День в истории. Показан самый невезучий Mercedes-Benz

6 марта 1997 года на Женевском автосалоне состоялась премьера Mercedes-Benz А-класса — пожалуй, самого невезучего автомобиля немецкой марки за последние годы
Алексей Кованов

Что такое «не везёт»? В 1997 году первый компактный «Мерседес» современности, которому предстояло стать маленькой премиальной машинкой для большой армии домохозяек, под управлением шведского журналиста опрокинулся при выполнении так называемого «лосиного теста» — переставки, имитирующей объезд внезапно возникшего препятствия! «Судя по всему, задняя подвеска здесь слишком независима», — скажут после первых тестов журналисты.

Эту историю малышу теперь будут припоминать постоянно, а инженеры и маркетологи приложат массу усилий, чтобы доказать — никакой он не «падающий Мерседес»! Незапланированные затраты на переработку шасси окажутся слишком велики даже для богатого концерна, а поднятая журналистами шумиха заставит немцев задержать начало массового выпуска. И как задержать! Некоторые клиенты ждали заказанные машины по полтора года.

Одной из причин, по которой первый переднеприводный «Мерседес» провалил «лосиный тест», стала необычная конструкция пола — в виде «сэндвича», который обеспечивал необычайно высокий для машины столь малых размеров уровень безопасности пассажиров. Однако такая конструкция здорово повышала центр тяжести автомобиля. И чтобы нивелировать этот недостаток, инженерам пришлось добавить ESP, уменьшить клиренс, перенастроить подвеску и заменить покрышки.

Когда шумиха стихла, маленький «Мерседес», что называется, «пошёл»: за семь лет продано более 1,1 миллиона машин. Притом А-класс выполнил главную миссию — завоевание нового рынка: для 80% владельцев он оказался первым автомобилем марки Mercedes-Benz, и многие, распробовав немецкую марку, затем покупали более статусный и дорогой С-класс. За это малышу простили убытки, которые он приносил концерну (да, даже при солидных объёмах выпуска А-класс оставался убыточным проектом).

В 2001 году модель пережила небольшой рестайлинг (тогда же появилась удлинённая версия, с увеличенной на 170 мм колесной базой), а выпускался А-класс первого поколения до 2004 года. Затем появились куда более удачные машины второй генерации, окончательно избавившиеся от славы «перевёртышей» — невезучей машинку больше не называли. А сейчас вовсю выпускается третий А-класс, который стал родоначальником целого семейства мерседесовских компактов. Но это — другое время и другие автомобили.