Генетика утверждает, что у всех ныне живущих людей есть общий предок по материнской линии — так называемая митохондриальная Ева. Какими бы выдающимися качествами ни обладали другие, жившие одновременно с ней представительницы прекрасного пола, их гены размывались с каждым следующим поколением, а чьи-то исчезли совсем. Тем временем потомки митохондриальной Евы с каждым годом все больше доминировали в популяции и успешнее передавали свои гены.
В истории итальянской марки было нечто подобное. На Парижском автосалоне 1950 года была показана Alfa Romeo 1900, которая стала одной из поворотных точек в истории компании. Все следующие модели унаследовали у нее свои важнейшие качества.
Тут надо отмотать время чуть назад. До Второй мировой войны компания Alfa Romeo была известна как очень успешная гоночная команда, но вот в производстве обычных машин итальянцы еще не нашли своего пути. Все что выпускалось вплоть до конца 50-х — это мелкосерийные люксовые модели ручной сборки, тиражи которых исчислялись лишь сотнями экземпляров. «Альфе» нужна была своя маркетинговая находка!
В послевоенный период растет популярность гонок, в которых принимали участие серийные автомобили, и это натолкнуло итальянцев на хорошую идею. А что если сконцентрироваться на выпуске машин, которые предназначены для повседневного использования, но при этом способны на большее?
«Семейный автомобиль, который выигрывает гонки» — под таким рекламным слоганом пошел в производство седан Alfa Romeo 1900 (позднее появятся купе и кабриолет). Отцом модели стал Орацио Сатта — итальянский дизайнер, который впоследствии дослужится до должности вице-президента Alfa Romeo. Его проект стал первой моделью «Альфы», которая выпускалась серийно на конвейере. И технически он далеко ушел от предшественников.
Прорыв произошел по всем фронтам, но главные особенности этой модели — это отказ от архаичной рамной конструкции. У новинки шасси интегрировали с кузовом: это оказалось выгодно и с точки зрения спортивных повадок, и в плане комфорта. Ну а главное — конечно, цена. Если за предшествующую модель (6С 2500) просили 3,2 млн итальянских лир, то новинка оказалась сразу почти на миллион дешевле. Самое интересное, что по ходу своей производственной жизни она продолжила дешеветь. И это несмотря на то, что компания активно вкладывалась в создание новых модификаций и в модернизацию силового агрегата. Если в 1950 году за модификацию 1900 Saloon просили 2,31 миллиона лир, то четыре года спустя появится 1900 Super Saloon, который стоил 1,95 млн лир.
Успех не заставил себя долго ждать: Alfa Romeo 1900 стала продаваться тысячами. Модель прожила на конвейере до 1959 года, тираж седанов превысил 17 000 экземпляров, а купе нашли 1800 покупателей. И это было только начало. Дальше Alfa Romeo не раз будет пробовать создать массовую модель, не лишенную спортивной «перчинки». Это ее и спасет в трудные времена. Наиболее удачные разработки станут настоящими бестселлерами, а общее число выпущенных Alfa Romeo достигнет 8 миллионов.
Топ-5. Самые массовые «Альфы» в истории
5
Alfa Romeo Giulia
Выпущено 572 646 штук
1962-1978
Простенький компактный кузов сделал эту модель дешевой, а вот выдающийся мотор превратил ее в особенную! Двигатель Alfa Romeo Twin Cam обеспечил автомобилю огромный успех. Сам мотор дебютировал еще на предыдущей модели — Giulietta, — но с «Джулией» у него сложатся более продолжительные и плодотворные отношения. Легкий алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами и два распредвала станут характерной чертой альфовских моторов на много лет вперед. Компактный автомобильчик с 90-сильным мотором — в 60-е годы считалось очень круто. Вскоре появится 113-сильная версия. А стартовая цена базовой модификации — около 1,6 млн лир — много кому была по карману, что и вывело популярность этой модели на высоту, которая предшественницам и не снилась.
4
Alfa Romeo 147
Выпущено 647 480 штук
2000-2009
В 90-е годы «Альфе» вновь приходится радикально пересматривать производственную линейку, чтобы угнаться за более дешевыми марками. Сверхконкурентный сегмент моделей гольф-класса решено штурмовать за счет эффектного дизайна и некоторых технических «фишек».
Тут есть интересное сочетание качеств: с одной стороны, перед нами будничный автомобиль С-класса, но со своими находками по части стиля и эффектных материалов в салоне. Навязать соперничество таким бестселлерам европейского рынка, как Golf, Focus и Astra, конечно, не удалось, но для Alfa Romeo это все равно был огромный успех.
В России эта «Альфа» хоть и редко, но встречается. За экземпляры последних лет выпуска просят 400-500 тыс. рублей.
3
Аlfa Romeo 156
Выпущено 674 111 штук
1996-2007
Для нынешнего поколения фанатов «Альфы» именно с этой модели, как правило, начиналось знакомство с итальянской маркой: в 90-е годы на наш рынок в массовом порядке хлынули именно 156-е, и по сей день на вторичном рынке это самая распространенная «Альфа». За наиболее свежие экземпляры середины нулевых просят около 400 000 рублей.
Почему в нее влюблялись и продолжают влюбляться по сей день? Итальянцы в числе первых взяли на вооружение этот прием: «семейный» седан маскируется под купе. Заниженная крыша, «отсутствующие» ручки задних дверей, а ручки передних, напротив, подчеркнуты хромом. Кстати, обратите внимание, эта деталь размещена точно посередине между передней и задней осью: эта симметрия еще больше напоминает некоторые купе.
Несмотря на яркую внешность и спортивные настройки шасси, 156-я относилась к среднеценовой категории, что и обеспечило ей большой успех. Не помешало даже то, что надежность — не самая сильная сторона Alfa Romeo 156.
2
Alfa Romeo 33
Выпущено 866 958 штук
1983-1994
Рынок заставил итальянцев наступить на горло собственной песне: в 1983 году свет увидела одна из самых скромных (если не сказать «унылых») на вид Alfa Romeo. По части техники эта модель даже стала шагом назад: задние дисковые тормоза, которые были у предшествующей модели Alfasud, заменили на барабаны, конструкцию задней подвески тоже упростили в угоду удешевлению. Правда, повторить рыночный успех модели Alfasud все равно не удалось, но почетное второе место — тоже большое достижение.
Платформа Alfa Romeo 33 оказалась удачной, и на ней выпустят огромное множество модификаций, включая полноприводные и «заряженные» версии. Компания даже разработает гибридную «тридцать третью», что для 80-х годов — смелое решение. Правда до запуска в серию этот прототип не дойдет.
Эту модель привозили к нам в 90-е годы в небольших количествах, и сегодня «живые» экземпляры практически уже не встречаются на вторичном рынке. Просят за них в районе 100 000 рублей, что как бы намекает — это транспортное средство едва ли способно долго передвигаться своим ходом.
1
Alfasud
Выпущено 906 824 штуки
1972-1984
Это звучит удивительно, но «Альфа» создала собственную модель гольф-класса раньше, чем появилось такое понятие. Компактный переднеприводный хэтчбек Alfasud вышел на рынок летом 1972 года — за два года до появления Volkswagen Golf первого поколения. Впоследствии «немец» обгонит ее, но и успех «Альфы» — внушительный: почти миллион экземпляров.
Хотя Alfasud создавалась как массовая модель, в ней нашлось место необычным для того времени и не самым «бюджетным» решениям. Регулируемая рулевая колонка, дисковые тормоза на всех четырех колесах — для дешевого автомобильчика это было круто по тем временам. Под капотом установлен маленький «оппозитник» объемом 1,2 л — тоже редкость для подобных машин. Те, кто застал эту модель, утверждают, что она блистала ходовыми качествами и драйвом — как никто в категории доступных хэтчбеков.
В начале речь шла всего про 63 л.с., но «Альфа» не была бы «Альфой», если бы мощность не росла год от года. Рабочий объем увеличили до 1,5 л, и к началу 80-х мощность уже превысила 105 л.с. — так массовая малолитражка превратилась в «горячий» хэтчбек, получивший в названии приставку «Quadrifoglio Verde» («четырехлистный клевер»). В давние времена такую эмблему рисовали на гоночных машинах — на удачу, — а начиная с модели Alfasud компания стала отмечать этим символом наиболее скоростные модификации серийных машин. Хоть в основе была скромная и доступная малолитражка...