Поведение безалаберных людей за рулем, которые устраивают «шашечки» на дорогах общего пользования, везде называют по-разному: опасное вождение, агрессивная езда, неаккуратные маневры... Но суть одна. Водителя, который беспорядочно перестраивается, резко оттормаживается и обгоняет справа, непременно накажут в Европе или США.
В Америке понятие «агрессивное вождение» определяется каждым штатом отдельно, но на практике оно почти везде одинаково. Чтобы полицейский имел право оштрафовать за агрессию, водитель должен совершить несколько опасных маневров подряд. Например, посидеть «на хвосте» у другой машины, перестроиться без поворотника и значительно превысить скоростной режим. Этого будет достаточно. В списке агрессивных маневров значится в среднем пять пунктов. Если хотя бы два-три из них (в зависимости от штата) можно приписать водителю, он попадает под статью «агрессивное вождение». Нарушения обязательно должны быть именно в комплексе, потому что каждое из перечисленных действий само по себе может быть вызвано банальной невнимательностью. Наказание крайне строгое: до 1000 долларов и полугода (!) за решеткой.
И это еще не все. В Штатах создали градацию неадекватных автомобилистов. Одной статьи для лихачей показалось мало, поэтому власти ввели понятие «дорожный гнев». Если водитель не просто лихачит, а еще и материт остальных, показывает неприличные жесты и угрожает каким-нибудь тяжелым предметом, значит, он в «гневе». С юридической точки зрения это уже не просто нарушение правил дорожного движения, а уголовное преступление. То есть водителя будут судить гораздо строже, и штрафом он уже не отделается. По этой статье можно попасть в тюрьму на несколько лет.
В европейских законах тоже детально прописано, кто такой агрессор и что ему грозит. В Великобритании список опасных маневров даже шире американских. И называется комплекс нарушений иначе — «неосторожное вождение». В этот перечень входят повороты с ручником, прием пищи за рулем и изучение навигационных карт во время движения. Штраф гигантский — до 5000 фунтов стерлингов. Но права могут и оставить. Взамен полиция предложит пройти обучающие тренировки, где будут рассказывать, что нельзя делать за рулем.
Можно привести еще массу примеров. О важности проблемы говорит тот факт, что в Канаде в 2003 году даже организовали международную конференцию, посвященную агрессивному вождению. Ее участники провели исследование, согласно которому в России 65% водителей каждый день встречаются с агрессорами. Из крупных стран у нас «почетное» второе место после США. Но почему же у нас не борются с лихачами?
А кто агрессор?
Пару лет назад вопрос о наказании агрессивных водителей активно муссировался в СМИ после того, как депутаты предложили штрафовать за опасную езду. Однако такого понятия в ПДД как не было, так и нет. Но автор инициативы депутат Ярослав Нилов подчеркнул «Авто Mail.Ru», что от идеи наказывать лихачей не отказывается: «Первый вариант законопроекта думский комитет отклонил из-за того, что неясны критерии агрессивного вождения. Мы переделали законопроект, который учитывает три фактора. Во-первых, в действиях водителя должен быть умысел. Во-вторых, инспекторы обязаны фиксировать маневры на видео. В-третьих, точку в любом деле по этому нарушению ставит суд. Сейчас второй вариант законопроекта находится на стадии консультаций».
В свою очередь, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в разговоре с корреспондентом «Авто Mail.Ru» также подтвердил, что тема с повестки дня не снималась. Парламентарий обратил внимание, что вся сложность в принятии «агрессивного» закона заключается в несовершенстве законодательной системы.
ПДД — не федеральный закон, а подзаконный акт, поэтому внести изменения в них можно только постановлением правительства. Парламент узнает о них постфактум. В этом плане даже на Украине и в Белоруссии более правильная система, чем в России.
В случае с агрессивным вождением медлит именно исполнительная власть, которая сначала должна ввести понятие агрессивной езды в ПДД. И только после этого депутаты смогут разработать наказание для нарушителей.
Проблему можно было бы решить гораздо быстрее, но, по мнению Ярослава Нилова, думский профильный комитет и правительство действуют несогласованно. «Мы еще в первый раз предлагали определить в правилах дорожного движения понятие агрессивного вождения. Но тогда нам из правительства прислали ответ, что в ПДД и так все есть. Написали, что за нарушение правил маневрирования уже предусмотрен штраф 500 рублей», — поделился подробностями депутат.
И все-таки в правительстве зашевелились. Тема больная, и заботу о безопасности водителей надо проявить... Как нам стало известно из нескольких источников, на одном из недавних рабочих совещаний у вице-премьера Игоря Шувалова МВД было дано поручение проработать критерии агрессивного вождения. Но как бы не оказалось, что столько времени было потрачено на поверхностную работу. Этот вопрос беспокоит всех причастных.
Необходимо полностью прописать все детали, чтобы избежать злоупотреблений со стороны полицейских. Например, беспорядочное перестроение — как это будут фиксировать и кто будет выносить вердикт? А если человек увидит разбитое стекло на дороге и резко затормозит? Он же не нарушитель! Во Франции, например, полицейский может наказать за агрессивное вождение любого, если посчитает, что поведение водителя представляет опасность для других. Может, он яблоко ест за рулем... Но у нас нельзя такие полномочия давать полиции.
С этим трудно не согласиться. В нынешней России было бы опрометчиво отделаться определением «агрессивного вождения» в две-три строчки. Иначе у гаишников появится повод оштрафовать любого автомобилиста. Каждый, кто имел счастье общаться с инспекторами ГИБДД, может пофантазировать, какое лакомое поле для взяточников откроется в случае поверхностных нововведений. Поэтому МВД предстоит едва ли не до сантиметров и угла поворота руля прописать параметры лихачества за рулем...
Все по баллам
Утихомирить буйных водителей во многих странах помогает балльная система наказаний. Водитель, систематически игнорирующий правила, будет вынужден расстаться с правами. Какие только схемы и особые способы подсчета не придумывают! В Америке в одних штатах балльной системы нет вообще, в других — число баллов за год существенно влияет на стоимость будущей страховки. В Германии при небольшой сумме нарушений отправляют на специальные теоретические курсы. А в Италии не только наказывают злостных нарушителей, но и поощряют добросовестных автомобилистов. За каждые два года без штрафов водитель получает «бонусные» два балла, отодвигая тем самым границу лишения. В Великобритании все просто: набрал 12 штрафных очков — лишился прав. Для примера, за упомянутое выше неосторожное вождение наказывают девятью баллами.
В России тоже была балльная система, причем еще во времена СССР. И два года назад депутаты предлагали ее вернуть. Но законопроект законом так и не стал.
Несмотря на очевидные плюсы такой системы, внедрить ее в России пока не получается. И дело не только в извечной проблеме коррупции. Основная причина, почему законопроект отложили, заключается в другом. «Большое число нарушений фиксируют камеры, и штрафы приходят владельцу. А что если за рулем был другой человек? Или машина оформлена на юридическое лицо? Единственный способ решить проблему — идентифицировать на фото водителя. Но тогда, во-первых, поднимется вой правозащитников... А во-вторых, у нас нет фотобанка водителей. Создать его очень дорого, и в условиях кризиса на это никто не пойдет», — объяснил Лысаков.
Коллега Вячеслава Лысакова по Госдуме Ярослав Нилов видит другую проблему. По его мнению, балльная система не будет работать в России нормально в наших реалиях: «При нынешней организации дорожного движения эту систему вводить нельзя. То разметки не видно, то знаки противоречат друг другу... Так можно за день насобирать на лишение и оказаться без вины виноватым. Вот когда будет все в порядке, тогда и можно вернуться к этому вопросу».
Похоже, балльная система если и приживется в России, то не в ближайшем будущем.
«Я все могу»
Наконец, в развитых странах зачастую ограничивают в правах начинающих водителей. Человек сразу после автошколы пока не готов контролировать себя в абсолютно любых ситуациях. Поэтому привыкать к реальному вождению без инструктора надо постепенно. Например, в США и Канаде установлены ограничения по скорости и времени суток. В Австралии и Новой Зеландии вообще первые два года после окончания автошколы можно ездить не более чем с одним пассажиром.
По нашей информации, в правительстве готовятся поправки в ПДД об особом положении для новичков. В начале года подобный проект подготовили в ГИБДД. Но в инспекции решили ограничиться запретом на буксировку и перевозку крупногабаритных грузов. Правда, позже предложили все-таки ужесточить еще и скоростной режим. Пока неизвестно, какой итоговый вид примут эти поправки, но на данный момент именно они ближе всего к воплощению в жизнь. А об агрессивном вождении и балльной системе мы, видимо, вспомним еще не раз.
Алексей Голиковский