Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян — из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.
Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша — это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.
От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы — еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку — так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение (что для этого нужно — в нашем F.A.Q. «Как получить водительские права»).
Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) — небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 — 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.
Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение — скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).
Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте — 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.
Еще одна особенность - светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно. Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.
А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.
Мы путешествовали на Skoda Rapid с 1,2-литровым турбомотором TSI мощностью 105 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Двигатель показал себя с хорошей стороны в условиях города, но вот на трассе его уже не хватало. Зато к расходу топлива никаких претензий — лишь 6,5 литра 95-го бензина на 100 км пути (в Россию такой мотор не поставляется — его место занимает 1,6-литровый «атмосферник»).
К небольшому минусу «Рапида» отнесем работу системы навигации. Уж больно часто она отправляла нас специфическими альтернативными маршрутами. С другой стороны, совсем «не туда» вы с ней тоже не уедете.
Чем запомнился Rapid еще, так это огромным багажником, объем которого составляет 530 литров. В наш экипаж входило двое взрослых и один маленький ребенок, требующий коляску. Влезло все! А ведь мы говорим об автомобиле В-класса (узнать, как смотрится «Рапид» на фоне конкурентов, вы можете в материале «Белая ворона»).
За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой — всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!
Варшава
Краков
После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.
Вроцлав
Курица не птица...
...а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.
Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление — здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать — Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.
Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.
Тимофей Исаев
Фото автора