Утилитарный SWT/2014 г./370 кг/800 см3/67 л.с./73 Нм/275 000 руб.
По месту и обстоятельствам проведения тест-драйва техники зачастую можно определить степень уверенности производителя в своем детище. Одно дело, когда приглашают покататься «вокруг палочки» по рафинированному и вылизанному полигону, не разрешая прыгать и вообще нагружать технику, и совсем другое — когда тебя приглашают черте-куда и дают полный карт-бланш. Для испытаний нового снегохода Stels компания «Веломоторс» пригласила нас в мекку фрирайдеров, как лыжно-досочных, так и снегоходных, — поселок Приисковое, что в Хакасии.
О месте проведения теста нужно сказать особо. Село Приисковое, или просто При, как его называют фрирайдеры, — место совершенно необычное. Расположенное примерно посередине между Абаканом и Красноярском, почти в полутора сотнях километров от трассы, оно поистине олицетворяет собой край географии. Именно в При заканчивается дорога, и дальше, в любую сторону, на сотни километров нет никакой цивилизации. Здесь нет горно-спасательного отряда, полиции, вменяемых медучреждений. Как и сотни других сел и поселков, построенных во времена индустриализации, он мог бы давным-давно остаться лишь точкой на карте без единого жителя после закрытия золотого прииска, вокруг которого он и был построен, но ему была уготована другая судьба.
Поселок расположен в уникальном месте. Длинная, тянущаяся на десятки километров долина, зажатая меж двух хребтов, феноменально богата снегом. В начале ноября, когда мы проводили этот тест, снегом еще нигде и не пахло. Даже в 30 км от При поля и склоны были покрыты лишь жухлой травой и впавшими в анабиоз деревьями. Но в самом поселке и в прилежащих горах снега уже тогда было сильно больше метра. По долине, как по аэродинамической трубе, постоянно дует крепкий южный ветер. И снег здесь идет почти всегда. Даже если на небе ни облачка, его приносит ветер с гор. В начале ноября уже в полный рост идет лыжный, бордовый и горно-снегоходный сезон. И вот в этот снежный ад, где кроме как на горнике со 164-дюймовой гусей и 6-сантиметровым зацепом делать нечего, мы приехали тестировать утилитарник на супервайдтраке? Смелое решение!
Теперь о снегоходе. Я недаром назвал его новым в начале материала. По сути дела, в старой прошлогодней «будке» Stels представил практически полностью обновленную машину. И от модели 2013 года здесь осталась только рама да внешний обвес.
Во-первых, снегоход обзавелся новым двигателем. В прошлом году на «Росомахе» стоял тайваньский двигатель фимы Odes, выдававший «аж» 60 л.с. и 73 Нм. В абсолютных величинах такой мощности утилитарнику действительно за глаза и за уши, о чем мы и писали в прошлогоднем тесте, однако учитывая довольно серьезную массу аппарата, динамики в рекреационном смысле ему здорово не хватало. Сугубый утилитаризм, когда скорость и разгон не важны, главное — допереть сани до точки назначения.
Сейчас под капотом снегохода установлен двигатель собственной разработки компании. Тот же, что будут устанавливать на квадроцикл Stels 800 GUEPARD, премьеру которого все так ждут. Этот двигатель, как и предыдущий, спроектирован на базе прошлого поколения движка Rotax японскими инженерами, и в ближайшем будущем производственная линия двигателей полного цикла приедет на завод в Жуковку. Новый двигатель стал заметно бодрее своего предшественника (67 л.с. против 59 прошлогодних). И хоть проблему с перегруженностью передней части машины он не решил, зато заметно улучшилась динамика аппарата и тяговые характеристики. Кстати, снизили и вибронагруженность машины, «повесив» двигатель на четыре сайлентблока новой конструкции.
Теперь «Росомаха» вполне может претендовать и на аппарат развлекательно-катательного плана, а не только на звание пахотной лошади, хоть, конечно, сравнивать с утилитарно-рекреационными аппаратами с Запада его пока рано.
По результатам прошлогодних испытаний и отзывов первых владельцев в снегоходе было выявлено энное количество недостатков, как вполне безобидных, так и весьма серьезных. Надо отдать должное заводчанам, к претензиям они прислушались и серьезно переработали конструкцию. Был изменен материал, из которого отливают расширители лыж. Сами лыжи, производства Comoplast, естественно, без претензий, а вот расширители лопались. Стоит признать, что пока что эта проблема до конца не решена. Во время теста несколько расширителей мы все же расколошматили, хоть и не было на нашем пути жестких ледяных застругов, торосов и прочих жестких препятствий.
Переработали и конструкцию задней подвески. Теперь резиновые «покрышки» с роликов не слетают. Применены и новые, более качественные амортизаторы. Был изменен материал склизов, которые в прошлом году очень быстро стирались, теперь такой проблемы нет.
Работу над ошибками провели и над коробкой передач. Конструктивно изменилось немногое, но зато теперь передачи переключаются легко и без заеданий. Долбить ногой по селектору, чтобы врубить заднюю, теперь не приходится. Все делается буквально пальцами.
Помимо множества крупных и мелких изменений в конструкции аппарата, поменялось кое-что и в «комфортном» секторе. Так, например, в базовой комплектации появилась защита днища и силовой бампер, весьма богатый набор инструментов. Дополнительная розетка на 12 в «корме» снегохода и штатная система подогрева масла в картере двигателя на случай совсем уж трескучих морозов. Кстати, снегоход оборудован двумя аккумуляторами — один обычный, второй, так называемый «гелевый», так что даже после ночи при −20 градусах, все снегоходы запустились как после теплого гаража, с пол-оборота.
В общем, заявление о том, что перед нами действительно новый снежик в старой «будке», — вполне соответствует действительности. Кстати, в ближайшее время заводчане обещали представить и «фейслифтинг» — новый дизайн капота и «кое-чего еще». Так, с появлением последнего можно будет смело говорить о том, что появилось полноценное второе поколение снегохода. Неплохо для второго года в производстве.
К сожалению, от всех болячек избавиться пока что не удалось. Большинство из них, что называется, на скорость не влияют, тем не менее, не сказать о них нельзя. Так, уже упомянутые расширители лыж пока еще не дотягивают до желаемого уровня прочности. На нескольких тестовых машинах начали расползаться швы сиденья. Очевидно, что ошиблись в выборе ниток. Никак не решена проблема с креплением жесткого кофра (который, кстати, входит в базовую комплектацию). В размеренном режиме езды проблем не возникает, а вот на разбитой десятками снежиков трассе, когда она покрыта метровыми «волнами» утоптанного снега, пару раз мы «ящик» теряли.
Есть проблемка и с настройкой головной оптики. Фары светят неплохо, но почему-то «в пол» — слишком близко. Винтиками регулировки исправить ситуацию не получается. Чтобы настроить свет, придется колхозить с креплениями самих фар. Даже если напрячь память изо всех сил, кроме слетающих грипсов руля и довольно низкой температуры подогрева ручек руля я ничего вспомнить не смогу.
В общем, то на этом список замеченных «косяков» и заканчивается, что, нужно признать, делает честь производителю, запустившему новый для себя продукт лишь год назад.
Но что же знатный пухляк Приискового? Признаться, все дни теста очень хотелось сменить тяжелый утиль на легкий и мощный горник, однако это больше отдыхательное, нежели рабочее. Утиль, тем более супервайдтрак, должен уметь ездить везде, в любых погодных и снеговых условиях. «Росомаха» справляется со своими обязанностями на «хорошо». Не отлично — потому что в рыхлом и глубоком паудере машина с тяжелой мордой и относительно легкой кормой, с не самым высоким снегозацепом на гусенице (20 мм) требует от пилота довольно высокой квалификации. Здесь не получится просто «нажать и поехать». Это отлично подтвердили наши коллеги, не очень искушенные в снегоходных делах. Копать застрявшие снегоходы приходилось много и основательно. Отмечу, что вынимать из снежного плена утиль массой под 400 кг, это совсем не то же самое, что выдернуть 200-килограммовый горник. Чтобы снегоход начал приносить удовольствие, а не муки, нужно с ним основательно подружиться и почувствовать.
Он действительно едет по любому снегу. Метровый пухляк, в который проваливаешься по пояс, спрыгивая с подножки, для него не проблема. Мы это доказали. Разве что нужно очень внимательно выбирать, куда ехать, а куда не стоит, продумывать места остановки и освоиться с курком газа. На тяжелой машине это весьма важный момент: чуть недожал или перегазовал — и машина садится.
То же самое можно сказать о маневрировании. В отличие от легких двухтактных утилей или спортивных моделей, которые послушно меняют траекторию, стоит только чуть свесить корпус с сиденья, «Росомаха» держит прямую, как паровоз на рельсах. Чтобы ехать туда, куда хочется, нужно работать. Лени «хищник» не прощает. Чтобы точно следовать выбранной траектории, нужно прыгать с подножки на подножку. Поехать налево — изволь перепрыгнуть. Направо? Снова нужно перелезать на правую подножку.
Хочу заметить, что все вышеописанное относится к ОЧЕНЬ глубокому снегу. В наших средних полосах такого не бывает даже в самые снежные годы. Не встретить такого и в тундре, где снег, как правило, плотный и твердый.
Если же переложить все впечатления на наши среднестатистические условия — снегоход окажется вполне послушным и покладистым. Более того, за счет тяжелой морды и широкой гусеницы, вкупе с новыми подвесками, снежик получился очень комфортным. Там, где на иных аппаратах давно стоишь на подножках, отрабатывая коленями неровности, на «Росомахе» можно спокойно сидеть за высоким стеклом и в ус не дуть. Кстати, стекло, вызывавшее столько вопросов поначалу, еще в том году, показало себя фантастически. Сломать его не удалось, даже когда приходилось переворачивать снегоход «через голову», а проделывать этот трюк приходилось не раз и не два, учитывая сколько раз мы засаживали машины в глубоком снегу.
Прибавим к комфортной посадке мягкое сиденье для пилота и пассажира и тихий четырехтактный двигатель, и получим почти идеальную машину для путешествий. На скорости 20-30 км/ч можно почти не повышая голоса разговаривать не только с собственным пассажиром, но и с людьми на соседнем снегоходе. Для двухтактников, с их ревущими «саксофонами», эта опция недостижима.
Однако главное наблюдение этого теста касается не комфорта и не проходимости. Много лет мы сотрудничаем с «Веломоторс» и тестируем их технику. В первые годы наши тесты заканчивались не «по графику», а по «фактическому наличию живой техники». Как только ломалось все, тест заканчивался. Со временем эта ситуация менялась к лучшему, но пара-тройка поломок происходила всегда.
Нынешний тест проходил в тяжелейших условиях для техники. Две группы журналистов утюжили окрестности При почти неделю, и за это время нам не удалось сломать ничего. Я говорю не о мелких досадных косяках вроде расширителей лыж или порванных обшивок сидений, а о тех поломках, которые требуют ремонта на месте, прямо в сугробе. Все снегоходы уезжали и возвращались на базу своим ходом, без каких-либо вмешательств. Пожалуй, это главное. Потому что, как говорил один из наших инструкторов: «10 минут на снегоходе — это сутки пешком». Иногда поломка снегохода — это смерть. Так что надежность в случае со снегоходами — гораздо более важный параметр, чем комфорт, управляемость или экономичность.
Конечно, по одной неделе теста сложно делать более глобальные выводы, но, опираясь на некоторый опыт общения с самой разнообразной техникой Stels, могу сказать, что такого уровня качества они себе «не позволяли» никогда, что не может не радовать.
Что же, если в прошлом году снегоход Stels выглядел всего лишь «заявкой на кусок пирога» с неопределенным будущим, то сейчас уже можно смело говорить о крепко занятой нише. Единственный прямой конкурент «Росомахи» — рыбинский «Барс 850» — стоит сейчас почти 389 000 рублей, что на 114 тысяч дороже. При сходных характеристиках в полтора раза больший ценник — это почти смертный приговор. И если в прошлом году «Барс» чувствовал себя вполне вольготно (Stels выпустил установочную партию в 2000 шт.), то в этом году обновленный представитель семейства куньих может здорово попортить шкуру рыбинской «кошке». Однако не будем делать поспешных выводов. Цыплят считают по осени, а проданные снегоходы — по весне. Вот и посмотрим. Хочется надеяться, что темпы развития снежного направления «Веломоторс» сохранятся, и вскоре мы увидим и двухтактную машину. Нам ее уже обещали.
Благодарим компанию «Веломоторс» за организацию теста
Экипировка TOBE предоставлена компанией «Apex Sport»
Текст: Павел Курлапов
Фото: Роман Романишин