Michelin Challenge Bibendum, «Вызов Бибендума», — мероприятие неординарное. Не выставка, не автосалон, не презентация. Этакий глобальный форум, где эксперты из разных стран показывают своё видение транспорта будущего. Есть просто концепции, а есть реальные наработки, включая серийные образцы! В этом году событие принял китайский Чэнду, один из крупнейших промышленных городов Поднебесной, знаменитый, однако, своим заповедником гигантских панд — посреди каменных джунглей выстроен настоящий парк для этих милых животных.
Кстати, о каменных джунглях. К 2050 году жителями мегаполисов станут 70% населения планеты! Поэтому главным экспонатом форума стал Умный город будущего: концепция, предлагающая глобальную перестройку нынешних поселений. Архитекторы предложили свои решения для обустройства инфраструктуры, энергетики придумали новые схемы энергопотребления, связисты показали необычные способы коммуникации... А автомобильные компании выставили транспорт будущего. Именно транспорт, а не автомобили, поскольку многие горожане скоро вообще откажутся от личных машин!
Потому что пешеходы «обретут новую степень мобильности», массово используя... «моновилы». В Поднебесной моновилами (общее название для одноколёсных «велосипедов»: mono — одно, wheel — колесо) уже никого не удивить. Выходит человек из офиса, раскрывает чемоданчик — который вовсе не чемоданчик, а сложенный моновил — встаёт и едет. Удобно! Если, конечно, на тротуарах уложен идеально ровный асфальт, оборудованы въезды и съезды. Считается, что упасть на таком колесе невозможно. Но... Я смог — колесо внезапно заклинило — и, прихрамывая, отправился тестировать более привычную технику.
Renault Twizy — полускутер-полуавтомобиль
Урбанисты пугают: в 2005 году по дорогам планеты ездило 600 миллионов автомобилей, а к 2050 году размер автопарка вырастет до 3 миллиардов единиц! Это значит, что традиционный формат автомобильного транспорта должен измениться — типичной машиной будущего станут электромобильчики наподобие Renault Twizy. Уже не мотоциклы, ещё не автомобили. Смешно? Не скажите: в Твизи даже рослый и плечистый водитель не чувствует себя ущербно — в иных микролитражках теснее! Хотя заднее сидение годится разве что для хрупкой девушки, так что вместо него лучше заказать опционный багажник-рюкзак.
Устроена машинка примитивно: рулевой механизм без усилителя, тормозная система — без антиблокировочной системы. Нет даже отопителя. А за боковые дверки и окошки нужно доплачивать. Но французов можно понять: автомобиль будущего им удалось создать раньше, чем это самое будущее наступило, поэтому серийный Twizy должен стоить дешевле «обычных» машин, а значит, создателям пришлось пойти на всевозможные уловки, чтобы удержать ценник на разумном уровне. В их понимании разумный уровень — это 7 240 евро или 425 тысяч рублей. Logan первого поколения сейчас стоит дешевле...
Если оценивать Twizy как обычный автомобиль — это провал. Подвеска жёсткая и невероятно короткоходная, так что едешь будто на телеге, тормоза слабенькие и невнятные. Разгон? Долгих 8,5 секунды... до 50 км/ч. Максимум, который можно выжать из самого мощного, 13-киловаттного, электромобильчика — смешные 81 км/ч. Между тем, существует и базовая 4-киловаттная версия — та вообще разгоняется только до 45 км/ч. Слабым утешением служат только задорная, абсолютно картинговая, управляемость, да заявленный пробег без подзарядки — в зависимости от версии, от 100 до 120 км.
Но сама идея — великолепная. Зачем возить ненужные тонны металла и пластика? Когда достаточно маленькой и притом безопасной электроскорлупки, коей является Twizy. Поставь сюда полноценные двери, климатическую установку, акустическую систему и моторчик помощнее и получится идеальный автомобиль для поездок «из офиса домой». Но пока маленький Renault не планирует обрастать элементами комфорта: «Расслабься! Это такой просто очень удобный скутер», — парируют представители французской марки. «Посмотрим, что вы скажете зимой, например, в Новосибирске», — подумал я.
Ligier EZ10 — автобус без водителя
В скором будущем профессия «водитель», похоже, перестанет существовать как таковая — в рамках Michelin Challenge Bibendum публике предлагали покататься на беспилотном автобусе Ligier EZ10. Разумеется, электрическом. Округлая коробочка, больше похожая на карету, нарезала круги по территории выставочного комплекса, а потом внезапно исчезла... Оказывается, «беспилотник» подбили: водитель другого электробуса, неавтономного, не заметил малыша и решил сдать назад. В этой ситуации Ligier вовремя остановился, а управляемая человеком машина — нет.
К счастью, авария обошлась для EZ10 только заменой стекла, а для водителя второго автобуса — конфузом: китаец начал громко ругаться на своего оппонента, который, дескать, не соблюдает дистанцию. А оппонента нет! Вот так электроника оказалась умнее человека. Увы, законодательство пока запрещает выпускать на дороги такие машины, поэтому первая дюжина Ligier EZ10 предназначена для университетских кампусов и огромного полигона компании Michelin. Хотя до массового появления автобусов-роботов на улицах городов, по прогнозам экспертов, остаётся всего 5 лет!
Типичная картина для 2020-го. Пора ехать на работу? Открываем на смартфоне приложение, выбираем своё местоположение и пункт назначения, а проезжающий мимо автобус сообщает, через какое время он будет на ближайшей остановке. Садимся и едем, зная точное время прибытия. Увидели из окна старого знакомого? Нажимаем огромную кнопку, Ligier паркуется и открывает двери. А как упростится доставка товаров! Загрузил утром машину, задал пункты назначения, а она сама развезёт грузы и вечером вернётся «на базу». И никаких аварий и заболевших водителей.
Хотя есть один нюанс. Нынешняя генерация автономных машин не может просто взять и поехать по указанному адресу — им вначале нужно изучить маршрут, медленно проехав по нему. Используя встроенные камеры и лазерный дальномер, электромобиль составляет свою собственную карту, бортовой компьютер анализирует и отмечает значимые точки на маршруте, из которых затем складывает траекторию. А уже потом, благодаря системе обнаружения столкновений, «транспорт будущего» может без проблем шустро колесить по однажды разведанным траекториям.
Michelin Selfseal — «вечные» шины
Можно ли назвать Volkswagen Magotan автомобилем будущего? Увы. Это просто Passat уже прошлого, седьмого поколения, но удлинённый специально для китайского рынка. Но почему тогда вокруг этой машины постоянно собирались толпы фотографов? Потому что Magotan демонстрировал покрышки будущего, Michelin Selfseal, — шины, благодаря которым автомобилистам больше не придётся возить запасное колесо и терпеть недостатки резины Runflat. По крайней мере, так считают создатели инновационной технологии, которая позволяет колесу самому «залечивать» проколы и порезы.
Суть инновации такова. На внутреннюю поверхность абсолютно любой покрышки (зимней, летней, легковой или грузовой) на шинном заводе наносится уникальная по составу резиновая смесь, способная мгновенно заполнять любое отверстие диаметром до 6 мм. При этом характеристики шины никоим образом не меняются: ходимость, безопасность, экономичность — все показатели остаются на прежнем уровне, тогда как резина Runflat, обладая большей массой и большей жёсткостью боковин, вызывает дополнительные вибрации неподрессоренных масс и жёстче реагирует на неровности.
Плюс, покрышки Runflat недешевы — они примерно на 40-50% дороже обычных! Увы, мишленовцы пока скрывают стоимость резины Selfseal, но обещают, что такие шины будут существенно дешевле, чем Runflat. Хотя последние обладают серьёзным преимуществом: при наезде на препятствие пробить их намного сложнее. Но мишленовцы парируют, что для обработки «селфсилом» можно взять усиленную покрышку из обширной гаммы Michelin (например, модель Energy XM2, созданную специально для России и Китая), и тогда получится действительно неубиваемая шина.
Когда Selfseal появится на прилавках шинных центров? В следующем году. Но первым партию «селфсилов» получит Volkswagen. На некоторых рынках немцы хотят вообще отказаться от запаски, устанавливая «вечную» резину прямо на конвейере. Хотя решение весьма спорное: боковые порезы «вечная» резина «вылечить» не способна, и вообще, на плохих дорогах главная опасность, скорее, не прокол, а сильный удар. Это шинники прекрасно знают, а потому осторожничают: «Посмотрим, готовы ли клиенты переплачивать за такие покрышки. Может, для них проще и дешевле окажется по старинке ездить на шиномонтаж?»
BMW i3 — драйв будущего
Убери дизайнерские изыски вроде замысловатого оформления боковин и цельной стеклянной панели задней двери и получишь вполне обычный минивэнчик. Или нет? Ну не будет рафинированная европейская публика занимать очередь за «просто машиной». А за «айтретьим» — занимают. Даже простой дилерский тест-драйв не пройти — слишком много желающих. И на Michelin Bibendum Challenge желающих покататься на баварском электромобиле было слишком много. Мне повезло. «Не вы ли грохнулись на тесте моновила? Поехали без очереди!».
Поехали! И не просто поехали, а помчали: до «сотни» i3 ускоряется за 7,2 секунды — не чета Renault Twizy! И максимальная скорость «взрослая», 150 км/ч. Взрослые и повадки — никакой электромобильной ущербности, только стопроцентное удовольствие от вождения. А ещё понравилось мощное рекуперативное торможение: отпускаешь педаль акселератора и можно не касаться тормоза. Вот таким будет драйв будущего, пока роботы окончательно не заменят человека за рулём: в абсолютной тишине, которую изредка прорезает тонкий писк узеньких, 155/70 R19, «экошин».
А как интересно «айтретий» устроен! На алюминиевой раме покоится каркас из углепластика, поэтому создателям удалось обойтись без центральной стойки кузова, наружная облицовка — пластиковая. Тяговый 170-сильный электромотор расположен над задней осью и приводит, соответственно, задние колёса, а под днищем упрятаны батареи. Вот откуда такая драйверская управляемость: низкий центр тяжести плюс задний привод и идеальная развесовка. Для увеличения автономности со 160 до 300 км можно заказать гибридную версию со вспомогательным генератором, приводимым мотором от скутера BMW C650.
И кругом экология. Хэтчбек на 25% состоит из переработанных отходов: алюминиевые детали на 50% сделаны из пивных банок, коих требуется 500, а из переработанного полиэтилена — практически все пластиковые элементы. В свою очередь, «убитый» электрокар может быть переработан на 95%. «Поверьте, уже скоро и другие марки поймут, что именно за электромобилями из углепластика будущее, — распинался сопровождающий. — И это будущее можно купить прямо сейчас за вполне разумные деньги». Что правда: вне зависимости от рынка BMW i3 стоит чуть дороже, чем обычный седан 3-й серии.
Denza — китайская Tesla
«Китайский Mercedes» — словосочетание, согласитесь, странное. Но Denza — это действительно китайский Мерседес! Притом электрический. Точнее, совместный проект немецкого Daimler и китайской BYD. На платформе B-класса предыдущего поколения базируются электрическая начинка производства «би-уай-ди» и оригинальный кузов. Очень оригинальный — нечто среднее между хэтчбеками Nissan Tiida и Renault Vel Satis. А вот интерьер удивил мерседесовской добротностью: всё здесь мягкое, дорогое и классно подогнанное, притом оформленное строго и правильно. Даже слишком.
Электромотор на Дензу ставится не слишком мощный — 117 л.с., однако он идеально соответствует ожиданиям водителя и уровню шасси. Реакции не слишком отточены, зато отклики на повороты баранки породистые. Подвеска мягко отсекает дорожные неровности. Спокойствие и комфорт! Хотя благодаря тяговитому — 290 Н∙м! — мотору немецко-китайский хэтчбек воспринимается как очень резвый автомобиль. Но паспортные показатели быстро отрезвляют: разгон до 100 км/ч занимает 14 секунд, а максимальная скорость ограничена отметкой 150 км/ч.
Цена высока. Но дешёвых Мерседесов, пускай и китайских, не бывает! Базовая версия предлагается за 369 тысяч юаней (это 2 млн 830 тысяч рублей по нынешнему курсу). Притом «базовая» отнюдь не означает «бедная»: отделка кресел натуральной кожей, 8-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы, шесть подушек безопасности, а также ABS и ESP. В подарок — приложение для смартфона, которое позволяет полностью контролировать машину. За 399 тысяч юаней (или 3 млн 60 тысяч), помимо всего перечисленного, полагаются акустика Harman-Kardon, штатная навигация и ксеноновые фары.
О других рынках пока молчок: «Denza создана только для Поднебесной», — отсекают представители марки. Но захотят ли обеспеченные китайцы покупать за такие деньги компактный хэтчбек? Скорее всего, захотят. Власти плотно укрытого смогом Шанхая и некоторых других городов готовы субсидировать покупателю Дензы 30% (!) стоимости, попутно гарантируя огромное количество налоговых льгот и других послаблений. А ещё китайцы просто обожают Мерседесы. Поэтому на стенде Дензы возле неказистого хэтчбека выставили удлинённые седаны E- и S-класса, прозрачно намекая: это почти Mercedes.
Алексей Кованов
Фото автора
Хотите рассказать об автомобилях будущего друзьям? Воспользуйтесь специальными кнопками соцсетей внизу!