В Прованс за мылом, или Пенный тест Volkswagen Caddy

Помните навязчивую песенку? «...А там ещё немного и Прованс...» В этот регион Франции мы приехали не ради уютных кафе или красного вина, а чтобы протестировать новый Volkswagen Caddy
Алексей Кованов

На воскресной ярмарке во французском Марселе, столице Прованса, — яблоку негде упасть: свой товар на городскую площадь свезли ремесленники со всей округи! Больше всего здесь — торговцев мылом, лавандой и прочей парфюмерно-косметической продукцией, которые приехали на разномастных фургончиках. Притом основная масса машин — двойного назначения: завтра хозяин поставит снятые накануне кресла и отвезёт детишек на учёбу... Удобно?

Представляя Caddy четвёртого поколения, фольксвагеновцы как раз упирали на универсальность пассажирских версий: дескать, машину покупаешь одну, а получаешь... три — фургон, минивэн и даже кроссовер, если взять вариант 4Motion. Для «очень малого бизнеса», когда семья может позволить только один автомобиль, — самое то. Но действительно ли фургон столь же удобен и комфортен, как обычная легковушка? Ведь любой слесарь знает: универсальный инструмент всегда хуже специального.

Для справки, прежний «Кэдди» оставался адаптированной для «легковых задач» коммерческой техникой. В каком настоящем минивэне встретишь голый металл вместо пластиковой обшивки на верхней части дверей и бортов? Плюс слабая шумоизоляция и жёсткая подвеска... И это при том, что стоил «каблучок» ничуть не дешевле «цивильной» модели Touran, построенной на классном шасси от «Гольфа».

Пассажирская версия
Грузовая версия

Откровенно говоря, фургончику новой генерации легковые повадки взять было неоткуда: на презентации инженеры заявили, что силовая структура кузова и ходовая часть со сменой поколений остались прежними (подробности — в нашем материале «Старый Caddy на новый Life»)... А фольксвагеновский новичок возьми, и окажись совсем «легковым»!

Больше никакой экономии на обшивках и шумоизоляции. Из грузовых примет — только высокая командирская посадка да непривычный простор над головой. К слову, аккурат над головой расположена крайне вместительная и очень удобная «антресоль». И вообще, всевозможных бардачков, ящичков и полочек — видимо-невидимо. Но если обилием отсеков для поклажи щеголял и прежний Caddy, то опционная складная спинка переднего кресла и откидные столики на спинках передних кресел — признаки новой машины.

Впрочем, в погоне за титулом «Самый удобный семейный Volkswagen» Caddy продолжает отставать от «Турана». Во-первых, на регулировке спинки здесь сэкономили, отчего гости заднего дивана сидят слишком вертикально. Во-вторых, этим самым гостям недостаёт поручней и ручек: за что, скажите, хвататься, когда водитель прописывает крутой вираж? В ответ конструкторы лишь округлили глаза: «Вы первые, кто пожаловался на неудобство заднего дивана и отсутствие поручней...».

Зато на «грузовые» повадки жаловались многие: уж очень жёстко старый «каблучок» подбрасывал пассажиров на неровностях. Не ту машину прозвали «козликом»... Теперь ходовая идеально «растворяет» разнокалиберные неровности. Хотя схема подвески осталась прежней, изменились только настройки (в частности, у пассажирских версий сзади теперь двух-, а не однолистовые рессоры).

Что никогда не являлось предметом критики владельцев Caddy, так это управляемость. Нет поводов придраться и к новой машине. На прямой фургон стоит твёрдо, а стоит повернуть баранку... Выверенные усилия, точнейшие реакции — узнаю фольксвагеновскую школу! И только на неровной дороге задние колёса норовят «соскочить» на более пологую траекторию — нормальная реакция для зависимой задней подвески.

Выходит, слесари просто отстали от жизни. Универсальный инструмент не обязательно хуже специального! Даже со «смешным» силовым агрегатом 1.0. Со старта 102-сильный фургончик весело уносится вдаль, только успевай перещёлкивать передачи, поскольку до 2000 об/мин моторчик ещё не тянет, а после 5000 об/мин — уже. Вместо шустрых ускорений хотите мощного момента на «низах»? Тогда выбирайте дизель — даже 75-сильного 2.0 коммерческому «Фольксвагену» хватает.

Но хватит ли базовых моторов, чтобы тащить гружёную машину? Мы специально доехали до маленького городка План-д'Оргон, где притаилась семейная фабрика BleuJaune en Provance, выпускающая мыло Savon de Marseille. А так как Volkswagen заранее договорился, что группа журналистов приедет на производство, мы рассчитывали доверху загрузить фургоны мыльной продукцией и вдоволь погонять по окрестным дорожкам...

Не вышло. Нам просто показали производство и рассказали об истории марсельского мыла. Но мы не расстроились: всё равно таких двигателей наши автомобилисты не увидят. В России будут доступны только бензиновый атмосферник 1.6 мощностью 110 л.с., а также турбодизели объёмом 1,6 (75 и 105 л.с.) и 2,0 (110 и 140 л.с.) литра. И больше никакой бензиновой турбоэкзотики.

Первые экземпляры новых «Кэдди» дилеры начнут продавать через месяц. Притом фольксвагеновцы обещают российской публике сюрприз: со сменой поколений цены... понизятся! Напомним, что сейчас за самый простой грузовой фургон автосалоны просят минимум 878 тысяч рублей (1,2 TSI, 86 л.с.), а пассажирская версия доступна за 1 млн 26 тысяч.

Прайс-листы на остальные «каблучки» таковы: Citroen Berlingo (1,6 л, 110 л.с.) — от 746 тысяч за грузовую и 820 тысяч за пассажирскую версии. Соплатформенный Peugeot Partner обойдётся, соответственно, на 102 и 152 тысячи дороже «Ситроена». Посредине между двумя «французами» — третий: фургон Renault Kangoo можно купить за 844, а его семейную версию — за 934 тысячи рублей. Так что даже подешевевший Volkswagen Caddy останется самым дорогим «каблуком»...

Да здравствует мыло душистое!

Дорогим, но популярным. Третье поколение разошлось тиражом полтора миллиона экземпляров! Даже во Франции, где своих фургонов хватает, «Фолькс» любят. Например, такие автомобили трудятся на вышеупомянутой фабрике BleuJaune en Provance. Кстати, а вы знаете, что такое «Savon de Marseille»? Это знаменитое «марсельское мыло», история которого, правда, началась вовсе не во Франции, а в сирийском городе Алеппо, откуда рецепт привезли крестоносцы.

Так что мыло, которое из масел оливок и лавра сирийцы делали на протяжении тысячелетий, в Марселе начали варить только во второй половине XII века. Но как начали! Уже скоро продукт французских мыловаров стал знаменитым по всей Европе. К XVII веку спрос намного превышал предложение, отчего многие промышленники захотели увеличить прибыль, отойдя от традиционного рецепта.

Но король Людовик XIV принял закон, с 1668 года повелевающий именовать «Savon de Marseille» только продукт, сделанный на территории Марселя и окрестностей путём длительного вываривания оливкового масла со щёлоком, содой и морской водой. Этого рецепта, в котором полностью запрещены дешёвые животные жиры, марсельцы придерживаются и сейчас!

Кусок классического марсельского мыла образца 2015 года ничем не отличается от продукта года 1668: такой же неказистый кубик зеленовато-коричневого цвета, со штамповкой «72%» на боках — доля оливкового масла гарантированно составляет 72%. Схватив такой, туристы начинают старательно принюхиваться... Но «Савон де Марсей» ничем не пахнет! Поэтому сейчас публика больше предпочитает не традиционный, но более ароматный сорт, в который добавлена душистая лаванда.

Увы, но увидеть собственно процесс мыловарения не удалось. Оказывается, многие фирмы просто покупают готовый «мыльный гранулят», из которого формуют либо упомянутое «классическое марсельское», либо мыло по собственным рецептам, добавляя фирменные ингредиенты. И это тоже настоящее искусство! Специальные сорта для прыщавых юношей и престарелых бабушек... И даже десятки вариантов хозяйственного мыла.