Есть разные примеры, как автоспорт влияет на серийные автомобили. Взгляните на устройство гоночного монстра, который носит на передке шильдик КАМАЗ: от того, что российские инженеры сумели построить самый быстрый и крепкий спортивный грузовик на планете, качество серийных тяжеловесов практически не изменилось. На другом полюсе — Toyota: авторы модели Prius, самого успешного «гражданского» гибрида, создали весьма успешный кольцевой болид... А что даёт автомобильному миру Формула 1? По идее, те миллионы долларов, что тратятся на создание формульных болидов, должны здорово развивать инженерные науки!
Уокинг, что неподалёку от Лондона, поклонники научной фантастики знают как место, где высаживались захватчики марсиане из «Войны миров» Герберта Уэллса. И, похоже, что высадились — McLaren Technology Centre больше всего похож на инопланетную колонию. Внутри — мечта любого болельщика — коллекция машин Формулы 1 самых разных эпох. Причем это отнюдь не реплики! С того момента, как Макларен находится под руководством Рона Денниса, ни один прототип не покинул родной конюшни. А ещё Деннис заставлял гонщиков сдавать свои кубки...
Кубки, между прочим, выставлены аккурат перед командной столовой, чтобы каждый сотрудник чувствовал величие коллектива, в котором работает. Но живут здесь не только историей. В Уокинге, например, выпускают дорожные спортивные машины, для сборки которых выстроен большой отдельный корпус: это относительно массовый McLaren 650S Spider и абсолютно эксклюзивный McLaren P1, пользующиеся неизменным успехом среди обеспеченной публики со спортивными амбициями. Но, конечно, главной движущей силой Макларена является команда Формулы 1.
Те изменения технического регламента, что FIA приняла для нынешнего сезона, в Уокинге боготворят. Знаем-знаем, как сильно поклонники Формулы ненавидят визгливое звучание новых 1,6-литровых турбомоторов V6, которые сменили 2,4-литровые атмосферники V8. Но инженеры McLaren, сверкая глазами, доказывают, что новые техтребования способствуют эволюции серийных двигателей как ничто другое! А их, в свою очередь, поддерживают инженеры «топливно-масляной» компании ExxonMobil: да, обновление регламента помогло создать смазочные материалы качественно нового уровня.
Но давайте по порядку. Согласно нынешним правилам, каждый из элементов силовой установки, состоящей из бензинового двигателя, пары генераторов, аккумулятора системы рекуперации, турбины и блока управления, за сезон разрешено менять всего 5 раз! Не выдержал норматив — гонщик потеряет аж десять позиций на старте. А ещё ограничено количество топлива, которое машина расходует за гонку: гонщику позволено «сжечь» не больше 100 килограммов бензина. В прошлом сезоне болиды расходовали на 35% «горючки» больше...
То есть, получается следующее. Рабочий объём моторов уменьшился, появился турбонаддув, а значит, возросла литровая мощность, выросли нагрузки и теплонапряжённость... По идее, надёжность агрегата должна снизиться, но правила требуют обратного. Это значит, что инженерам нужно создать «неубиваемый» агрегат, а поставщикам смазок разработать такие материалы, которые обеспечат эту самую «неубиваемость». И параллельно обоим требуется обеспечить должную экономичность. Фантастика? Даже многоопытные формульные инженеры соглашаются, что над новыми двигателями пришлось попотеть.
Наиболее сложной задачей, конечно, было обеспечить должную надёжность: «Сохранение эффективности и износостойкости было реальной проблемой, — говорит Брюс Кроули, глобальный менеджер по автоспортивным технологиям ExxonMobil. — Но благодаря технологиям Mobil 1 мы рассчитываем увеличить срок службы двигателей почти на 40%». В ответ инженеры Mclaren тоже кивают головами — дескать, в сверхсовременном моторе, ярчайшим представителем которого является формульный агрегат, именно правильный подбор смазок является залогом долговечности.
То есть, выходит следующее. Сейчас ExxonMobil помог Макларену довести до совершенства новое поколение мерседесовских моторов, которые пока далеки от массового автопрома. Но специалисты концерна работают и с производителями массовых автомобилей. И когда последние начнут создавать новые гражданские моторы, у Мобила уже будут готовые решения по системе смазки и смазочным материалам, так как двигателисты и «маслёнщики» сейчас начинают совместную работу аж на стадии эскизных проектов будущего мотора. Вот так гоночные технологии помогают развивать серийные машины.
Кстати, многие считают, что топливом для болидов Формулы служит некая адская смесь, совершенно непригодная для «гражданских» машин. Но нет! Согласно нынешним правилам, формульный бензин должен быть максимально похожим на те продукты, которые продаются на обычных АЗС. Более того: «Рецептура гоночных и „гражданских“ видов топлива и смазочных материалов сегодня невероятно близки, — уверенно заявляют инженеры компании ExxonMobil. — Так что формульный болид вполне можно заправить „магазинными“ маслом или бензином...». И наоборот. То есть гоночные технологии давно и вовсю используются для гражданских продуктов!
А ещё эти самые гоночные технологии должны открыть качественно новый уровень диагностики. На каждой гонке непременно присутствует «Аналитический центр Mobil 1». В него входят инструменты, благодаря которым инженеры, проверяя состав масла, имеют возможность находить даже самые крохотные примеси посторонних веществ и продуктов износа. Таким образом специалисты «видят» состояние двигателя и трансмиссии без их демонтажа! Да, пока такое оборудование стоит баснословно дорого. Но со временем подобные методы диагностики обязательно станут доступными для массового потребителя.
И шинники теперь решили, что автоспорт должен двигать вперёд и массовую продукцию. Компания Pirelli, которая поставляет резину для всех команд Формулы 1, включая McLaren, разрабатывает версии гоночных покрышек для 18-дюймовых колесных дисков, тогда как стандартные диски для болидов — 13-дюймовые. Шины большего внутреннего диаметра имеют более жесткую и низкую боковую стенку (разница составляет 30 мм). Кроме того, они содержат меньший объем воздуха, поэтому поддерживать постоянное давление будет проще, хотя масса резины останется прежней.
Но главное — максимально возможная унификация гоночных и дорожных покрышек позволит Pirelli взять на вооружение технологии F1 для массового производства! От этого каждый автовладелец только выиграет. Как выиграет от совершенствования смазок, масел и топлива, без которых невозможна дальнейшая эволюция двигателей внутреннего сгорания. Так что автоспорт — отнюдь не бессмысленное прожигание денег. Он действительно способствует развитию серийных автомобилей. По крайне мере, увиденное нами на базе команды McLaren говорит именно об этом.
Алексей Кованов
Фото команды McLaren
P.S. В этом году гонки Формулы 1 впервые пройдут на территории России, в Сочи. И Mobil 1 запускает проект «Стань ближе к автоспорту». Тот, кто зарегистрируется на официальной странице Mobil 1 и правильно ответит на вопросы об истории команды McLaren Mercedes, станет почётным гостем команды на сочинском Гран-при. А все финалисты получат призы и подарки.