От Rally Masters Show на этот раз ждали многого. Всё-таки в 2015 году престижное мероприятие (подробнее о его формате — в нашем прошлогоднем репортаже) справляет первый маленький юбилей — пять лет. Да и 70-летняя годовщина праздника Победы на носу. Как тут не подготовить что-то особенное для гонщиков и зрителей?
Но быстрее всех подсуетилась погода. После аномально тёплого начала весны, в середине апреля Москву вновь накрыли дожди и снегопады. В день сбора участников на набережной гребного канала в Крылатском уже привычно стали расти фирменные шатры спортивных команд, однако в воздухе витало ощущение скорее не торжества, а сомнений. Всем было понятно, что гонять по заснеженной «трёхмерной» велодороге — то ещё удовольствие.
Впрочем, деваться некуда — ралли, пусть и в таком сжатом формате как RMS, проходит в любую погоду. Инженеры ломали головы по поводу настроек подвесок и выбора покрышек на завтрашний день. А я же думал о том, каким чудом организаторам удастся заманить зрителей, ведь добровольно морозить себя решаться только фанаты автоспорта.
Но тем, кто придёт даже вопреки обстоятельствам, надо ведь ещё и шоу обеспечить. И с этим тоже могли быть определённые проблемы. Гуляю я по сервис-парку и вижу, как серьёзно кризис подкосил участников элитного автоспортивного состязания. Опасения подтвердил официальный документ — в стартовом листе значились 44 экипажа. Для сравнения, в 2014 году их было 65... Не смогли приехать в столицу прибалтийские сорвиголовы на газовских ретро-грузовиках, стало явно меньше редких интересных машин, ну и самое главное — в заявках не было по-настоящему громких мировых имён вроде прошлогоднего победителя Маркко Мартина или звёздного японца Тошихиро Араи. А ведь только упоминание спортсмена такого уровня могло крепко взять зрителя за душу и притащить в Крылатское.
В общем, юбилейное Rally Masters Show рисковало превратиться в этакий междусобойчик, интересный разве что самим спортсменам и узкой гоночной тусовке.
И всё же на этом, как поначалу казалось грустном, празднике нашлось вкусное угощение. Его собрали, что называется, с миру по нитке. Но в итоге получилась действительно неплохая компания. К примеру, российская команда Subaru URT воссоединила на Rally Masters Show экипаж прошлогодних чемпионов России и Эстонии — двух Алексеев: Лукьянюка и Арнаутова. Кстати, именно они в итоге и победили в абсолютном зачёте. А привёз их к первому месту уникальный для российского ралли автомобиль — Subaru WRX STI новой генерации. Да-да, пока японская компания сосредоточилась на кольце, подопечные Сергея Успенского по-прежнему делают ставку на классические ценности. Кстати, для «Стихи» образца 2015 года Rally Masters Show стало первым асфальтовым выездом.
Конкуренцию чемпионскому дуэту собирались навязать с десяток экипажей из России, Финляндии, Казахстана, Прибалтики и Израиля на разномастной полноприводной технике. В их числе — обладатель Кубка России и руководитель компании «Академия Ралли» Михаил Лепехов. Он вывел на старт единственный в своём роде автомобиль — Volkswagen Polo 4×4, который болельщики успели метко окрестить «Царь-Polo» за солидный внешний вид и мощный (без малого 300 сил) мотор. Ну а штурманом у Лепехова ехал никто иной, как обладатель двух подиумов в чемпионате мира и бывший пилот фордовской команды Евгений Новиков.
Кроме того, болельщики могли вживую сравнить два быстрейших переднеприводных ралли-кара планеты: Renault Clio R3 Дмитрия Мячина и Citroen DS3 R3 Петра Туркина. А на закуску подавались деликатесы в виде экзотических заднеприводных Subaru BRZ, Porsche 911 Carrera RC или BMW M3, а также исторических раритетов Toyota Celica ST185, Lancia Stratos и Ostin Mini 1000 — ведь их выезд в «боевом» режиме уже сам по себе событие! Тем же, кто ностальгирует по отечественным раллийным баталиям, предлагался набор из различных спортивных «Жигулей» — от «копейки» до «пятёрки» — и красивейшего «Москвича — 412».
Но в итоге, как и на многих официальных этапах прошлого года, солидный кворум участников обеспечили прежде всего экипажи зачёта Volkswagen POLO CUP — для нас это было первое сражение в новом гоночном сезоне. К счастью, даже в непростые времена «Академия Ралли» при поддержке российского представительства немецкой марки удалось не просто сохранить, но и развить единственный в нашей стране раллийный монокубок. Загибайте пальцы: к восьми «боевым» автомобилям серии прибавились два седана Volkswagen Polo судейских «нулевых» экипажей под управлением наших коллег Георгия Хачатурова и Сабины Актериной, а также вспомогательный десант в лице Алексея Ковальчука на доработанном «Полике» и Антона Захарова из команды B-Tuning на кольцевом хэтчбеке Polo категории R2 с секвентальной коробкой передач. Плюс к тому, на специально подготовленном Volkswagen Polo выступила 11-летняя картингистка Ира Сидоркова, которая уже потихоньку осваивает взрослую технику.
Неудивительно, что шатры «Академии Ралли» образовали в сервис-парке собственный мини-город. В котором, к слову, радушно принимали гостей — задорная музыка, улыбчивые девушки-модели, конкурсы для зрителей... Здесь можно было с пользой провести чуть ли не целый день. Однако, большинство фанатов предпочли отправиться непосредственно на трассу. И не прогадали.
Видимо, природа почувствовала все старания организаторов, команд и спортсменов, поэтому в гоночный день подарила Крылатскому немного солнца, попутно избавив от осадков. Настроение у всех поднялось. И было бы глупо не использовать такой шанс по полной — надо показать всё, на что способен!
В который раз прокручиваю в голове расклад на текущую гонку. Автомобиль в целом знакомый. Мне предстояло повести в бой по-прежнему единственный в зачёте Volkswagen POLO CUP 155-сильный седан. На нём экипаж «Авто Mail.Ru» выступал в концовке предыдущего сезона и в финале даже завоевал второе место. Кстати, протестированная нами коробка передач со сближенными третьей и четвёртой ступенями была признана удачной и с 2015 года используется на всех автомобилях моносерии. Вопрос только в том, что по асфальту на седане мне ещё ездить не доводилось — снова придётся привыкать.
Не менее важный компонент успеха — надёжный штурман. С этим тоже всё оказалось в порядке. Голос бессменного «ко-драйвера» Елены Кузнецовой я уже понимаю с полуслова.
Трасса? В прошлом году мы впервые выступили на Rally Masters Show, остановившись в шаге от очковой зоны. Поэтому некоторые ключевые места запомнить удалось. Однако, организаторы слегка изменили конфигурацию спецучастков, в первую очередь велодороги. И это сразу внесло интригу во время ознакомления. Например, как вам такое место — выход из ходового виража и сразу спуск длинной пару сотен метров. В конце — крутой левый поворот под 90 градусов. Срезать его нет возможности, мешают деревья и мусорный бак. А прямо перед входом вырастает из асфальта незаметный «лежачий полицейский». Испугаешься и затормозишь рано — потеряешь уйму времени. Опоздаешь — как минимум разворотишь подвеску или колёса, как максимум — улетишь прямиком в забор на зрителей. Или возьмём концовку допа «Гребной канал». Финиш, понятное дело, все пролетают ходом, а сразу после судейского значка коварный подброс и торчащий из земли бордюрный камень...
И вот наш седан Volkswagen Polo порыкивает форсированным мотором в стартовой арке. Впереди восемь спецучастков общей дистанцией порядка 37 км. По паре раз спортсменам предстоит проехать олимпийскую велодорогу в обоих направлениях и аж четыре раза «Гребной канал» перед зрительской трибуной. Вроде бы плёвое дело. Длина допа — жалкие 730 м. Выстрелил по прямой, покрутился на потеху публике вокруг тюков с сеном и снова в разгон до финишного виража. Но любая помарка на этом отрезке сразу приводила к огромным потерям. Ведь при такой скромной дистанции даже две-три секунды проигрыша можно считать пропастью.
Увы, мы это ощутили на собственной шкуре. Подумав, что набранной скорости мне будет достаточно, я решил нарезать кренделя вокруг тюков на второй передаче. Оказалось зря. Высокооборотный мотор свалился в режим недостаточной тяги и очень долго из этой «ямы» выбирался. Закономерный итог — проигрыш в секунду основным соперникам и только седьмое место из восьми в зачёте Volkswagen POLO CUP.
А ещё я успел заметить, как много осталось на трибунах свободных мест. Неужели и правда провал? Но когда мы стартовали на велодороге, всё встало на свои места. Нашего зрителя на мякине не проведёшь. Он уже прекрасно понимает, что эффектно «джимханить» вокруг тумб из сена способны лишь полноприводники, а переднеприводные тачки в потугах изобразить дрифт — довольно унылое зрелище. Другое дело велодорога. Вот тут настоящее буйство страстей — здесь решается судьба гонки! Потому и облепила публика виражи Крылатских холмов. По предварительным данным, в 2015 году Rally Masters Show посетило около 15 000 человек — есть новый рекорд!
Второй доп пролетаем по ощущениям очень бодро, но положение в турнирной таблице улучшить не удаётся. Зато перед глазами застыл очередной наглядный пример того, что даже шоу-гонка — это настоящий автоспорт. Интересный, но опасный. После длинной ходовой связки Subaru Impreza Андрея Мичулита / Лидии Виноградовой не вписалась в крутой правый поворот через мост и улетела сквозь кювет в толпу зрителей. К счастью, все остались живы.
И снова «Гребной канал». Теперь действую по-другому. Поровнявшись с первым тюком, слегка дёргаю гидравлический ручник и разгруженные при жёстком торможении задние колёса срываются в скольжение. Пока автомобиль таким образом в заносе огибает препятствие, врубаю первую передачу и снова газ! Получилось! Улучшаем своё время на умопомрачительные три секунды и показываем третий результат в рамках Volkswagen POLO CUP. А вот финиш допа, как я и ожидал, подкинул участникам сюрприз — приземлившись после подброса, не смог продолжить движение Volkswagen Polo экипажа Артур Мурадян / Павел Челебаев. Разрушился привод — обидный сход.
Второй визит на велодорогу дал нам очередное улучшение результата, а спортивному каналу «подарил» невосполнимую потерю. На том самом опасном спуске к «лежачему полицейскому» не удержал свой автомобиль Александр Алибеков. И не просто автомобиль, а легендарную «Лянчу Стратос»! Удар левым бортом, и раритет замирает на обочине с вырванным колесом и раскуроченной подвеской...
Сервисный перерыв проходит спокойно. Наша машина работает как часы, полуслики DMACK обеспечивают хороший «держак», поэтому ограничиваемся протиркой стёкол и наслаждаемся коротким отдыхом. А вторую секцию начинаем четвёртыми в Volkswagen POLO CUP с преимуществом над ближайшим преследователем Романом Катуниным в... одну десятую секунды! Вот это борьба!
Пристрелявшись к «Гребному каналу», почти все участники на второй секции ралли проходят его без проблем. А вот велодорога в обратную сторону оказалась крепким орешком. Лично я, например, не принял в расчёт, что сырая земля, которую во время многочисленных срезок вынесли на асфальт, сделает входы и апексы поворотов таким скользкими. Чуть не вылетев на обочину в одном из опасных мест, сбавляю темп и буквально заново нащупываю траектории. Пока наловчился, пока приспособился — и вот уже финиш... Естественно, с весьма скромным результатом. Пришлось пропустить вперёд Дениса Ростилова, которому ассистировал прошлогодний победитель Volkswagen POLO CUP Алексей Игнатов. Но ещё больше не повезло другим нашим преследователям — Роману Катунину с Александром Дегаевым. После скоростного отрезка они не смогли вписаться в ретардер, забодали тюк с сеном и приговорили свой Polo к кузовному ремонту.
На «Гребном канале» отыгрываем чуть-чуть у Ростилова, но на втором прохождении велодороги он вновь впереди. Даже несмотря на то, что мне удалось справиться со скользкой дорогой и проехать доп заметно быстрее, чем в первый раз. Но, видимо, Денис объективно был сильнее в тот день. И потому заслуженно поднялся на четвёртое место. Мы же с Леной Кузнецовой довольствовались пятым, впервые получив очки на асфальтовой гонке.
А победителем первого этапа Volkswagen POLO CUP стал «легионер» из полноприводного лагеря Юрий Аршанский. Опытному пилоту с не менее опытным штурманом Михаилом Соскиным не составило труда адаптироваться к новой машине, и они сразу привезли её не только к первому месту зачёте монокубка, но и к бронзе переднеприводного класса R2. То есть Юрий уступил лишь куда более продвинутым и дорогим автомобилям Peugeot 208 R2.
Впрочем, путь Аршанского к первой победе в Volkswagen POLO CUP отнюдь не был усыпан розами. Всего 10,9 с отстал от лидера дуэт Андрея Вавилина и Дениса Пиманова. А замкнул тройку призёров ещё один наш коллега Дмитрий Соколов в паре с Владимиром Сазоновым. От второго места их отделило также порядка 11 с. И это говорит только об одном — силы примерно равны, борьба во втором сезоне моносерии предстоит жаркая. Тем более, в соревновательный процесс, наверняка, вклинятся новые участники.
Поэтому, на мой взгляд, сейчас нет смысла проводить параллели с Volkswagen POLO CUP образца 2014 года и говорить об изменениях в моносерии. Тем более, они не особо существенные. Понятно, что все машины были тщательно осмотрены и перебраны (как говорят механики, прошли «ребилд»). Естественно, стоимость аренды техники несколько возросла (большинство запчастей и расходники покупаются за валюту). Но зато траты спортсменов получилось оптимизировать за счёт календаря — из него убрали дорогие по логистике южные гонки, оставив только самые престижные в Центральном и Северо-Западном регионах. Да и количество этапов сократилось с девяти до семи.
И вот как выглядит Volkswagen POLO CUP 2015 года в сухом остатке.
Сколько стоит?
120 тысяч рублей — аренда полностью снаряжённого «боевого» автомобиля и гоночной экипировки на одну гонку
16 тысяч рублей — обязательный стартовый взнос организатору этапа Кубка России по ралли
15 тысяч рублей — доставка гоночного автомобиля до места проведения соревнований (подсказка — на этом можно сэкономить и привезти машину своими силами)
Таким образом, с учётом проживания, питания, проезда и прочих накладных расходов участие в одном этапе Volkswagen POLO CUP вполне может уложиться в 200 тысяч рублей.
Но! Ещё 300 тысяч рублей придётся найти на страховой депозит. Он вносится в «кассу» единожды и возвращается, если вы во время гонки не поломали автомобиль. Однако, рассчитывать на это новичкам не стоит. Не имея достаточного опыта, сохранить машину в девственном виде вам вряд ли удастся.
Что я получу за эти деньги?
Прежде всего полностью готовый к старту Volkswagen Polo с комплектом шин и топливом. Также вам выдадут почти всю необходимую экипировку: несгораемый комбинезон и бельё, шлем, перчатки, комплект командной одежды. А впридачу — обеспечат кучу приятных бонусов. Начиная от кейтеринга во время гонки и заканчивая медиа-отчётом для спонсоров.
Что от меня требуется?
Помимо денег и желания, не так уж и много. Для участия в гонке вам пригодятся водительские права, полис обязательного медицинского страхования, а также спортивная лицензия (само собой, «Академия Ралли» подскажет, как её оформить). Из экипировки потребуются специальные ботинки и система защита шеи вроде HANS или Hybrid — эти вещи вы без труда найдёте с специализированных автоспортивных магазинах. Ну и самое главное — вам придётся подумать, как обеспечить себя обычным гражданским автомобилем для записи стенограммы во время ознакомления с трассой. Для этого большинство гонщиков либо едут до гонки своим ходом, либо берут машину напрокат уже на месте.
Фото «Академии Ралли» и TTK Motorsport Events