11 декабря
Subaru Forester 2.0 MT 150hp
Машина огонь.Жаль что больше не выпускают на ручке...Единственно шумная,за такую цену могли бы поставить шумоизоляцию...экономичная на 100км по тра...
4.8
13 декабря
Kia Sportage 2.0 4WD AT
Классное авто за свои деньги. На 60 тыс. поменял передние колодки, на 95 тыс. задние колодки и наконечники рулевых, ТО по сервисной карте. К недост...
4
Все отзывы
8 января 2016 10:01, Транспорт

Лучшее за 2015. Как нас обманывают на АЗС

Может ли продавец брать с покупателя процент-комиссию при оплате пластиковой картой товаров и услуг? «Авто Mail.Ru» провел собственное расследование

Для создания данной статьи нам понадобилось полгода: нужно было собрать материалы, обзвонить кучу адвокатских контор и юридических фирм, направить несколько обращений в Роспотребнадзор, Центробанк и Министерство юстиции, а также написать несколько писем в крупнейшие российские банки. Поводом для истории послужил инцидент, произошедший в сентябре 2014 года на одной из автозаправочных станций в Гагаринском районе Смоленской области на 181 километре Минского шоссе (трасса М1).

Как-то раз по пути из Смоленска в Москву где-то на подъезде к Гагарину решили заправиться на одной из АЗС. Цены вроде бы приемлемые, да и на вид автозаправочная станция казалась вполне опрятной, хоть и не принадлежала к какой-либо крупной сети. Протягиваю пластиковую карточку и прошу залить в бак 95-го бензина на 1800 рублей. И вот дальше начинается самое интересное. Увидев ее, оператор АЗС сказала, что за оплату картой будет взята комиссия. Ну и дела! Интересно, с какой стати? На наши возражения и предупреждения, что данная операция противоречит российскому законодательству, кассир лишь виновато улыбнулась и сослалась на приказ начальства. Приказов, естественно, нам не показали, никаких предупреждений в уголке покупателя не висело. Сразу в голове завертелась идея: отличный повод разобраться в данном вопросе и написать статью.

Поэтому мы все же решили залить топлива на 1800 рублей и протянули карточку, предупредив, что вся информация будет передана в Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Все действия на данной АЗС мы зафиксировали на мобильные телефоны, благо были под рукой.

А теперь цифры: на момент покупки стоимость 1 литра бензина марки А-95 составляла 34 рубля. По выданному кассиром чеку нам должны были залить 52,94 литра топлива на сумму в 1799 рублей и 96 копеек. Но на топливо-раздаточной колонке высветились совсем другие цифры: 51,67 литра на сумму 1755 рублей 80 копеек. Вот это круто! Недолив больше чем в литр и недостача в 44 рубля! То есть «комиссия», которую с нас взяли, составила около 3%. А самое интересное, что в выданных чеках про взимание дополнительной комиссии за операцию нигде не указано ни слова! То есть по чеку у вас одни показания, а на колонке совсем другие. Той же ночью все факты были изложены в обращении на сайте Роспотребнадзора.

Через некоторое время мы получили ответ от смоленского отделения Роспотребназдора, в котором говорилось, что оператор данной АЗС была «привлечена к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ». По какой статье, к сожалению, непонятно. Возник и еще один вопрос: почему привлекли именно оператора, а не всю фирму? А самое главное, имеют ли право продавцы взимать с покупателя комиссию за оплату товаров и услуг банковской карточкой? В данном случае неважно, покупаете ли вы топливо, автомобиль или зубную щетку. Важен сам принцип.

Одна из причин, по которой нечистые на руку продавцы так поступают, это отмывание денег и уход от налогов. Представляете, какое количество денежных средств может накопиться на счетах фирм с помощью таких «комиссий»? Другая банальная и более распространенная причина — это перекладывание на плечи покупателя расходов, которые торговая организация несет за услуги эквайринга. Ведь, как вы понимаете, тот самый платежный терминал, что стоит на кассах или находится в руках курьера, обслуживается определенным банком. Логика проста: продавец не хочет терять деньги, ведь проценты за прием пластиковых карт банк удерживает не с покупателя, а с продавца, на чей счет зачислились деньги. Добросовестные продавцы берут все эти расходы на себя, а недобросовестные ищут уловки.

И все же, чтобы удостовериться в своей правоте, мы решили подготовить несколько вопросов и отправить их в различные организации для разъяснения российского законодательства по данной ситуации. Наиболее развернутый ответ предоставила юрист Princeps Consulting Group Оглоблина Екатерина:

«С недавнего времени продавцы не могут взимать с покупателя дополнительные процент-комиссию за операцию при оплате банковской картой товаров (работ и услуг), то есть несут гражданско-правовую ответственность за соответствующие действия. В пункте 4 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей» закреплена важная гарантия для потребителей: «при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов». Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей», установлена гражданско-правовая ответственность продавца (исполнителя) за нарушение права потребителя на выбор способа оплаты товара (работы, услуги) и возникшие в связи с этим убытки. Более того, с 1 января 2015 года субъекты предпринимательской деятельности могут быть привлечены и к административной ответственности. Так, статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 мая 2014 года № 112-ФЗ, которая установила административную ответственность за следующие противоправные действия (бездействия):

— неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с* федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным;

— нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Анализируя указанный пункт, можно сделать вывод о возможности его расширенного толкования, то есть включения сюда административной ответственности за установление более высокой цены, в случае оплаты товара (работ, услуг) по безналичному расчету. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный вид административного наказания за соответствующее правонарушение — административный штраф в следующем размере: для должностных лиц — от 15 до 30 тысяч рублей; для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Так как индивидуальные предприниматели не поименованы в качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения, они будут нести ответственность как должностные лица, в соответствии с указаниями, содержащимися в примечании к статье 2.4 КоАП РФ. Что касается органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, то соответствующими полномочиями наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ), также полномочия имеют ее территориальные органы и подразделения (статья 23.49 КоАП РФ), и органы прокуратуры, в порядке осуществления общего надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ). Таким образом, потребители, чьи права нарушены завышением цены товара (работ, услуг) в зависимости от способа оплаты, могут обратиться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении продавцов к административной ответственности, а также обращаться в суд за защитой нарушенного права».

Более того, как нам ответили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей», «продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя» (правда, там же сказано, что от этого правила освобождаются фирмы, которые имеют минимальный оборот).

Также посмотрим, что содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Итак, при покупке товара в розницу между продавцом (коммерческой организацией) и покупателем (физическим лицом) заключается публичный договор. В соответствии со статьей 426 ГК РФ, «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)». Данной нормой предусмотрено, что «коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами» (абзац 2 пункта 1 статьи 426 ГК РФ). В том числе указано, внимание, что «цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей» (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).

Более того, обычно в договорах между торговой организацией и банком-эквайером присутствует пункт, в котором прописано, что цена товара, оплаченного по карте, не должна превышать обычную цену, установленную при оплате наличными денежными средствами, да и сами правила большинства международных платежных систем, как минимум, не приветствуют взимание дополнительной комиссии с держателей карт при оплате ими товаров и услуг.

Итак, что же может сделать потребитель, столкнувшийся с подобной ситуацией? Во-первых, тщательно зафиксировать все факты нарушения любыми средствами. Чем больше будет свидетелей, тем лучше. Затем следует написать продавцу товаров и услуг претензию с требованием возврата суммы комиссии (да, пусть 44 рубля, важен сам принцип). Плюс, можно сделать соответствующую пометку в «Книге жалоб и предложений». И пишем обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, где описываем случившуюся ситуацию, прикладываем все фото- и видеодоказательства. В конце обращения добавляем фразу наподобие этой: «Прошу проверить деятельность (название организации, ее адрес) и дать юридическую оценку действиям (ФИО и должность продавца). О принятых мерах прошу известить меня в письменном виде в установленный федеральным законом от 21 апреля 2006 года № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” срок». Также можно отправить письмо в свой банк, где была оформлена пластиковая карточка, и написать претензию, которая вашим банком будет передана в ту или иную платежную систему — не будем вдаваться в подробности всей цепочки санкций, но скажем лишь то, что в конечном итоге торговая организация-нарушитель будет выплачивать штрафы. Ну и, конечно же, можно подать в суд на продавца-нарушителя.

Автор благодарит Princeps Consulting Group, Министерство Юстиции Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также лично Екатерину Оглоблину, Дениса Ширяева, Инну Ксензову и Владимира Шмелева за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
706
kavi
А скажите мне умники, а с чего это банк берёт проценты с каждой оплаты картой, ведь не всегда оплачивается покупка товара, в товар уже можно заложить % банковский, ведь картой ещё оплачивается и услуги, банк ничего не делает, не оказывает услугу которую получает плательщик картой или не закупает товар и не реализует его, но с каждой оплаты картой банк берёт аж 5%, это за какие такие заслуги, а ведь ИП оплачивает ведение счёта ежемесячно и передвижения средств по счетам и между счетами ИП тоже оплачивает, так за что банк берёт %, объясните мне пожалуйста??? А ещё когда человек вставляет карточку в банкомат и со своей карты переводит деньги на другую карту банк с него тоже берёт 1%, ведь в данном случае клиент банка сам производит транзакцию не задействовав операциониста, ведь раньше за это не брали %, кто и когда их включил и на каком основании ??? Так что здесь надо разбираться с банками, они бедненькие пухнут от бедности и дыры получают в миллиарды, где нибудь в офшорах, так что всё это придумано, чтобы грабить малое предпринимательство и специально продвигается идеи о полном переходе на пластик, тогда банки просто будут монополистами и уже они будут писать законы.
СсылкаПожаловаться
субъективное мнение
В данном случае АЗС нагло переложила оплату собственного договора с банком на плечи покупателя.
СсылкаПожаловаться
Егор Николаевич
что за наивняк от пожилой бабушки? откуда такие махровые иждивенцы-мечтатели у нас расплодились? "добросовестный продавец берет расходы на себя" - это что за кретинизм? добросовестные продавцы давно по папертям расположились, а остальные - адекватные предприниматели - дебит/кредит, конкуренция, много труда и нервов - сотрудникам тоже надо зарплату платить и чем-то детей кормить. Автор мог бы, как добросовестный покупатель, с каждой покупки картой отдавать 3%-7% мне, а я буду его посты до конца читать. Поразвелось клоунов благодаря подобным постам - предлагаешь им сэкономить при покупке наличкой, нет же - до такой степени зажрались, что начинают барагозить и всякую шляпу постить... сами из себя ни чего не представляют, просто ноющее дно по жизни, офисный планктон, ни чего не производят, только бумагу пачкают и какают, короли жизни, йопта!... за то у них всякий предприниматель это мироед и барыга, обваривается просто как свинья, сидит целый день пузо чешет и бабло загребает лопатой и поэтому по жизни им должен... ну откуда в России столько идиотов?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru