Водители против велосипедистов. Разбор ситуаций

4 июля 2015 года в Москве на Бульварном кольце появилась первая велополоса. Казалось бы, рядовое событие породило очередной виток противостояния водителей и велосипедистов
Тимофей Исаев

Что не могут поделить двухколесные участники движения и автомобилисты? Давайте разберемся! Но для начала предлагаем вашему вниманию небольшой ролик.

Как вы считаете, кто не прав в данной ситуации? Корни данного конфликта тянутся еще с советского времени. Так уж получилось, что автомобиль в СССР был уделом немногих счастливчиков, а велосипед никогда не воспринимался как полноценное транспортное средство. Свою лепту вносил и климат.

Времена изменились. Автомобиль перестал быть роскошью, многие граждане побывали за границей и узнали, что велосипед может быть не только забавой выходного дня. Однако статус велосипеда все равно меняется с очень большим трудом. (Самое забавное, что когда-то в точно такой же ситуации были сами автовладельцы, о чем можно узнать из статьи «Как придумали переход в неположенном месте».) Многим водителям это может не понравиться, но велосипед — это такое же транспортное средство. Об этом напрямую говорит пункт 1.2 ПДД.

Да и куда деваться велосипедистам? На проезжей части они мешают автомобилистам, на тротуаре — пешеходам. А велодорожек почти нет. Как ни странно, но ПДД разрешают и эту ситуацию — при отсутствии велодорожки велосипедист в возрасте старше 14 лет должен двигаться по правому краю проезжей части. И только в случае, если движение там невозможно, допускается езда по тротуару. Однако не надо думать, что велосипедисты ведут себя как ангелы. Случаев безответственного поведения именно велосипедистов предостаточно.

Для многих велосипедистов это станет откровением, но они обязаны останавливаться на красный сигнал светофора. Не притормаживать. Не «аккуратно проезжать». А именно останавливаться! Вы хотите, чтобы вас воспринимали как полноценных участников движения? Начните сами соблюдать ПДД! Кстати, освежить свои знания правил не мешает и водителям. Например, выучить, как выглядят сигналы руками, подаваемые велосипедистами. Иначе так и будут случаться подобные ситуации.

Еще одной точкой конфликта между водителями и велосипедистами становятся пешеходные переходы и пересечения при поворотах. Согласно пункту 24.8 ПДД, велосипедистам запрещается ехать по пешеходному переходу. Сразу оговоримся, этот пункт выглядит немного неоднозначно, ведь во многих странах с развитой велокультурой для велосипедистов делают специальные велопересечения, которые обычно идут параллельно пешеходному переходу. И все же понятно, почему этот запрет существует. Водителю тяжело заметить велосипедиста, двигающегося с высокой скоростью. Со стороны кажется, что автомобилисты просто не хотят пускать велосипедистов на «зебрах», но на самом деле чаще всего они просто не успевают их заметить и вовремя среагировать! И лучше всего разницу между человеком, идущим по переходу, и едущим на велосипеде, демонстрирует видеоролик.

А еще порой велосипедистов на дороге просто не видно! К сожалению, пункт 24.10 лишь рекомендует им иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, но не обязывает их это делать, равно как устанавливать фары и габаритные огни. Очень жаль! Дело в том, что аварии с велосипедистами зачастую происходят ночью именно потому, что их не видно. В видеоролике ниже велосипедист нарушил ПДД, но будь на нем яркий жилет, а на велосипеде — габариты, тяжелых последствий можно было бы избежать.

Наконец, есть еще одна потенциально конфликтная ситуация. По непонятной причине велосипедисты в России зачастую ездят по встречной полосе. Обычно их логика такая: «Я на „встречке“, значит, водитель меня лучше видит». Вот только это в корне не верно! ПДД обязывают велосипедиста двигаться в попутном направлении, в отличие от пешехода, который вне населенного пункта действительно обязан идти по встречной обочине. Связано это как с тем, что последствия лобового столкновения всегда сильнее, чем при наезде на велосипедиста сзади, так и с тем, что водитель все равно воспринимает велосипедиста как движущийся объект и ему гораздо сложнее, если навстречу идет сразу два потока — автомобильный с одной стороны и «велосипедный» с другой. А вот и наглядные подтверждения.

Так что же делать, чтобы преодолеть конфликт водителей и велосипедистов? Как ни странно, ответ только один — начать слушать и слышать друг друга! Мы не достигнем ничего постоянными склоками и агрессией, а жизнь все равно заставит нас принять факт существования другой стороны конфликта. Но в этом споре у нас есть один беспристрастный арбитр — правила дорожного движения.

Советы водителям:

  • Перед поворотом обязательно смотрите в зеркала.
  • Будьте особенно внимательны на переходах и при повороте направо, велосипедисты могут появиться неожиданно!
  • Заметили велосипедиста? Пропустите. Помните, уступает всегда тот, кто сильнее!
  • Припарковались? Посмотрите в зеркало, перед тем как открыть дверь.
  • Помните, вы защищены кузовом автомобиля и подушками безопасности, велосипедист не защищен практически ничем!
  • Будьте вежливы! Вас пропустил велосипедист? Махните рукой в ответ. Вам нахамили? Не обращайте внимания, самое главное, что все живы, а конфликт забудется через несколько минут.

Советы велосипедистам:

  • Всегда пользуйтесь шлемом, наколенниками и другой защитой. Эти средства действительно могут защитить вас от травм.
  • Всегда подавайте сигналы поворота руками. Чем понятнее ваши действия для окружающих, тем в большей безопасности вы будете!
  • На улице ночь или вечер? Обязательно используйте фары, катафоты и световозвращающие элементы. Стал заметным — спас себе жизнь!
  • Будьте особенно внимательными на перекрестках, пересечениях дорог и пешеходных переходах. Лучше спешиться на пять минут, чем оказаться на кладбище.
  • Будьте вежливы по отношению к водителям! Обязательно благодарите, если вас пропускают. И помните: они — такие же люди, как и вы.