Стрелка высотомера затрепыхалась в красной зоне. Это значит, мы забрались уже на 800 метров. Солнце и море остались далеко внизу. А здесь темно, промозгло и ветрено. Деревья покрыты снежно-ледяной коркой. Ни души вокруг. И кажется, что ты сам растворяешься в этом густом тумане, как задние фонари ведущей машины. Чтобы не сбиться с пути, приходится таращиться в два красных огонька словно в глаза загадочного зверя. Куда он меня манит? Но вот порыв ветра на мгновение разорвал мутную пелену, и глазам открылась завораживающая картина: мы едем по краю обрыва, а на другом конце пропасти с горного хребта молочно-белым водопадом стекает облако... Да, Крым переходного периода — место мистическое. Уже не осень, ещё не зима. Уже не Украина, ещё не до конца Россия...
Символично, что и UAZ Patriot, на котором мы забрались в эту туманную глушь, как бы застрял в неопределённости. Уходящий техническими корнями в эпоху, когда советская страна воевала в Афганистане и укрощала чернобыльский реактор, ульяновский внедорожник изо всех сил старается ухватиться за будущее и не стать достоянием истории. Вот почему обновления выходят с завидной регулярностью: современный салон, отечественный экономичный турбодизель, корейская раздаточная коробка — всё это появилось буквально в последние два года! Многим иномаркам такие темпы не снились.
Наконец настал черёд внешности — Patriot пережил первый в своей жизни серьёзный рестайлинг экстерьера (подробнее об этом в статье «УАЗ: обновление или смерть»). Впрочем, моих знакомых уазоводов вопросы дизайна, как оказалось, не особо заботили. «Как будто на военный мундир стразы нацепили. А по делу-то что есть?», — таков был вердикт людей, которые в своей жизни привыкли рассматривать события автомобильной индустрии исключительно с практической стороны.
Но маркетологи компании Sollers, которой принадлежит УАЗ, и не скрывают, что со временем хотят превратить «Патриот» в доступный, вместительный и удобный внедорожник на каждый день. Этакий Sport Utility Vehicle по-русски, способный заинтересовать не только госструктуры или джиперов, но и обычных водителей, никогда на ульяновских моделях не ездивших.
А почему бы и нет? С виду Patriot и правда довольно величественный — у нас такой типаж любят. Украшен гирляндами светодиодов, рейлингами, вон даже шикарные 18-дюймовые литые диски в топовой комплектации Limited появились. По телеку машину рекламируют. На дворе кризис — иномарки дорожают. Глядишь, так и клюнет далёкий от «офф-роуда» человек, встанет с дивана, да отправится к дилеру посмотреть товар поближе.
Грамотный менеджер тут же такого распознает. И, скорее всего, первым делом предложит оценить второй ряд сидений. При этом сам услужливо распахнёт дверь, чтобы потенциальный клиент не испытал конфуз в борьбе с тугим замком и не обрезался об заусенцы пластиковой ручки. А внутри и правда очень просторно по всем направлениям — хоть богатырей-лесорубов в телогрейках сажай. Смотришь свысока на окружающих сквозь тонированные стёкла и наслаждаешься теплом: здесь есть подогрев дивана и отдельная печка, так что даже в лютый мороз Patriot легко можно превратить в сауну на колёсах. Конечно, при условии, если выберете комплектацию Limited или доплатите 25 тысяч рублей в версии Comfort за так называемый зимний пакет.
Захотелось прокатиться? Отлично! Только за руль вас пока не пустят — незачем несведущему человеку раньше времени пугаться того, как ведёт себя на асфальте рамный внедорожник с жёсткими мостами. Об этом менеджер промолчит. Зато наверняка обратит внимание на отличную обзорность (площадь остекления большая, боковые зеркала чуть выросли в размерах) и высокую плавность хода. Единичные препятствия он будет брать на полной скорости, демонстрируя непробиваемость подвесок, а вот лежачих полицейских станет сторониться — на них Patriot начинает «козлить», взбрыкивая задней осью, и нещадно укачивать пассажиров.
Останавливаемся у внедорожного участка, и тут-то менеджер с радостью приглашает на водительское место. Пока устраиваетесь поудобнее, он предложит вам пощупать переднюю панель и убедиться, что она практически полностью сделана из мягкого, словно свежий хлеб, пластика. Где вы ещё такое увидите на отечественных автомобилях? А вот и главная изюминка — мультимедийный комплекс с сенсорным дисплеем. Включите заднюю передачу — оцените картинку с камеры заднего вида с «парковочной» разметкой на экране. Хотите, можем компас на экран вывести или высотомер. Смартфон из кармана доставать не надо — сейчас по Bluetooth соединим с системой, будет и плейер, и hands-free. Кстати, бездорожье у нас суровое, надо бы передний мост подключить и понижающую передачу задействовать — видите, рычагов никаких больше нет, всё делается поворотной шайбой. Удобно! И вот уже почти созревший покупатель как ребёнок в песочнице носится по оврагам, поражаясь, насколько легко Patriot берёт все препятствия.
Самое главное — никакого обмана! Наш идеальный менеджер просто мастерски подчеркнул достоинства ульяновского внедорожника. Но визитку с мобильным телефоном предусмотрительно не оставил. Ибо вскоре у новоиспечённого уазовода точно появятся вопросы. И их будет много...
Так что теперь самое время посмотреть на обновлённый Patriot глазами бывалого, оценив новшества с чисто практической стороны. Сразу скажу, что к вместимости багажника и второго ряда сидений претензий и правда нет вообще. В доступном ценовом сегменте по параметру затраченных на каждый кубический метр внутреннего объёма рублей «Патриоту» нет равных.
Заходить в салон стало удобнее — новые боковые подножки не только выглядят аккуратнее, но и по форме оптимальны. А вот на передних и задних бамперах как раньше уже не попрыгаешь. Теперь они крепятся непосредственно к кузову, а не к раме, что позволило убрать нелепые громадные зазоры, но сделало невозможной «силовую» функцию. Разработчики говорят — эстетика важнее. Потому и стёкла вклеенные, наконец, применили. Действительно, на первый взгляд смотрится обновлённая машина аккуратнее, но огрехи сборки, к сожалению, никуда не делись. Двери открываются с разным усилием, многие детали неряшливо подогнаны друг к другу, а когда под занавес теста мы уже ехали в аэропорт, ветровое стекло начало подозрительно похрустывать на кочках. У коллег же на других машинах при этом случились другие мелкие неполадки. Нестабильность...
Кстати, по асфальту модернизированный Patriot едет всё же чуть лучше предшественника. На заднюю ось поставили стабилизатор поперечной устойчивости, который загнал крены и поперечную раскачку высокого кузова в разумные рамки. Хотелось бы добавить, что и перекалиброванный гидроусилитель прибавил чёткости рулевому управлению, но, увы, не могу этого сделать. Если на городских скоростях UAZ ещё более-менее покладист, то на загородной трассе динамический коридор расширяется, а баранка теряет остатки обратной связи. Люфты такие, что можно крутить руль влево-вправо градусов на 10, а машина всё равно будет ехать прямо... Единственно верная в таком случае тактика — не пытаться ловить Patriot (от этого будет только хуже), а просто задать ему нужное направление и не вмешиваться в процесс. Поначалу страшно, потом привыкаешь. И уже спустя некоторое время можешь мчать за «сотню», хотя буквально вчера считал эту скорость архиопасной.
Правда, разгоняться в этом случае придётся бесконечно долго. Ведь под капотом большинства «Патриотов» по-прежнему прячется прожорливая 2,7-литровая бензиновая «четвёрка» ЗМЗ-40905 отдачей всего 128 л.с. У неё довольно странный характер: до 2000 оборотов тяги ещё нет, после 3000 — уже нет, а в промежутке она бывает время от времени, хотя максимальный крутящий момент в 210 Н∙м, если верить характеристикам, достигается как раз на 2500 об/мин. В общем, раскочегарить UAZ, к примеру, для обгона можно лишь переходом на пару ступеней вниз, забросив стрелку тахометра ближе к красной зоне, где доступны все «лошадиные силы».
Но так ехать некомфортно — мотор начинает истошно орать. Скажете, это типично для уазика? Теперь нет. Вклеенные стёкла и дополнительная звукоизоляция моторного щита почти не пропускают в салон лишний шум, если держать обороты ниже 3000 и скорость меньше «сотни». Вот вам и крейсерский режим «асфальтного» передвижения — едем рассудительно, не торопясь, и тогда даже можно получить некое удовольствие от процесса. Мой пассажир вон вообще носом уже клюёт. Только заснуть ему никак не удаётся — ходы рычага «механики» настолько велики, и он так сильно смещён вправо, что при включении пятой передачи я регулярно бью соседа по коленке.
К эргономическим особенностям «Патриота» тоже надо привыкать. К примеру, сдвинутый влево педальный узел инженеры не смогли изменить по компоновочным соображениям. При этом водительское кресло доработали, добавили ему регулировку по высоте, но с профилем просчитались: в поясницу давит сильно, а вот плечи остаются без поддержки.
То же самое с комбинацией приборов: читается она отлично, но кто додумался сделать таким бестолковым управление борткомпьютером (да-да, теперь он есть и на Patriot)!? Чтобы перейти, допустим, от среднего расхода топлива к календарю, надо просунуть руку сквозь руль, ухватиться за еле заметную хлипкую пластиковую палочку и уже её поворотом выбрать нужный пункт меню. Короче, лучше делать это на остановке, иначе можно и с дороги улететь.
Отдельная история — с музыкальным сопровождением. У шикарной с виду мультимедийки всего четыре динамика, которые установлены в гулких пустых дверях. Стоит прибавить громкость, как получаешь какофонию вибраций, треска и дребезга откуда-то с пола. Центральный замок тоже срабатывает с таким грохотом, будто одновременно падают несколько гильотин. А некоторые из моих находчивых коллег даже умудрились записать на диктофон стонущую мелодию опускающихся стёкол.
Иными словами, знакомые с уазовской продукцией люди ничего кардинально нового для себя в модернизированном Patriot не откроют. За рулём этого внедорожника ты всегда при деле, всегда работаешь, всегда ощущаешь свою ключевую роль в процессе. Ты не просто водитель, ты шофёр! И на бездорожье в том числе. Да, UAZ многое прощает, а некоторые препятствия благодаря отменной «геометрии» и непробиваемой ходовой части вообще не замечает. К тому же ульяновцы вылечили странность в работе трансмиссии. Если раньше при выключении зажигания автоматом отрубалась и понижайка, то сейчас такого нет — режимы работы полного привода полностью контролирует человек. Но теперь ему надо учитывать, что установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости несколько ограничила ходы подвески. Это значит, стал выше риск диагонального вывешивания, а межколёсных блокировок у «Патриота» до сих пор нет...
В общем, без кардинальных изменений конструкции привить «Патриоту» культурные манеры езды не получится. И хорошо, что на «УАЗе» это понимают. Возможно, уже в 2015 году мы увидим давно обещанные подушки безопасности и автоматическую коробку передач. А следом появятся задняя межколёсная блокировка, более мощный турбированный бензиновый мотор, усиленные тормоза, шестиступенчатая «механика»... Говорят даже о независимой передней подвеске с реечным рулевым механизмом!
Очевидно, что бесследно для цены «Патриота» такая модернизация не пройдёт. Но нужен ли будет кому-нибудь российский внедорожник с кучей опций и кондовым шасси, если уже сейчас его флагманские версии приблизились по стоимости к SsangYong Kyron? По секрету «Авто Mail.Ru» рассказали — вскоре корейская модель уйдёт с рынка, благо что дистрибуцией занимается всё тот же Sollers, который, естественно, не допустит внутренней конкуренции.
Так что в обозримой перспективе Patriot продержится на плаву. И я искренне желаю ему успеха. Хотя бы потому, что имея недостатков больше, чем сварливая тёща, этот UAZ поразительно харизматичен. Ты любишь его вопреки. За то, что он даёт тебе чувство свободы и уверенности в себе. Вот только допинг брутальности ежедневно выдержит не каждый.
Юрий Урюков
Фото автора и компании Sollers
ЦЕНА И АЛЬТЕРНАТИВА
Время идёт вперёд, но до сих пор UAZ Patriot на российском рынке практически не имеет конкурентов. Да и вряд ли их число вырастет в обозримом будущем — класс рамных внедорожников постепенно вымирает.
За ульяновский автомобиль дилеры сейчас просят от 649 900 рублей за бензиновую версию и от 719 990 рублей за дизельный вариант. И это без учёта скидки по программе утилизации — если найдёте в закромах старый рыдван, можете сдать его на переработку и получить дисконт до 90 000 рублей. Кстати, в отличие от зарубежных компаний, УАЗ пока не планирует повышать цены. Во всяком случае, в ближайшие пару месяцев.
Так вот, за эти деньги из похожей техники можно взять разве что Chevrolet Niva (от 469 000 рублей) с несущим кузовом, но она гораздо скромнее по размерам, не имеет такого вместительного салона и не может похвастать столь неубиваемой ходовой частью, как Patriot. Японский Suzuki Jimny (от 779 000 рублей) на фоне нашего УАЗа так вообще лилипут.
Остаются «китайцы» Great Wall H5 и H3, а также корейский SsangYong Kyron. С учётом спецпредложений их сейчас отдают минимум за 689 тысяч, 699 тысяч и 764 900 рублей соответственно. Таким образом, почти по цене топовых версий «Патриота» вы можете получить даже чуть более современные модели: с независимыми передними подвесками, более мощными моторами, а в случае с SsangYong ещё и автоматической коробкой передач.
Не устраивает скудность выбора и происхождение этих моделей? Тогда копите деньги. За Mitsubishi Pajero Sport и Chevrolet Trailblazer просят уже куда больше миллиона рублей...
Ну а тем, кому обновлённый Patriot не по вкусу, но купить «уазик» очень хочется, надо скорее бежать к дилерам. В продаже ещё остались дорестайлинговые модели по весьма привлекательной стоимости. Базовый вариант Classic можно взять за 599 990 рублей, а с учётом максимальной скидки по программе утилизации — за 479 000 рублей.
Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьей в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!