Когда-то мы с нетерпением ждали, когда в производство пойдут Lada XRay и Vesta. Прототипы этих моделей у «АвтоВАЗа» вышли на загляденье: красивые, яркие, современные... Не случайно вокруг них на Московском автосалоне было столпотворение.
И уже никто не тыкал в российские опытные модели пальцем, корчась от смеха. Это был уже другой — серьёзный, здравый интерес. Только ленивый не обсуждал, что с приходом знаменитого Стива Маттина у «Лады» начал вырисовываться свой фирменный стиль.
Впрочем, это и есть главная задача прототипа — стать наживкой для покупателя. Показать ему дизайнерский или технический потенциал компании. Позволить прикоснуться к будущему, дать надежду на лучшее и внушить желание копить деньги на новый продукт. Это в идеале.
На ВАЗе, кстати, всегда понимали важность концептов. За в общем-то короткую историю завода тольяттинцы построили немало опытных автомобилей. Вот только создаётся впечатление, будто частенько что-то шло не так, и мозаика никак не желала складываться в гармоничную картину. Как тут не вспомнить анекдот про проклятое место...
А между тем, начиналось всё грамотно. В середине 70-х годов прошлого века, когда молодое предприятие встало на ноги, вазовцы поняли, что «классику» пора модернизировать. Конечно, народную «копейку» тронуть не рискнули, а вот довольно престижный и дефицитный ВАЗ-2103 — почему бы и нет?
Как раз наметилось сотрудничество с Porsche — прагматичные немцы уже тогда, задолго до появления переднеприводной «восьмёрки», рассчитывали на крупный контракт в СССР. Сначала с АЗЛК пытались договориться, потом на ВАЗ переключились...
Проект подготовили по последней европейской моде: убрали с «трёшки» почти весь хром, молдинги, стальные бамперы — в общем, заменили блестящие «цацки» пластиковыми деталями. Это помогло машине вписаться в ужесточённые «экспортные» нормы по безопасности, а вдобавок — стать тише на ходу за счёт более обтекаемых форм.
Плюс, поршевцы поколдовали над настройками шасси, мотора и интерьером. И здесь уже важен был не только дизайн — переднюю панель перекроили с тем расчётом, чтобы водителю не пришлось тянуться к радиоприёмнику и регуляторам печки. Да и комбинация приборов получилась кардинально другой — не побоюсь этого слова, опередившей время. Чуть позже именно такое решение, когда обод руля не перекрывает россыпь циферблатов, использовали на серийной «пятёрке».
Однако руководство завода (а может, и кто повыше) посчитало проект Porsche слишком смелым. И сделало ставку на более консервативный вариант, который сегодня мы все помним под названием ВАЗ-2106. Судя по тому, что «шестёрку» выпускали до середины 2000-х годов, выбор оказался верным. Хотя по факту всё это было не от хорошей жизни... Кстати, немецкий вариант «трёшки», поговаривают, дожил до наших дней и сейчас хранится в одной из частных коллекций.
Иностранцы, пусть только косвенно, имели отношение и ещё к одному интересному проекту ВАЗа — модели 1801 «Пони». Разновидность маленькой лошадки дала имя чудному автомобилю, который усиленно строили к Олимпиаде-80.
В нём всё было необычно. Прежде всего, силовая установка — в 70-е годы в Советском Союзе появился интерес к легковым электромобилям, хотя тогда никто толком не знал, как их правильно проектировать, испытывать и тем более выпускать серийно. Несколько лет ушло на поиск верных направлений, и в итоге вазовцы поняли — комплект батарей получается настолько тяжёлым, что компенсировать лишний вес может лишь практически полное удаление кузова.
Но инженеры привлекли на помощь русскую смекалку и придумали, как обратить недостаток в преимущество. А пусть «Пони» будет лёгким четырёхместным транспортным средством для курортов, выставок, парков и других зон, где выхлопные газы очень нежелательны. То-то зарубежные гости Олимпиады удивятся, когда их такое чудо по объектам спортивным развозить будет!
Увы, поразить мир не получилось — ВАЗ смог построить только один ездящий экземпляр, который даже толком испытать не успели. Это случилось уже после того, как знаменитый Мишка улетел в небо с арены «Лужников». Зато результат оказался положительным: спецы НАМИ подтвердили — электромобиль при скорости 40 км/ч действительно может проехать расчётные 110-120 км.
Да и конструкция оказалась вполне современной — пространственная рама, независимые подвески (кстати, передняя «МакФерсон» вместе с реечным рулевым управлением — от ещё не запущенной в серию модели 2108), расположенный в базе 25-киловаттный электромотор... А потом «Пони» отправили для изучения в один из киевских научных институтов, где прототип успешно спалили. Дотла...
Но «Пони» не умер, а продолжил жить в образе городского развозного грузовичка. В 1980 году такой на «ВАЗе» построили аж в двух совершенно непохожих друг на друга вариантах, но на базе единой «тележки» с возможностью быстрой замены батарей: 2802-01 с одноместной кабиной и «кубический» 2802-02. Первый мог похвастать почти полностью алюминиевым кузовом, но второй всё же оказался более продвинутым с точки зрения техники — имел съёмный модульный кузов, пространственный стальной каркас, футуристичный дизайн кабины.
Однако, недостатки у этих концептов оказались одинаково фатальными. Говорят, что ведущая задняя ось у 2802-01 была настолько недогруженной из-за проблем с развесовкой, что на скользком покрытии порожний грузовичок не мог тронуться с места. А у 2802-02 аккумуляторный блок тянул на 400 кг и оставлял на полезную нагрузку всего лишь центнер. Неудивительно, что серийного воплощения такие «Пони» тоже не имели, хотя выглядели прикольно. К примеру, на выставке «Автопром-84» «ноль вторая» версия получила аж 14 (!) золотых медалей.
И всё же о «маленькой лошадке» вспомнили ещё раз. Нет, я не о песне Найка Борзова. Просто в 1984 году в СССР отмечали 60-летие отечественного автопрома. И к специальной юбилейной выставке на ВАЗе возродили первоначальный «Пони», всё же построив ему наконец второго братца.
Причём это были уже рестайлинговые варианты с доработанным дизайном. Электромобили успешно катали по территории высоких гостей, подзаряжаясь от замаскированной станции, но показухой всё и ограничилось. Позже один экземпляр отправился в заводской музей, а второй долгое время трудился на вазовском стадионе, где «Пони» приспособили для эвакуации с поля травмированных футболистов.
Началась перестройка, но ВАЗ не оставлял попыток предложить что-то необычное. Так в 1990 году на свет появился, пожалуй, самый загадочный концепт из Тольятти. Футуристичный минивэн под кодовым обозначением «X» мало кто видел вживую, а уж достоверных фактов об этом автомобиле практически нет.
В различных изданиях писали, будто семиместную машину выполнили лишь в виде макета в масштабе 1:4. Зато якобы предусмотрели множество продвинутых систем вроде адаптивного круиз-контроля. Истину мы, наверное, уже никогда не узнаем.
На тот момент стране нужны были другие машины. Ответом на вызов рынка стал ВАЗ-1151 «Гном». Микроавтомобиль массой 500 кг, длиной менее трёх метров с посадочной формулой 2+2 на агрегатах «Оки» построили в 1992 году. Предполагалось, что новую модель будут выпускать на отдельном заводе мощностью 10 000 машин в год. Но денег на развитие проекта не нашлось.
А так был бы у нас свой аналог буржуйского «Смарта». Кстати, у «Гнома» тоже предусматривалась в том числе и электрическая версия. В 1994 году она переродилась в концепт ВАЗ-1152 «Эльф» — эдакий пляжный вариант, микро-кроссовер, который наделал много шума на Парижском автосалоне. Машинка могла разгоняться до 90 км/ч и имела запас хода в 110 км. Впрочем, бензиновый вариант с моторчиком от «Оки» также существовал в проекте.
Обратили внимание, каким «няшным» обликом обладали «Гном» и «Эльф»? Да-да, тольяттинцы тогда вовсю осваивали модный биодизайн, который достиг своего апогея в самом шокирующем концепте марки «Лада». «Рапан» сразил наповал публику Парижского автосалона 1998 года. На это чудо дизайнеров вдохновила раковина морского моллюска (отсюда и название прототипа). Хотя и начинка однообъёмника оказалась довольно экологичной — к примеру, кузовные панели выполнили из композитных материалов, а агрегаты позаимствовали у электрической «Оки».
Отличились и интерьерщики — они умудрились встроить в рулевое колесо и комбинацию приборов, и подушку безопасности! При этом в салоне получился ровный пол, а места хватило для размещения четырёх человек. Передние кресла для облегчения входа/выхода сделали поворотными.
И вновь Парижский автосалон. Теперь уже на стыке тысячелетий. Показав летом в Москве макет Lada Peter Turbo, тольяттинцы продемонстрировали в столице Франции уже более детально проработанный прототип. У него не открывались двери, но хотя бы появились некие намёки на интерьер.
Впрочем, он в данном случае был не важен. Этой опытной моделью ВАЗ показал, как он видит развитие аэродинамики современных автомобилей. По этой причине, например, Peter Turbo получил оригинальную слегка вогнутую крышу. Красиво, правда? Даже по нынешним меркам. А на конвейере в тот момент стояла совсем не изящная «десятка»...
Конечно, стилисты заигрались. Но уже год спустя они ударились в другую крайность. И показали забавный, но жутко примитивный открытый электромобиль «Рикша», который скорее подходил на роль гольф-карта, нежели полноценного транспортного средства.
Видимо, в Тольятти рассчитывали, что в скором времени гольф в нашей стране станет популярнее футбола и хоккея. Или, может, это была оригинальная попытка закрепиться в элитном клубе?
Посмеялись и хватит. В 2002 году «АвтоВАЗ» придумал машину для тех, кому за руль сесть уже не суждено, — первый российский народный легковой катафалк ВАЗ-21119. Взяв за основу обычный «одиннадцатый» универсал, инженеры удлинили ему кузов на 700 мм, повысили линию крыши на 250 мм, установили внутри специальные ограждения для фиксации гроба и выдвижные направляющие для его погрузки.
В результате машина потяжелела на 100 кг, оставшись при этом с серийным мотором, но ведь в мир иной никто не торопится... Катафалк презентовали главам похоронных агентств Тольятти и планировали запустить в серию на мощностях Опытно-промышленного производства (ОПП), однако идея затухла, так толком и не развившись.
История шла своим чередом, концепты появлялись и уходили в архив, а конвейер «АвтоВАЗа» тем временем продолжал штамповать «классику». Ту самую, которую на заре развития завода пытались модернизировать специалисты Porsche. И спустя 30 лет в Тольятти наконец созрели до серьёзного обновления заднеприводных моделей.
Концепт ВАЗ-2151 Classic стал сенсацией Московского автосалона 2002 года. Удивительно, но до сих пор на просторах всемирной паутины можно найти заранее заготовленный поклонниками сайт по этой модели! Ещё бы — планы на этот автомобиль «АвтоВАЗ» строил наполеоновские. К 2006 году тираж новой «классики» должен был составить 220 000 штук при цене не более 4000 долларов.
Причём это был не просто глубокий рестайлинг. Техника тоже поменялась: капризную двухрычажную переднюю подвеску заменили на стойки «МакФерсон», применили усилитель руля с реечным механизмом и заговорили о подушке безопасности. Плюс внутри 2151 Classic должен был стать заметно просторнее старой модели. Заявленный объём багажника — 500 литров. И снова осечка! Видимо, экономические реалии оказались жёстче фантазий разработчиков.
Но всё же к идее «нео-классики» вернулись. И зашли совсем с другой стороны. Решили попробовать сделать машину чуть современнее с минимальными вложениями. Поэтому в облике ВАЗ-2107М (или Classic — 2, как её ещё называли), несмотря на другую светотехнику и прочие мелкие детали, легко читались черты той самой машины, с которой началась история «АвтоВАЗа»... Существовали и другие варианты дизайна модели, но объединяло их одно — они морально устарели ещё до запуска в серию.
Так что, может, это и хорошо, что все перечисленные концепты остались достоянием истории? Лучше уж видеть в автосалонах Vesta, чем попытки реинкарнации «классики» или апофеоз биодизайна. Не так ли?