Полвека на «чемодане»

50 лет назад компания Volvo сделала свой первый универсал. Полвека потребовались шведам, чтобы пройти путь от первых скромных утилитарных фургонов до современных полноприводных спорт-универсалов и заработать репутацию главных специалистов по универсалам в мире.
Самый первый универсал марки Volvo появился в 1953 году, причем не от хорошей жизни. В начале 50-х годов компания занималась тем, что поставляла свои шасси производителям фургонов и легких грузовиков, но расходились они не очень. К весне 1952 года на складах скопилось полторы тысячи нераспроданных шасси. Что с ними делать, не знал никто. Идея, как с пользой употребить ненужные железки, возникла у одного из основателей компании, Ассара Габриеэльссона. «Мы должны избавиться от них. Мы должны создать наш собственный универсал!» – воскликнул находчивый швед и тут же засадил своих инженеров за работу, дав им год и миллион шведских крон. Плодом изысканий стал автомобиль с теми же основным формами, колесной базой, шириной колеи, двигателем и трансмиссией, что и седан PV444, но с другим каркасом кузова, допускавшим установку новых элементов. 4 июля 1953 года Габриэльссону доставили первый экземпляр нового Volvo. Автомобиль получил обозначение PV445. Однако прославился он под именем Duett, отражавшим двойственную сущность машины.

Покупатель PV445 получал два автомобиля в одном: практичный и вместительный рабочий фургон и комфортабельный семейный автомобиль. Публика приняла новинку с восторгом: с 1953 по 1969 годы было продано 90 тыс. «Дуэтов». За PV445 последовал Volvo P220 – универсал на базе знаменитой модели Amazon. Важным преимуществом 220-го перед «Дуэтом» стало наличие пяти дверей вместо трех. Внутренняя отделка универсала была такой же, как у седана. Автомобиль сочетал вместительный грузовой отсек с просторной пассажирской частью. Это уже был полноценный универсал, а не фургон. Автомобиль продержался на конвейере с 1962 по 1969 год и разошелся в количестве 73 тыс. штук. В 1967 году на смену Amazon пришел Volvo 145. Универсал полностью повторял в техническом отношении модификацию с кузовом седан (140), но имел усиленную заднюю подвеску. По сравнению с Duett и Amazon Volvo 145 имел немного меньшую грузоподъемность – свидетельство того, что он был скорее пятидверным седаном, нежели грузовым автомобилем. Тем не менее, с 1967 по 1974 год было выпущено 270 тыс. этих машин. Эстафету подхватили дебютировавшие в 1974 и 1975 годах Volvo 245 и 265. Последний стал первым в мире универсалом класса «люкс». Он имел шестицилиндровый двигатель и уровень оснащения, не имевший аналогов среди конкурентов. А в 1981 году универсалы Volvo первыми в мире получили бензиновые моторы с турбонаддувом. Автомобили 200-й серии сделали Volvo крупнейшим производителем универсалов в Европе – к 1993 году они разошлись тиражом в 1 млн экземпляров.

Появившаяся в 1985 году 700-я серия изначально разрабатывалась как универсал, и лишь затем грузопассажирскую версию трансформировали в седан. Украшением модельного ряда стал Volvo 740 Turbo, который был единственным универсалом на рынке, способным развивать скорость 100 км/час за 8,5 сек., разворачиваться на площадке радиусом 9,9 м, буксировать прицеп весом в 1800 кг и перевозить багаж объемом 2,12 куб. м, обеспечивая при этом комфорт класса «люкс». Дебютировавший в 1993 году Volvo 850 Estate предложил покупателям качественно новый уровень комфорта, безопасности и ходовых характеристик. Однако к этому времени за Volvo уже прочно закрепилась репутация производителя качественных и практичных, но далеко не «драйверских»
автомобилей. Ответом скептикам стало участие универсала 850 Estate в престижных гонках британского кузовного чемпионата BTCC. А затем появились культовые спортивные Volvo T-5 и T-5R. В 1997 году «универсальная идея» Volvo получила неожиданное продолжение в виде полноприводного внедорожного XC70, ставшего одним из бестселлеров рынка «паркетных» джипов. Нынешней же весной на автосалоне в Женеве компания представила концепт-кар Versatility – не имеющий аналогов огромный, сверхвместительный и сверхкомфортабельный автомобиль с сердцем, как у живого существа, и конечно же, в кузове «универсал».