Итоги 2014 года: самое страшное впереди

Благодаря ажиотажному спросу на автомобили в декабре итоговая статистика продаж за 2014 год выглядит совсем неплохо
Дмитрий Гайдукевич

Если смотреть на итоговую статистику продаж автомобилей в 2014 году, то все выглядит не так уж и печально — в декабре 2014 года спрос на автомобили вырос на 2,4% по сравнению с последним месяцем 2013 года. Мало того, по итогам декабря Россия вообще стала первой (!) по продажам в Европе, обогнав даже Германию. Однако эта радость со слезами на глазах.

Во-первых, по итогам 2014 года российский авторынок просел в общей сложности на 10,3%. А в следующем году продажи рухнут еще сильнее — даже по оптимистичным оценкам, речь идет о 24%. А если на рынок не вернется «нормальное» автокредитование (займы с процентными ставками под 30% сложно назвать таковыми), то снижение будет и более существенным.

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 г. еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе», — заявил Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Среди первой десятки по итогам года хуже всего пришлось компаниям Ford и Chevrolet — первая потеряла аж 38% рынка, а вторая 29% (при этом Focus, который когда-то был безусловным хитом, в 2014 году с большим трудом сохранил место в списке 25 популярных моделей в стране). Трудно пришлось и дилерам Volkswagen — минус 18%.

А кто же в итоге стал лучшим? Разумеется, после Lada — отечественный производитель, даже несмотря на 15% снижение продаж, продолжает занимать уверенное лидерство. В 2014 году в России было продано более 387 тысяч Lada, но иномарки потихоньку наступают. И лучшим стала... Kia. Она сумела опередить не только своих главных «друзей» из Hyundai, но и марку Renault — корейцы смогли реализовать более 195 тысяч машин.

Относительно неплохо в прошлом году чувствовали себя и «китайцы» - рекордов продаж никто из них не поставил, но свой сегмент они сумели отвоевать. Например, в декабре марка Lifan сумела ворваться в первую двадцатку и опередила по продажам таких «монстров», как BMW или Audi. По итогам года Lifan им проигрывает, однако Citroen, Peugeot, Land Rover, Honda или Suzuki уже повержены. Неплохо обстоят дела у Chery и Geely – по итогам года каждая компания продала более 18 тысяч автомобилей (это примерно столько же, сколько Subaru и Suzuki и чуть хуже Peugeot и Citroen). А вот Great Wall постепенно сдает позиции лидера – он уже четвертый в «китайском зачете» (15 тысяч машин по итогам года и минус 25% по сравнению с 2013-м).

А вот в классе «премиум» все стабильно. Mercedes-Benz уверенно лидирует – почти 50 тысяч автомобилей в 2014 году (+11%). И это без учета коммерческой техники, а спрос на нее тоже неплохой – более 11 тысяч машин. BMW на втором месте (35,5 тыс., минус 16%), замыкает тройку Audi (34 тыс., минус 6%). Остальные, конечно, скромнее. Lexus смог продать 19 тысяч машин, что тоже отличный показатель (+21% к 2013 году), у Volvo 15,4 тыс. машин, Infiniti – чуть менее 9 тысяч. Неплохо идут дела и у Porsche - 4,7 тыс. автомобилей, что сразу на 24% больше, чем в 2013 году.

В личном зачете борьба тоже весьма интересная. По итогам года лидирует Lada Granta — 152 810 автомобилей. Но «корейцы» подбираются к российскому бестселлеру — Hyundai Solaris разошелся тиражом почти в 115 тысяч машин, а Kia Rio в количестве 93 648 штук. А вот Renault Duster начинает постепенно сдавать свои позиции — четвертое место и 76 тысяч. Конечно, у французов есть еще «запас прочности», но первый сигнал уже получен — надо задуматься над сменой поколения. Также в десятку самых популярных моделей входят еще три «Лады» («Калина», «Ларгус» и «Приора»), а также Renault Logan, Volkswagen Polo седан и Nissan Almera.

А что будет в 2015 году? Пока сказать сложно – все зависит от того, появятся ли адекватные кредитные программы и что будет с ценами на машины. Пока же в салонах ситуация спокойная. Автомобили в наличии есть. В этом «Авто Mail.Ru» смог убедиться лично – читайте материал «После «хапуна»: что происходит в российских автосалонах?».

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ