В наше время оценивать и выбирать автомобиль в отрыве от его цены - всё равно, что на кофейной гуще курс рубля предсказывать. Попробовать можно, но локти потом грызть придётся. Взять, к примеру, обновлённый Renault Duster. Зарубежный тест-драйв на родине Дракулы обнадёжил — модель добилась немалого прогресса, особенно по части комфорта. Да и прайс-лист после модернизации почти не изменился — от 584 тысяч рублей. Вот только между стартовым ценником «для рекламы» и реальным миром у нас по-прежнему пропасть...
Открываю официальный сайт Renault, залезаю в конфигуратор и начинаю высчитывать, во сколько обойдётся лучшая, на мой взгляд, версия со 109-сильным дизелем и полным приводом. Так... Комплектацию берём топовую Luxe Privilege — в ней есть почти всё необходимое. Опций заводских добавляем и... Ничего себе! 958 940 рублей! Неудивительно, что до рестайлинга дизель выбирали лишь 5% покупателей. Хорошо ещё, Renault недавно наценку за доставку в регионы отменила.
Кому нужен такой Duster? Как он себя проявит в России? Вопросов накопилось достаточно, чтобы в редакции на пару месяцев поселился этот автомобиль. Сразу оговорюсь — мы не будем ещё раз мусолить прописные истины о дизелях. Думаю, тот, кто задумался о покупке такой машины, хорошо представляет себе плюсы и минусы движков на солярке. Обсудим лучше сугубо практические аспекты владения «драгоценным» Duster.
Но, кстати, альтернативы дизельному Duster, по факту, нет. Kia Soul 2016 модельного года утратил «солярочную» версию в России. И хотя у дилеров ещё можно найти машины прежних выпусков, но по проходимости они с «Дастером» соперничать не могут. Opel Mokka и SsangYong Actyon также распродаются из остатков, поэтому с каждым часом возможность выбора сужается. Даже УАЗ и тот охладел к дизельным движкам — говорят, спроса нет. Остаётся только китайский Great Wall H6, но ценник на автомобили 2015 года выпуска зашкаливает за миллион... И правда, всё познаётся в сравнении. Выходит, дорогой Duster на деле вовсе не такой уж и дорогой.
Очевидно, всю прелесть дизельного кроссовера полностью поймёт только тот, кто много ездит. Поэтому редакторы «Авто Mail.Ru», на время отложив другие дела, форсированным маршем намотали на колёса «Дастера» порядка 10 000 км. Что удалось выяснить? Пожалуй, сначала предоставлю слово коллеге Вадиму Гагарину:
— Так случилось, что именно мне первому в редакции довелось узнать, как обновления в Renault Duster сказались на его «дальнобойных» качествах. За несколько дней я проехал на нём больше 4 тысяч километров. И Duster не подкачал! Турбодизель выдаёт солидные 240 Н∙м уже при 1750 об/мин, поэтому обгоны грузовиков даются кроссоверу элементарно — мотор легко вытягивает Duster с почти полной загрузкой и на четвёртой передаче. Вопреки опасениям, российские шины Amtel Cruise 4×4 не напрягали гулом и позволяли уверенно вписываться в скоростные повороты, а размерность 215/65 R16 — то, что нужно на разбитых дорогах! Задние пассажиры постоянно нажимают локтями на кнопки стеклоподъёмников (они расположены неудачно) — приходится активировать детский замок. Зато отдельное спасибо за новые кресла — да, и они не идеальны, но из «Дастера» больше не выходишь скрюченным!
А ещё реношники на презентации не соврали про всеядность нового 109-сильного дизеля. Напомню, ему предписано топливо строго класса «Евро 5». Но, согласитесь, мало кто на АЗС спрашивает сертификаты, да и верить им в российской глубинке можно не больше, чем фантикам от конфет. Так что мы сознательно заправлялись где придётся. Итог — всё в порядке. Мотор всегда запускался уверенно, работал ровно, сажевый фильтр не подавился.
Кстати, для дизельного «Дастера» 10 000 км — рубеж планового техобслуживания (на бензиновых версиях — раз в 15 000 км). Определённым утешением для поклонников «солярки» может служить тот факт, что, к примеру, замена ремня ГРМ им обойдётся на 4 тысячи рублей дешевле.
Ну и, конечно, здорово сэкономить можно на заправках. Как мы ни насиловали Duster ускорениями, московскими пробками, просёлками и длинными маршрутами, расходомер редко показывал цифры больше 7,1-7,3 л/100 км. Да, это почти на 2 л выше паспортных характеристик, но «Авто Mail.Ru» рассказывал, почему так происходит. Кроме того, будь мы редакцией журнала «Пенсионер-автолюбитель», наверняка сбросили бы ещё. Но ведь дизельный Duster так и подстёгивает нажать на газ! Эластичный мотор, непробиваемые подвески, довольно чёткая механика пробуждают юношеский задор. Если бы не заметные крены, да отдача неровностей в руль...
Тем не менее, мы честно пытались уловить пользу и от нового режима «Eco». Но пришли к выводу, что здесь работает скорее эффект плацебо — когда в комбинации приборов горит зелёная надпись, подсознательно плавнее едешь и реже пользуешься кондиционером. И всё равно выгоды ровным счётом никакой — хоть сколько-нибудь заметно расход не сокращается.
А вот в городской толчее Duster понравится только тем, кто не относит себя к лентяям и не видит ничего зазорного в том, чтобы почаще шевелить рычаг коробки. Как и у предшественника, передачи здесь короткие — выкручиваются быстро, а гонять стрелку тахометра по всему циферблату бессмысленно. Гораздо эффективнее и безопаснее для своих же ушей держать мотор в зоне средних оборотов, то есть между 2000 и 4000.
Но при этом назвать дизельный Duster провинциалом у меня язык не повернётся. Особенно «в максималке», когда машина идёт на красивых чёрных дисках, с металликом «хаки», акцентами под хром и кожаным салоном... Последний я бы, кстати, вывел в разряд опций, так как при всей своей практичности подобная обивка стоит дорого, сильно греется в жару и не даёт телу дышать, но в исполнение Luxe Privilege она включена по умолчанию. Впрочем, речь о другом. На Duster засматриваются. Даже в «разжиревшей» Москве. Люди подходят, заглядывают в окна, глазеют в пробках. В общем, никто не заподозрит вас в том, что кроссовер куплен на последнюю копейку и только ради экономии. Естественно, со временем автомобиль примелькается, но пока эффект новизны работает.
При этом не всё новое — значит капризное. Да, нынешний Duster — не полностью свежая модель, а плод модернизации. Но для российского обывателя это даже хорошо — нет повода переживать за надёжность. У нас, например, случилась лишь пара неполадок: стал неприятно дребезжать динамик в правой передней двери, и появился люфт у переднего пассажирского кресла. Терпимо. Гораздо больше раздражали житейские мелочи, от которых Duster так и не избавился. Я говорю, например, о горловине бачка омывателя, аккуратно залить жидкость в который едва ли возможно. Или про отсутствие крючков для одежды. Ну а подстаканники на центральном туннеле настолько мелкие, что банки с напитками или бутылки 0,5 из них постоянно вываливаются. Всё бы ничего, но ведь так и под педали что-то может закатиться...
И, безусловно, жаль, что покупателям дорогущего «Дастера» (в силу особенностей электронной начинки) недоступны электрообогрев ветрового стекла и дистанционный запуск двигателя. Вот они бы точно пригодились дизельной машине куда больше, чем кожаный салон. Хотя, может быть, я и не прав. Ведь «Duster-миллионник» — это выбор тех, кто начальные версии кроссовера уже перерос. Кто хочет получить не просто экономию на топливе, помноженную на надёжную ходовую, а нечто большее: престиж, комфорт и даже удовольствие от вождения. Вот почему в ходе обновления именно дизельный вариант, по ездовым ощущениям, преобразился сильнее всего. И если раньше про владельца такой машины можно было сказать «хочу настоящий внедорожник, но у меня нет денег», то сейчас, в кризис, всё обернулось с точностью до наоборот — «у меня есть миллион, и я знаю, как его потратить».
Фото автора и Дмитрия Отросткова