Настоящим эстетам приходится туго: заградительные пошлины на подержанные иномарки действуют в нашей стране настолько долго, что всё любопытное и недорогое давно «вымыто» с рынка. Так что если вы хотели, как в английской телепередаче Wheeler Dealer, купить какую-нибудь еле живую BMW Z1 или Mazda RX-7, малой кровью привести ее в рабочее состояние и гонять по выходным — забудьте. У нас подобная забава будет тяжела даже для кошелька зажиточного гражданина.
Но вас могут приятно удивить цены на люксовые седаны, которые изначально были куплены тут, на внутреннем рынке, но с годами растеряли свой престиж. Эксперты «Автостата» подсчитали: такие модели уже за первые три года эксплуатации теряют более 40% своей стоимости. Стоит ли удивляться, что на рынке немало десятилетних экземпляров, потерявших почти 90%?
ВИНТАЖНЫЕ И ДОСТУПНЫЕ
Когда натыкаешься на такое объявление о продаже, сердце на секунду ёкает. Настоящий «шестисотый»! Мотор V12, длиннобазный кузов, регулируемая подвеска Active Body Control, деревянные столики для задних пассажиров, вентилируемые кресла... И все это за 470 000 рублей? Да, если машине 13 лет.
Подобное предложение — это не какой-то редкий экземпляр, который наивный продавец по незнанию отдает за бесценок. Таких вариантов десятки. Имея порядка 700 000 рублей, можно выбирать между десятилетними, но еще не утратившими своих понтов Porsche Cayenne или Range Rover, эффектным ретроседаном Jaguar XJ в кузове X350/X358 и монументальным Cadillac STS.
Впрочем, если уж говорить об автомобиле как игрушке, то логичнее присматриваться не к огромным седанам. При минимальном бюджете можно ради забавы купить что-нибудь из советских моделей. Некоторые искренне в них влюблены. Ну а если на развлечения вы готовы потратить 500-900 тыс. руб., то выбор расширяется до гигантских пределов. За эту цену можно купить автомобиль почти что любой марки (но не любой модели, конечно). Если углубиться в сайты частных объявлений, можно найти настоящий трэш и угар авторынка, а можно встретить свою любовь.
Мы не раз писали о том, какие подержанные модели можно назвать самой рациональной покупкой при ограниченном бюджете. Но сейчас давайте взглянем на рынок глазами людей, которые предъявляют к транспорту другие требования. В руках этих психов машины обретают вторую жизнь, эксплуатируясь уже не совсем так, как это задумывал производитель. Пожилой «Москвич» может быть предметом теплой ностальгии по былым успехам завода АЗЛК, а какая-нибудь двадцатилетняя Alfa Romeo GTV уже тянет на винтаж — особо красивый артефакт ушедшей эпохи.
«ЭТО ЛЮБОВЬ ИЛИ ЗАПУЩЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ»
О всей гамме чувств, которые вызывает недорогой автомобиль-игрушка, никто не расскажет лучше самого владельца. В редакции «Авто Mail.Ru» такой человек есть — автор видеотестов Петр Баканов. Мы попросили его рассказать о своем опыте эксплуатации двадцатилетних Jeep Cherokee и Москвич 2141.
— Петя, это любовь?
— Да, или запущенное психическое заболевание. Пересматривая в который раз фильмы вроде «Человек дождя» и слушая потрясающий саундтрек Ханса Циммера, порою ощущаешь, что родился не в то время и не в том месте. Конечно, позволить себе олдтаймер с историей я пока не могу, а вот сделать что-то, чтобы сохранить частичку истории, — это по силам. Так у меня и оказался «сорок первый».
— Почему именно «сорок первый»?
— У нас в семье было два таких автомобиля — на них я и сделал свои первые километры за рулем. Видимо, это и стало причиной того, что впоследствии, покупая автомобиль, я выбрал красный Москвич-214122 1994 года выпуска. Кстати, в гараже у меня томится еще один белый «сорок первый», 1988 года выпуска с полуторалитровым мотором и полностью коричневым салоном. Ждет своего часа. Так что мсье знает толк в извращениях!
— А в чем кайф?
— Кайф получаешь от простого железного аппарата безо всяких электронных «примочек». А как двигатель живо реагирует на подачу газа — все такое прямолинейное! Кстати, на дороге никто не подрезает и не «щемит» — видимо, понимают, что этот парень тормозить не будет — ему уже терять нечего. Все больше удивляет то, что мой экземпляр, еще не став по-настоящему раритетом и даже «янгтаймером», не получив достойную реставрацию и должного внешнего вида, уже начал вызывать теплые ностальгические чувства у окружающих, дескать, «совсем их мало осталось, вот делали же машину — лучше всяких ВАЗов был, в салоне как в “Волге”, эх, как мы его картошкой нагружали...», ну и все в таком духе.
— Но давай называть вещи своими именами: ездишь на нем крайне редко? Только для души?
— Да, большую часть времени он стоит под окном, но каши не просит, налог мизерный. Пробег за год — смехотворный. Раз-два в месяц я его «выгуливаю».
— А проблемы с обслуживанием?
— Обслуживать нынче «Москвич» — это еще та головная боль. Не знаю, как в регионах, но в Москве существует буквально 3-4 точки, где можно попытаться отыскать запчасти. Дело в том, что с 2001 года завода не существует, сворачивают производство и поставщики комплектующих. С каждым годом «Москвичей» все меньше, поэтому продавцам запчастей невыгодно «захламлять полки» и держать ассортимент деталей на горсточку владельцев. То же самое с сервисами — я не знаю, то ли у нынешних мастеров руки растут не из того места, то ли у них какие-то проблемы на ментальном уровне, но часто я получаю отказ: «Москвич? Ой, не, мы за такое не беремся...». Причем ты ему отвечаешь, что нормально заплатишь, как за приличную иномарку, только сделай. Но даже этот аргумент не «канает».
Тихо исчезли с наших улиц «Победы» и «407-е Москвичи», доживают свой век, либо расходятся по частным гаражам уцелевшие «Запорожцы» и «24-е Волги». А теперь вот так же тихо растворяются в реагентах кузова последних оставшихся в живых «Москвичей». Лет через 10-15 их вообще не останется. А у меня будет! Поэтому цель такая: отреставрировать и сохранить себе на память, чтобы потом сесть в этот «Москвичок» со своими постаревшими друзьями, завести мотор, пустить сизую струйку дыма и вспомнить «юность волосатую».
— И зная о всех бедах, связанных с эксплуатацией двадцатилетней машины, ты, тем не менее, пару лет назад приобрел Jeep Grand Cherokee ZJ. Зачем? Тоже для фана?
— Эта машина стала моим первым шагом в мир бездорожья. Покупка такой машины связана с желанием путешествовать и ездить по местам, отдаленным от цивилизации, с желанием свободы и независимости от обстоятельств. Требования были следующие: мосты, «понижайка», вместительный салон и багажник, где можно переночевать, кондиционер и двигатель, способный нормально ускорить автомобиль с 80 до 120 км/ч. «Нива» и УАЗ отметались сразу. Зачем постоянно ремонтировать машину и ездить без комфорта и динамики, когда можно ремонтировать и ездить с комфортом и динамикой? По проходимости «Гранд» ничем не уступает тому же «Патриоту», а вот по тяговым возможностям и надежности основных узлов и агрегатов оставляет его далеко позади. «Индеец» поселил во мне вирус любви к американским автомобилям. Настоящим «янки», а не к тем мыльницам, что сейчас выпускает автопром. Во-первых, Jeep классно выглядит, чувствуется наследие американской дизайнерской школы. Во-вторых, двигатель V8 объемом 5,2 литра мощный и тяговитый: 212 сил и 400 с лишним Ньютон-метров крутящего момента — этого даже сегодня более чем хватает. В-третьих, он чертовски комфортный — я теперь прекрасно понимаю, почему в 1990-е люди с ума сходили по этим машинам: климат-контроль, мягкие подлокотники, электроприводы всего и вся, подсветка с регулировкой есть даже в противосолнечных козырьках, подстаканники и два «бардачка», акустика Infinity с усилителем, борткомпьютер. А этот кожаный салон с «квадратной» прострочкой в виде мягких подушечек... Когда я в 1998 году впервые увидел похожие сиденья на Chrysler LHS, чуть с ума не сошел!
— Каких расходов потребовал Cherokee преклонных лет?
— Купив старый «Гранд» 1994 года выпуска за 220 тысяч рублей, я был готов к тратам. За первый год эксплуатации вложил где-то 100 тысяч рублей: перебрал задний мост, поменял стартер, бензонасос, крестовины, установил фаркоп, заварил днище и обработал кузбасслаком, победил «шимми», установив тягу Панара от Grand Cherokee WJ 4.7 и тюнинговый рулевой демпфер, заменил передние амортизаторы, тормозные диски и колодки «по кругу», перебрал «морду» у машины (у «Джипов» это болезнь — с годами передняя часть провисает вместе с фарами и решеткой), поменял гидроусилитель, заправил «кондей», датчик положения дроссельной заслонки, установил передний буксирный крюк, почистил маслоприемник, ну и там по мелочи еще наберется всего. Короче говоря, было, чем заняться. В планах также была установка силовых порогов и перекраска кузова с заменой задней двери, плюс, хотел перебрать салон. Тысяч в 150-170 рублей уложился бы. Короче говоря, на выходе перебрал бы весь «Джип» — вместе с покупкой его стоимость приблизилась бы к полумиллиону рублей. А что сейчас за эти деньги можно купить? Новый «Логан» или какой-нибудь «Прадо», но посвежее? А потом вбухать в него те же 200-250 тысяч рублей... А так за 500 тысяч рублей получился бы классный «Джип».
Правда, по ходу эксплуатации проявился другой «мамэнт» — «Джип» с его пятилитровым мотором плохо вписывается в концепцию автомобиля для путешествий в отдаленные места. Меня не столько смущает оставлять на заправке по две с половиной тысячи рублей каждый раз за 80 литров 92-го, сколько мысль о том, что где-нибудь в горах расход топлива на «понижайке» запросто превысит 30 литров. А это значит, что свой маршрут надо прокладывать либо с учетом наличия АЗС по пути, либо... запасаться канистрами.
— А поиск подходящего сервиса — такая же проблема, как с «Москвичом»?
— Старый Jeep вас приятно удивит. Обслуживание стоит чуть дороже, чем на ВАЗ или подержанную иномарку. Например, полная переборка заднего моста с заменой полуосей — 25 000 рублей. У некоторых автомобилей сама деталь будет столько стоить. Что касается запчастей, то их пока хватает, по крайней мере, в европейской части России.
В любом случае, если вы нацелены купить подержанный внедорожник, готовьтесь вложить не 50 тысяч рублей, как в легковушку типа на «масло и расходники», а 200-250 тысяч и более. Именно такой свободной суммой вы должны располагать на ближайший год-два, чтобы довести до ума и исправить все «болячки», оставленные предыдущим хозяином.
ГУЛЯТЬ — ТАК ГУЛЯТЬ
А что если вы готовы потратить на любимую игрушку до 1 000 000 рублей? Или, может, даже чуть больше? За такую сумму уже попадаются по-настоящему культовые автомобили. Мы выбрали пять моделей вторичного рынка, которые, на наш взгляд, сами просятся на роль «второй» машины — любимой, исключительной, такой, ради которой будешь просыпаться в субботу пораньше и бежать к ней на свидание.
Porsche 911 (996) 1999-2002 г.в.
Конечно, это безрассудно — покупать модель для миллионеров, вышедшую в тираж. Подобные экземпляры неслучайно стоят в пять-семь раз дешевле новых: хозяину обслуживание этого автомобиля уже встало поперек горла. Но у того, кто покупает первый в жизни Porsche, все равно будут трястись от нетерпения руки, когда он получит ключ от этой машины. Какие еще нужны аргументы?
Jeep Wrangler 1999-2003 г.в.
Выбор разума — это «Крузер», «Дефендер» или «Гранд Чероки», ну а «Ранглер» — это выбор сердца. Он неудобен в ежедневной эксплуатации и не годится для путешествий, такие машины не покупают для экспедиций. Дело в том, что весь свой характер он раскрывает именно если использовать его для фана. Снимаешь крышу — и катишь на «внедорожном кабриолете» не разбирая дороги, будто на квадроцикле. Непередаваемые ощущения. Ну а если вам достанется «особо внедорожная» версия Rubicon или экземпляр, серьезно прокачанный прежним владельцем, то вам вообще не захочется выезжать на нем на асфальт. Как говорил по другому поводу Док Браун из «Назад в будущее»: кому нужны дороги?!
Mitsubishi Lancer Evolution IX 2006-2008 г.в.
На этом месте может быть и Subaru Impreza WRX STi — это вопрос веры. Мы выбрали «девятую» Эволюцию за то, что, по мнению многих, именно это поколение стало высшей точкой развития тех спорткаров, которые по своему характеру близки к раллийным болидам, как ни одна другая модель (кроме упомянутой «Импрезы»). Главный минус покупки подержанного Lancer Evolution в том, что прежний владелец выжимал из него все соки — это почти гарантированно.
Alfa Romeo Brera 2007-2008 г.в.
В свое время это была одна из самых обсуждаемых моделей. Продавалась она плоховато, но в нее влюбилась вся автопресса: в такую красивую, недоступную и довольно противоречивую. Это не самое буйное спорткупе за свои деньги: тяжеловатый, как у кроссовера, кузов (1650 кг) и не самые спортивные настройки шасси. И все-таки 260 л.с. вкупе с полным приводом на базе дифференциала Torsen позволяют многое. Даже хорошо бы скинуть десяток «лошадей»: тогда транспортный налог составил бы 18 750 руб. в год. На деле же приходится платить 39 000 руб. — почти как за Porsche! Но есть в этой «Альфе» что-то завораживающее... А красота того стоит.
Honda S2000 1999-2005 г.в.
Японский родстер при рабочем объеме двигателя в 2 л выдает 240 л.с. без турбонаддува или компрессора. Чтобы получить такую тягу, надо выкручивать его до 8300 об/мин, он на это рассчитан: вот что значит — настоящие «гоночные» технологии. Одно плохо: машина редкая, и в основном на рынке попадаются довольно старые экземпляры (хотя ее производили до 2009 года). В качестве альтернативы можно рассмотреть Мазду MX-5, правда, у нее максимум 160 л.с. Зато их не так мало, и они свежее: в выбранный нами ценовой диапазон попадают экземпляры 2007-2008 года выпуска.