Гоночная машина времени. Тест кольцевого ГАЗ 24 Dzintara Volga

Мы прокатились на боевой Янтарной Волге по треку Moscow Raceway. Да-да, это та самая легендарная Dzintara!
Дмитрий Ласьков

ГАЗ-24. Волга. Культовый советский автомобиль своего времени. Он был символом силы, приближенности к верхам социума, синонимом успеха. На нём возили важных персон, ему доверяли мрачные «гэбэшники», таксисты наматывали на Волге сотни тысяч километров, а миллионы простых граждан вожделели «Волгу», сидя за рулём «копеек» и Запорожцев. История гоночной Дзинтары нетипична: самым популярным гоночным болидом крупной кольцевой серии в Союзе стали не юркие «жигулёнки», а неповоротливая и дорогая «баржа». И все из-за таксистов.

Потрясающая лесная трасса Бикирниеки под Ригой — это мощнейший центр союзного автоспорта, где простые таксисты превращались в гонщиков, а таксопарки в гоночные команды. Сначала соревновались прямо на рабочих машинах ГАЗ-21, но потом под трековые баталии стали строить специальные Дзинтары на базе «двадцать четвёртой». Рецепт прост: каркас, выпотрошенный интерьер с гоночным «стулом», подвеска пожёстче и пара десятков дополнительных лошадей под капотом. Зачем механикам таксопарков разбираться с устройством Москвича или Жигулей, если ГАЗ-24 им знаком до последнего винтика, а горы запчастей всегда ждут своего часа на складе?

Участников гонок на Волгах становилось всё больше, уровень конкуренции рос, улучшалась и техника. Среди мотористов были свои боги, из шоферюг вырастали профессиональные гонщики. Но техника глобально не менялась — правильно приготовленная Дзинтара была достаточно вынослива, чтобы одолеть дистанцию гонки, и достаточно быстра, чтобы оставаться топ-классом в кольцевых гонках на трассе Бикерниеки. Мимо этой славной истории не могли пройти одержимые газовскими автомобилями Иван Падерин и Александр Лекае, поэтому Дзинтара оказалась в России.

Иван — автор нескольких книг об автомобилях горьковского автозавода. Человек, который бесконечно влюблён в продукцию ГАЗа. Один из двух основателей движения Gorkyclassic и одноимённой компании, которая занимается организацией выставок и фестивалей газовских автомобилей. Соратник Ивана по компании Gorkyclassic Александр Лекае — владелец этой роскошной красной Дзинтары. В его семье всегда были Волги, и Александр чувствовал к ним какую-то необъяснимую тягу. Саше близок и автоспорт — он проехал сезон 2012 в прибалтийской серии Dzintara Volga, после чего решил купить собственную Дзинтару и привезти автомобиль в Россию, чтобы гонять на нём здесь. Тем более что соревноваться есть с кем: в 2012 году на трассе Нижегородское Кольцо уже проводилась гонка на Волгах, и на неё прибыло немало гостей из Прибалтики. Ту битву опытные прибалты проиграли, потому что существующие в России гоночные Волги построены вне единого регламента, поэтому и едут зачастую быстрее.

Но это ведь «не тру», не тот уровень погружения в историю! Можно запихать под капот «двадцать четвёрки» хоть тойотовский «два джей зет», как делают отдельные энтузиасты, зажать подвеску, прикрутить пресловутые «брембы» и обуть в слики. Возможно, даже получится неплохой гоночный автомобиль, но только назвать его Волгой сможет только бессовестный лжец. Поэтому Сашина Дзинтара построена по «классическому» прибалтийскому регламенту 70-х, на основе которого будет разработан набор чуть более лояльных и современных технических требований к машинам возрождаемой в России гоночной серии по мотивам Dzintara Volga. С целью провести первые тесты мы приехали на автодром Moscow Raceway на третий этап соревнований Moscow Classic Grand Prix, которые устраивает компания Старое Время.

Гоночная машина

Тест-пилотом выступил известный российский гонщик, мастер спорта международного класса Алексей Васильев, который уступил мне руль в одном из боевых заездов на Дзинтаре. Нашей команде предстояло выкатить Волгу на современный скоростной трек и определить её потенциал, а также сильные и слабые места. После этого станет ясно, какие доработки потребуются для уверенного выступления болида из семидесятых на гоночных трассах России сорок лет спустя. Но сначала изучим архитектонику нашего снаряда.

Кузов облегчен самым простым способом: из него просто выкинули всё лишнее. Никакого пластика, карбона, титана или алюминия — такие приёмы поставят крест на доступности автомобиля. Взвешивание, как и замер мощности двигателя, ещё только предстоит, но по первоначальным прикидкам автомобиль должен весить меньше тонны. Оценочная мощность — около 130 лошадиных сил, хотя по ощущениям во время гонки всё же чуть меньше. Для этого в стандартный 95-сильный мотор установлен более «злой» распредвал, карбюратор сосёт воздух прямо «с улицы» без всяких фильтров, а от стандартного выпускного коллектора под днищем тянется к хвосту звонкая прямоточная выхлопная система.

Кузов расширен с помощью харизматичных накладок на арки — это сделано для того, чтобы вместить натянутые на «разварки» шины размерности 205/70 R14. Не представляю себе, как держит обычная узкая резина, потому что китайские покрышки Westlake, принятые прибалтами в качестве моношины местного чемпионата, посредственно цепляются за асфальт даже до момента перегрева, который наступает очень скоро. Коробка передач — стандартный «четырёхступ» с длиннющими и не совсем чёткими ходами рычага. В подвеске тоже изменений немного: спереди пружины ниже и жёстче, плюс более толстый стабилизатор, а сзади меньшее число листов в более жёстких рессорах, чтобы машина получилась ниже и собраннее.

Гонка. Моя установка — только бы не «приложить», ведь это личная машина Лекае и шоукар для будущего монокубка. Эта Волга стояла на выставках в ГУМе, и на ВДНХ, а через неделю ей предстояло отправиться на экспозицию при первом в истории Гран-при Формулы 1 в Сочи! Сорвать столь грандиозные планы ребят мне совсем не хотелось, да и понимания, как поведёт себя автомобиль в боевом темпе, на момент старта не было никакого. С первого круга осторожничаю и пропускаю вперёд Москвич на боевой резине и пару английских Austin Healey. Дальше набираю темп и быстро нахожу с автомобилем общий язык: предел сцепления китайских покрышек невелик, но писк скажет обо всём раньше, чем начнётся резкое скольжение.

На втором круге впереди меня закружился волчком английский родстер, следом то же самое исполняет заряженный Mini, а затем и тяжёлый Jaguar XJ — это шанс! Но, навёрстывая позиции на, кажется, покорившейся мне Дзинтаре, я вскоре немного ошибаюсь с торможением. Чтобы попасть в острый поворот, я вынужден воткнуть «вторую» раньше, чем мотор сбавил обороты — не успеваю переключиться до поворота руля, и аккуратно отпускаю сцепление уже на входе. Но автомобилю с длинными передачами в 4-ступенчатой коробке и уже перегревшимися китайскими шинами мои действия аккуратными не кажутся, поэтому корма мгновенно меняется местами с передком, и Янтарная застывает в гравии. Только бы не заглохнуть — ведь до кнопки стартера я не дотянусь. Выезжая с помощью маршалов, теряю в итоге полкруга, и под финишный флаг приезжаю последним, но хоть на целой машине.

Матёрому гуру Васильеву тоже было непросто, хоть он и привёл в итоге автомобиль на третье место в классе «спорт». По итогам тестов решили, что Волга имеет неплохой потенциал, но остро нуждается в тахометре, регуляторе тормозного усилия, замене тормозной жидкости на высокотемпературную, усилении опор силового агрегата и доработке передних пружин. Не так уж и много. От себя бы я добавил пожелание добавить немного мощности и переварить педали, так чтобы можно было выполнять перегазовку во время торможения, невыполнение которой и погубило мой заезд. Но в целом машина едет, требует от водителя глубокого понимания происходящего, хорошей физической формы (даже на ходу быстро поворачивать руль — задача для крепких парней) и достаточно надёжна для участия в гонках.

Машина времени

Будет ошибкой думать, что Дзинтара — полноценный спортивный автомобиль. За десятилетия гоночная инженерия ушла далеко вперёд, поэтому если вам нужен чистый автоспорт, то купите лучше современный подготовленный переднеприводник и выступайте на нём. Дзинтара — другая история, ностальгическая. Для крепких мужиков, которым мало обладать классической «двадцать четвёртой», но которым не интересны рафинированные современные гонки. Янтарная Волга дарит уникальный опыт, она позволяет совершить путешествие в историю, и сделать это с максимальным погружением.

Именно поэтому Дзинтара такая — резкая, своенравная, тяжёлая в управлении. Во времена соревнований на Бикерниеки не было многопоршневых суппортов, коротких реек и цепких сликов, поэтому если ты раскочегарил на прямике тяжёлую «баржу» — будь добр совладать с ней в повороте. Можно сделать этот автомобиль намного стабильнее и быстрее, но это будет уже не та Волга. Совсем не та.

Чемпионат из нескольких гонок планируется провести уже следующим летом, а основной трассой для него станет Нижегородское Кольцо — ведь там и завод, и гоночный трек, и народная любовь. Но ничего не мешает расширить географию и календарь соревнований при наличии кворума участников на других треках. Болиды, скорее всего, можно будет взять у организаторов Gorkyclassic в аренду, но лучше построить свой собственный. Иван и Александр с удовольствием расскажут, как это правильно сделать, а при необходимости направят вас с машиной-донором для доработки в правильные руки.

Чем хороша именно Волга — это тем, что она являет собой историю. Красивую историю. Нашу с вами. Это не чистый автоспорт, это гонки с сюжетом, с душой. Но не рафинированный выгул драгоценных олдтаймеров, а настоящий контактный замес — Дзинтару можно и нужно гонять в хвост и в гриву! Поэтому я буду с нетерпением ждать финального регламента и тестов доведённого автомобиля. Такого, на котором летом стартуют участники серии Gorkyclassic Dzintara Volga. Будет интересно.

Автор: Дмитрий Ласьков

Фотографии автора, Анастасии Потрашковой и Gorkyclassic

Если хотите поспособствовать возрождению Янтарной Волги в России, нажмите на кнопки социальных сетей внизу страницы, чтобы ваши друзья узнали о проекте!