систему отопления решено было заменить на водяную, но она не справлялась с отоплением здания. С 90-х годов особняк пустовал, часть предметов интерьера попала в Ярославский художественный музей, но примерно треть пропала безвозвратно. Неизвестна судьба и богатейшей библиотеки Понизовкиных.


Кроме паточного завода Понизовкина, в Красном Профинтерне есть еще несколько занимательных построек. Первую, водозаборную башню, легко не заметить, потому что стоит она прямо в Волге и подход к ней зарос кустами и травой. Но если после въезда в поселок внимательно вглядываться в сторону реки, то можно заметить интересную круглую конструкцию к которой ведет мостик-лесенка.

Еще одно необычное сооружение для русского села — огромный по сельским меркам 40-квартирный пятиэтажный дом (тут тоже не обошлось без Понизовкиных). Немыслимый по тем временам дом для рабочих был построен с использованием всех возможных на то время инженерных решений: электричество, система водоснабжения и отопления. Тут был ледник, прачечная, бильярдная комната, детский сад. Сейчас инженерный шедевр находится в удручающем состоянии, больше половины квартир заброшены, на чердаке под дыры в крыше подставлены тазики, а электричество бывает пару часов в день.

А чуть южнее Ярославля в селе Великое находится интересный особняк купца Локалова. Здание, построенное архитектором Шехтелем, задумывалось Локаловым больше от обиды. Дело в том, что его отец хотел открыть в селе фабрику, но Великосельский совет не разрешил ее возводить. Фабрика все-таки была построена в 7 верстах от села, но осадок, как говорится, остался. И вот Локалов, ставший к тому времени одним из богатейших людей России, решил удивить односельчан уникальным особняком, в котором сам практически не жил. Здание стилизованно под классический русский терем с множеством декоративных элементов и увенчано шпилем с затейливым флюгером. Во дворе подсобные помещения: оранжерея, каретная, конюшня, баня, а так же парковые сады — после Великой Отечественной войны тут размещается детский дом.


Интересные места села Великое не ограничиваются одним только особняком Локалова. Храмовый комплекс, расположенный в центре села, именуют не иначе как Великосельским Кремлем, настолько он большой и внушительный. Тут и высокая колокольня, и кованые ворота, и маленькие часовенки.


Такой внушительный церковный ансамбль появился в селе Великое в те времена, когда оно было одним из богатейших в России. Тогда тут жило более 4 тыс. человек, а Великое было центром выделки льна. Сейчас вся центральная часть села представляет собой уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII-XIX веков.

Сама планировка села тоже интересна — улицы расходятся практически концентрическим кругами с центром как раз в «Кремле».
 Сами улицы узкие и зачастую без асфальта.

Проехать мимо храма в Рыбницах невозможно. Архитектура Церкви Спаса Нерукотворного образа отражает каноны ярославской школы зодчества 17 века, причудливо переплетенные с мотивами барокко и раннего классицизма, да и пятиглавие решено в «ярославском стиле» — поднятые на высоких барабанах огромные шарообразные главы собраны в тесную группу. 
Тут же есть довольно неплохой съезд к Волге, с хорошим пологим песчаным пляжем — отличное место для пикника, привала и рыбалки.

Еще один образец необычной архитектуры находится в некотором отдалении от остальных трасс, практически на границе с Костромской областью. Чтобы попасть в село Остров придется cделать крюк длинной около 50 километров по довольно разбитому грейдеру, зато потом вы будете сполна вознаграждены видом необычной для этих мест церкви. Издалека она кажется словно утыканной куполами и производит величественное впечатление. А о том, что село когда-то было очень богатым, напоминают резные наличники на деревянных домах и широкие улицы.