На мировом автобазаре идет непрерывный торг: конкуренты демпингуют, покупатели сбивают цены, и многим производителям не остается ничего, кроме как делать ставку на максимально доступные изделия. Впрочем, они не жалуются. Как известно, на одноразовых шариковых ручках, бритвенных станках и зажигалках делаются миллионные состояния. То же и в автопроме. Тренд на тотальное удешевление задал Ford T в далеком 1908 году. Сегодняшние последователи «Жестянки Лиззи», быть может, и не останутся в веках подобно своей прародительнице, но, как и она, притягивают покупателей своим главным качеством — ценой.
В России самым дешевым автомобилем является Daewoo Matiz, выпускающийся в Узбекистане, а вот китайский и индийский автопром пошли дальше узбекского и освоили заметно более дешевые разработки.
299 000 руб. — Daewoo Matiz
На российском рынке в самом низу автомобильной иерархии находится Matiz: старенький Daewoo уже много лет удерживает титул самой дешевой машины из тех, что продают наши официальные дилеры. И хотя модель неумолимо приближается к своему двадцатилетию, спрос на нее по-прежнему в разы выше, чем на более современные аналоги — Kia Picanto и Chevrolet Spark. Они в полтора раза дороже «Матиза», так что он — вне конкуренции.
Моторчик объемом 0,8 л, убогий салон, посредственная безопасность и клеймо «дешевле Гранты» — не помеха. Одним из секретов долголетия является дизайн. Знаменитая фирма Italdesign, приложившая руку к созданию этой модели, вовремя уловила западную моду на маленькие, кругленькие, смешные машинки. За последние 20 лет всю Европу заполонили ярко раскрашенные «Смарты», Fiat 500, Peugeot 107 и их аналоги. Ну а нам от этого дизайнерского направления по карману то, что попроще — корейско-узбекский автомобильчик.
245 000 руб. — Zotye Z100
CNY 29 999
В нашем рейтинге дешевых машин это одна из самых свежих разработок. Китайцы запустили ее в производство в 2013 году. По своему стилю модель близка к седьмому поколению Suzuki Alto (образца конца «нулевых»). Насколько они близки технически — вопрос дискуссионный, поскольку ни о каком официальном участии Suzuki в создании этой модели не сообщалось.
При столь доступной цене оснащение машины не назовешь таким уж бедным: уже «в базе» есть кондиционер, аудиосистема с MP3, легкосплавные диски и бортовой компьютер. Правда, две подушки безопасности, АБС, парктроник и противотуманки — только в самой дорогой комплектации. Но доплата за эти элементы «красивой жизни» совсем невелика: около 40 000 рублей на наши деньги.
224 000 руб. — Maruti Alto 800
Rs. 282 694
Тут никакого плагиата: название Alto присвоено этой модели по праву, так как в ее основе лежит лицензионная версия Suzuki Alto пятого поколения (родом из 90-х), но при этом модель в Индии развивалась по своему пути, и перед нами уже вторая генерация индийско-японской малолитражки. Alto 800, дебютировавшая в 2012 году, вышла более или менее современной и симпатичной на вид машинкой, совершенно непохожей на японский прообраз. Тут индийцы потрудились на славу!
В списке оснащения упоминаются такое ценное оборудование, как держатель для бутылок и коврики — больше похвастать нечем. В базовой комплектации нет даже печки и усилителя рулевого управления. Но при такой цене жаловаться не приходится.
170 000 руб. — Zotye TT
CNY 20 800
В момент своего дебюта в 2010 году Zotye TT стала самой дешевой моделью в мире, обогнав по этому параметру индийскую Tata Nano. За прошедшие пять лет обе компании переписали прайс-листы, а курсы валют заметно поменялись, и «китаянка» сегодня откатилась на второе место. Секрет такой дешевизны Zotye TT заключается в том, что перед нами исключительно старая японская разработка, которая в XXI веке обрела в КНР вторую жизнь.
Zotye TT — не что иное, как лицензионная версия Suzuki Alto второго поколения, которое создавалось еще в начале 80-х годов. Его 0,8-литровый моторчик развивает всего 37 л.с., хотя при массе кузова в 645 кг с этим можно мириться. Китайский ТТ способен набирать 120 км/ч — на целых 2 км/ч больше, чем «Запорожец 968 М».
162 000 руб. — Tata Nano
Rs. 204 189
Изначально эта модель вышла на рынок по цене около $2000, фактически поставив точку в вопросе, насколько дешевой может быть машина. Но за семь лет, прошедших с момента дебюта, индийской фирме пришлось несколько поменять рыночную стратегию, доработать машину, сделать ее намного дороже. И все равно именно Tata Nano сегодня удерживает титул наиболее доступного автомобиля в мире.
Если поначалу Nano отличалась предельно бедными комплектациями (многое из современного оборудования не предлагалось даже за доплату), то нынешняя версия уже обладает аудиосистемой с Bluetooth (в топовой комплектации — с четырьмя динамиками). Если прежде в салоне вместо бардачка были лишь аскетичные полки, то теперь слева и справа на передней панели появились закрывающиеся ящички. На кузове отныне есть хром, колеса доступных версий, ранее не имевших декоративных колпаков, теперь их обрели.
К сожалению, Tata Nano не оправдала возложенных на нее надежд. Индийский концерн рассчитывал продавать по 15-20 тыс. штук в месяц, но даже на пике популярности (в 2011-2012 годах) компании удавалось реализовывать всего по 6 тыс. штук ежемесячно.