От редакции: Кольский полуостров − одно из наиболее популярных направлений путешествий мототуристов. Каждый год тысячи путешественников навьючивают на свои мотоциклы походный скарб и отправляются на Север. Карелия, Белое море, Хибины, Мурманск, полуострова Средний и Рыбачий... Десятки заметок и статей в прессе, бесчисленное множество «отчетов» в блогах и соц. сетях. И, вроде бы, все уже давно описано и сфотографировано, однако этот текст, на наш взгляд, особенный. Настолько яркого и эмоционального повествования о суровой красоте северной природы, пожалуй, еще не было. Мы с удовольствием публикуем этот замечательный, яркий, красочный материал.
Если вы спросите у прожженного мототуриста с обветренным лицом и двухнедельной щетиной: «А зачем тебе это, для чего ты едешь сюда, в суровый северный край?», он обязательно скажет вам что-нибудь запоминающееся, яркое, может быть даже умное. Но зачем туда, на самый край света, может ехать хрупкая девушка, тем более пассажиркой и всего лишь вдвоем, почти на три недели, я не знала и сама.
Очень хотелось посмотреть воспетую в песнях, отчетах и бесчисленных фотографиях природу, ощутить соленый привкус моря на своих губах, но холод, ночлег исключительно в палатке и часов десять в седле мотоцикла каждый ездовой день призывали к благоразумию. А главный мой страх — встреча с медведями — просто вопил к нему! В результате были прочитаны всевозможные советы и правила, как быть, если встреча все же состоялась, куплены две коробочки петард (молодой человек очень живо рисовал картину наступающих медведей в касках, и меня, закидывающей их взрывчаткой из окопа). Скажу честно, сама бы я не решилась на такую, как мне тогда казалось, авантюру. Но когда человек рядом с тобой горит идеей всем сердцем, и глаза его обещают что-то такое, чего нигде в мире больше не увидишь... первый шаг оказывается сделанным, и отступать поздно. Теперь только вперед, только на Север.
Стартовать пришлось совсем рано, да еще и в воскресенье. Увешанный багажом для долгой автономной поездки мотоцикл по габаритам вплотную приближался к автомобилю «Ока», а стоять в пробках на МКАД и Ленинградском шоссе совсем не хотелось. Вдобавок еще и дождик стал накрапывать, совсем чуть-чуть, и настроения это не прибавляло. Хотя вот моего водителя явно успокоило — якобы это уже традиция, все прошлые годы поездки на Север начинались именно с такой погоды. Оказавшись в седле, окончательно пониманию, во что я ввязалась. Куда, зачем, что я делаю вообще? Но отступать уже поздно, мотоцикл набирает ход и скоро оказывается на шоссе. Впереди, под тучами, разгорается рассвет, солнце словно разливает золотой свет по небу, освещая и освящая дорогу. Наверное, все должно быть хорошо? Мой парень сказал бы, что плохо быть не может, это же дорога, а любой путь — это хорошо. Но мне хотелось бы ответа попроще, и, наверное, поуверенней, что ли.
Без проволочек добрались до Ленинградки и набрали крейсерскую скорость на довольно свободной утренней дороге. А так как скорость явно превосходила скорость соседей, через пару часов удалось и вовсе опередить слабый утренний трафик и выйти на оперативный простор. Местами асфальт не очень, но после жесткого FZX, на этом конике чувствуешь себя словно в кресле. Подвески глотают ямы и ухабы полностью, нам достаются только легкие поталкивания или подрагивания.
Уже очень скоро мы оказались на Валдае, где запланирована первая стоянка. День только начинается, можно ехать и ехать, но еще дома было принято решение сделать первый день «вкаточным».
Вечером рядом с нами расположился цыганский табор на двух Газелях и легковушке с прицепом. Сопутствующий шум, гам и опасения за вещи не дали толком выспаться, и новый день начался со сверхраннего подъема и старта. Зато зарождающийся над озером рассвет, в полной тишине и величественном спокойствии... Начинаешь понимать, сколько всего мы пропускаем и просто не видим, живя «по привычке».
Мотоцикл за ночь, к счастью, на сувениры не растащили, ограничившись припасом дров у нашего костровища. Так что, быстро собрав лагерь и одев теплые подкладки (термометр показывал +12), уже в полшестого утра мы выехали на трассу.
Туман, словно живое существо, шевелился и расползался по низинам, заспанное солнце начинало разгораться и подниматься над деревьями, а мы уже полным ходом заглатывали новые и новые километры. Так на одном дыхании и добрались до Волхова, остановившись лишь на заправку и выпив горячего чая.
Волхов запомнился огромными ямами и колдобинами, на которых даже наш груженый мотоцикл скакал как горный козлик. Но продолжалось это, к счастью, недолго.
Очень хотелось побывать в монастыре Александра Свирского, расположенном почти на въезде в Карелию. И вот отличный шанс! Подробно останавливаться на своих ощущениях в этой статье, наверное, не стоит. Скажу только, что побывать там действительно надо. Когда подходила к святым мощам, попросила о том, чтобы нас не тормозили в путешествии для проверки документов. И, представьте себе, за всю поездку с сотрудниками ГИБДД общаться нам не пришлось! А вообще, можно сказать, в монастыре мы дали отдых телу и душе. Но пора двигаться вперед.
Довольно часто замечаю, что мой пилот поднимает левую руку в приветствии, но мотоциклистов поблизости нет. Причину этой странности удалось выяснить на ближайшей остановке. Оказывается, водители грузовиков любезно показывают поворотниками возможность или невозможность обгона, а многие и вовсе уходят правыми колесами на обочину, давая место для обгона без выезда на встречную полосу! Вот как тут не сказать спасибо! Забегая вперед, скажу, что на левой руке молодого человека получился очень своеобразный загар — на кисти перчатка, ниже куртка, но от постоянных приветствий рукав задирался, и на левом запястье под конец поездки образовалась практически коричневая полоса. На правой ничего подобного не наблюдалось.
Да и в лицах людей что-то стало неуловимо меняться. Словно отпечаток усталости от жизни, суеты, изматывающего бега по кругу, так заметный у москвичей и питерцев, сюда не добрался... Что же будет дальше?
На обед мы остановились на красивейшем озере.
Вода синяя и бескрайняя как море, сосновый лес без подлеска, песок и камни и... мусор! Люди, кто мы, если так гадим везде, куда можем добраться?! Надо меняться, иначе очень скоро может быть просто поздно.
Набрали воды из озера, собрали сухих веток и сучьев, и вот обед готов. Останавливаться на ночлег еще рано, и мы едем дальше, хотя от Валдая пройдено уже больше полутысячи километров. Отдельно хочется сказать о дороге. На удивление, по большей части это изумительно ровный и качественный асфальт, чистые ограждения и выровненные обочины. Зато если попадается ремонт, то он по-северному суров: километров десять может быть отсыпано гравием или песком, местами пыль от грузовиков поднимается такая, что не видно своих вытянутых рук! Становится страшно, как бы в нас не врезались сзади едущие, или мы не догнали грузовик. Главное не менять скорость и направление движения, ориентируясь по запомнившейся до въезда в пылевое облако картинке.
Удивительно, но чем севернее мы едем, тем жарче становится! На градуснике уже +27! Готовились к холоду и дождям, а пока только сушь и жара, интересно, к чему бы это? Под вечер сил уже совсем нет, попа давно затекла и онемела. Зато прошли мы в этот день 900 километров, а главное встали на отличной стоянке у карельского озера. Вообще, хорошая стоянка (чтобы и красиво, и безлюдно/безопасно, и комаров не очень много, и водичка поблизости...) — это, наверное, одна из самых важных вещей в путешествии. К счастью, мой парень ездит на Север уже далеко не первый раз, и хорошие проверенные места знает по памяти (GPS мы не пользовались за всю поездку ни разу).
Ночь выдалась настолько теплой, что спальники мы просто не застегивали, даром что Карелия. В результате недосып предыдущих дней и расслабляющее тепло напрочь лишили нас возможности раннего старта. Но нам и не страшно — ехать сегодня не так много, хотим добраться в гости к белугам (или белухам, говорят, и так, и так можно) на Нильмо-Губу и заночевать поблизости. Да и Полярный день позволяет жить абсолютно в любом ритме, хоть ночью катайся, хоть днем спи, все равно одинаково светло.
На заправке в Лоухах сделали небольшой привал с перекусом, и познакомились с замечательными людьми, Сергеем и Наташей с Североморска. Оказывается, хорошо знают батюшку из Варзуги, который заправлял мотоцикл моего молодого человека в прошлом году. Тесен мир!
Доехав до нужного нам поворота, свернули на грейдерную дорогу. Впереди вроде бы 30 километров, зато в конце нас должны ждать киты! Пусть относительно маленькие, для китов, конечно, зато их можно будет покормить и даже потрогать. Едем!
Дорога оказалась не только довольно сложной, но и коварной. Вроде бы, внешне она одна и та же, но в некоторых местах песок оказывается рыхлым и сыпучим, и мотоцикл начинает таскать. А для груженого, если не сказать перегруженного мота, плюс на асфальтовой резине, это совсем неприятно. Еще неприятнее для моего пилота. Было два момента, когда мотоцикл заносило, и падение казалось просто неминуемым — вот мы летим на бок. Но каким-то чудом с резким прибавлением газа мот выравнивался, и нам удавалось сохранить вертикальное положение, один раз пропахав метров 15 песка. Правда, от испуга и постоянной трясучки в пояснице у меня что-то закусило, и еще два дня спина доставляла дискомфорт.
Зато какая красота открывалась вокруг!
Озера, камни среди соснового леса, крутые обрывы и речки — это надо увидеть. Последние километров десять грейдера проходили через дремучий лес и болота, словно в сказку про Бабу Ягу попала. Вот настоящее болото в жизни не видела, а тут по запаху сразу поняла — оно, на каком-то генетическом уровне. А потом внезапно, именно внезапно и неожиданно, лес расступился, и взору открылась сказочная деревенька. Нет, избушки на курьих ножках там не было, зато домики аккуратные, чистенькие, речка течет посередине, небо и солнце, словно только сегодня покрашенные или отмытые — все сияет, радуется, смеется.
Проехались по деревне, расспрашивая о том, где же здесь найти белуг, и оказалось, что их увезли, вроде бы на гастроли, и вроде бы временно. Расстроились, конечно, но, по правде сказать, не так уж сильно. Место и дорога настолько красивые, что стоили всех сложностей и испытаний.
Лагерем встали у озера, проехав километров 15 в обратную сторону. Следы человека здесь едва заметны, вроде бы, от трассы недалеко относительно, а места оставляют ощущение совершенно диких, первозданных. Ночь снова выдалась теплая, нет, даже жаркая! Спать пришлось просто лежа поверх спальника.
Утром было немного прохладнее, но все равно поселились сомнения — мы точно на Север едем? Сегодня снова ехать по плану не так уж много, до Кандалакши и потом до Колвицы. Решили по пути заехать в деревню Лесозаводск.
Она не производит того впечатления сказочного поселения, что было у меня вчера, есть и заброшенные дома, и покосившиеся заборы. Но небо, виды на заливы Белого моря, огромные валуны, рядом с которыми кажешься букашкой... Небо — глядя на него, я переполняюсь и плачу, оно здесь какое-то совершенно особенное, словно попадает в душу, в сердце, переполняет тебя чем-то невыносимо родным и прекрасным, и выходит слезами на глазах... Так и хожу, не в силах уйти с берега.
Но в конце концов приходит время ехать дальше.
По пути встречаем мототуристов из Польши. У их товарища на Suzuki умерла ведущая звезда, осталось всего два зуба, надо найти новую. Помочь мы смогли только контактами людей, вернее, я не смогла помочь вовсе.
Следующее место, где мы «залипли», — смотровая площадка за Кандалакшей. После небольшого перевала справа оборудована площадка, с которой открывается вид на море.
А если еще и подняться по тропинке на скалу, вид открывается такой, что просто дух захватывает, и ты уже не понимаешь, как может быть ТАК КРАСИВО? Как может быть СТОЛЬКО КРАСОТЫ?! Это уже перенасыщенность эмоциями и красотой, я даже не знала, что такое бывает.
До стоянки у Колвицы мы добрались только под вечер. Это место тоже прекрасно и заслуживает обязательного рассказа. Бурная кипучая река, вода в которой абсолютно прозрачна и не имеет ни взвеси, ни запаха, я пила ее, просто зачерпнув ладонью. Крутой высокий берег, почти обрыв, наверху которого можно сидеть у костра и готовить вкусный ужин. И совсем малое количество комаров и мошки. Волшебное завершение волшебного дня. После такого могут сниться только хорошие сны.
Утром мы добрались до Умбы, где пополнили запасы бензина и провизии, закупились водой и сувенирами, и двинулись в сторону Варзуги. Сначала по асфальту, потом по грейдеру, где мы встретили троих евромототуристов, а потом и по старой Терской дороге.
В местах, где песок был особенно глубокий и вязкий, мне приходилось идти пешком, а пилоту газовать и толкать мотоцикл, загребая ногами.
Зато какие виды! На море был небольшой шторм, и шумные волны с белыми пенными гребнями, одна за одной, накатывали на берег. Поразительно прозрачный воздух, аромат дикого шиповника, в изобилии цветущего повсюду, нереально зеленая трава — и я еще сомневалась, ехать ли?!
Даже если был бы холод, или комары одолевали, или медведы пугали, все равно стоит. А так, как повезло нам — чувствуешь себя осыпанной подарками, волшебными дарами, и их столько, они такие огромные и прекрасные, что все никак не унести. А значит, захочется вернуться...
Сытный праздничный обед, который мы сварили, расположившись на выбранном под лагерь месте, восполнил растраченные за день силы. Вернее, варил его мой парень, который в нашем путешествии был за шеф-повара и неохотно делился этой обязанностью. Потом мы поставили палатку (долго и с проблемами, так как был очень сильный ветер, пришлось, помимо колышков, забивать палки и таскать камни, а потом и ставить мотоцикл с наветренной стороны, иначе жалобный скрип и хруст дуг палатки намекал, что долго им не протянуть) и отправились гулять. Вокруг только бушующее море, огромное бескрайнее небо, берег и ощущение одновременного одиночества и единения со Вселенной. Где-то далеко идет дождь, на небе видны его черные полосы, но у нас сухо, и все будет хорошо, о нас заботятся, здесь это чувствуешь.
На этом месте мы прожили неделю. Стоило нашим запасам пресной воды подойти к концу, как рядом встали две немецкие пары на экспедиционных грузовиках и, конечно же, поделились с нами. Очень захотелось шоколада — и приехали туристы-джиперы, поменявшие шоколадки на брелоки из можжевельника, которые мы вырезали. Чудо? Да, наверное, но разве может быть в таких местах иначе. Я ходила и собирала яркие красивые камушки на берегу моря или любовалась замысловатыми корягами, сидела у костра, глядя на небо, готовила рис с медом и лимонным джемом или вырезала фигурки животных из дерева так, словно делала это всю жизнь. Нет ни сомнений, ни волнений, все просто и чисто, как Белое море.
И погода такая же ясная и чистая, даже загорала несколько раз. Кстати, становится понятным, почему северные растения такие низкие и стелющиеся по земле. Лежишь на коврике — жара, солнце палит, будто в Крыму.
Но стоит приподняться, как холодный морской ветер настойчиво рекомендует надеть футболку, водолазку, а иногда и куртку с подкладкой в придачу.
Ехать ли дальше на Север, до слета «Мотобухта», который проводится на полуострове Средний, мы до последнего сомневались. Вернее, сомневалась я, не зная, хватит ли сил на столь длительное путешествие. Но совершенно тепличные, по северным меркам, условия — мы еще ни разу не одевали дождевики, за всю поездку — только прибавили решимости и жажды путешествий. Решено, едем!
Напоследок мой парень решил все-таки залезть в воду, тем более день выдался жарким и ветер практически стих. В результате получилась серия фотографий «хождение по водам аки посуху» — метров 300 наверное можно пройти, не намочив эммм... плавки, в общем. Такое дно пологое. А пока он гулял по водам, прямо у меня над головой, в каких-то полутора метрах, пролетел клин белых лебедей! Видно, Белое тоже с нами прощается, и так это было прекрасно, что даже сердце защемило.
Пока собирали вещи после столь длительной стоянки, слепни и оводы, кажется, поняли, что мы их решили покинуть. Или просто день выдался непривычно безветренным, и им дали разрешение на полеты. Но как бы то ни было, налетели на нас целые тучи этой пакости. Не мелкой мошки или комаров, а здоровенных кусачих гадов, которым даже джинсы не помеха. Пришлось паковаться в ритме вальса, а на следующей стоянке выгребать десятки трупиков из палатки.
Выехали на грейдер, немного поплутав в съездах и ответвлениях, и встретили... конечно, мототуристов! На этот раз знакомых моего пилота по прошлым «Мотобухтам» и другим слетам. Андрей, Саша, Максим и остальные, путешествуют на 250-ках, конечно предпочитая асфальту его полное отсутствие. Постояли, поболтали и разъехались в разные стороны — мы к Умбе, а они к Варзуге.
Снова пришлось натерпеться страху, когда мотоцикл влетел в рыхлый 20-сантиметровый слой песка, выкинутый трактором после выравнивая другой половины дороги. И снова резкое прибавление газа и помощь Ангела-Хранителя не дали нам упасть, с ревом и фонтаном из под заднего колеса мотоцикл выскочил на относительно плотный участок.
После посещения Умбы был запланирован банный день, вернее, банный вечер. Закупили продовольствия, получили в подарок здоровенный кусок семги... Как так, спрашиваете вы? Как и с шоколадками, и питьевой водой — нам очень хотелось, и хотя мы не говорили об этом ни слова, подарок не замедлил появиться. Чуть позже это повторилось и с крабами. Вот такие они, щедрые Северные чудеса.
В результате после капитальной помывки на свежем воздухе был приготовлен восхитительный ужин.
К свежей семге мы купили картошечки, лука, сметаны и яиц, что и было объединено в одном блюде. Просто пальчики оближешь! Получился полный 2,5-литровый котелок, но, несмотря на объем, съели все, вдвоем, за один присест! Еще и вафельный тортик, купленный для завтрака, начали. Здоровый крепкий сон под шум вод бурной речки был обеспечен.
На следующий день была запланирована довольно обширная программа. Сначала надо добраться до Мурманска, потом до Заполярного, где мы хотели посмотреть самый северный в мире монастырь, Трифоно-Печенегский. И потом немного вернуться до поворота на Рыбачий и добраться до мотослета, где уже можно будет расположиться на заслуженный отдых. Если, конечно, многочисленные знакомые и просто хорошие люди не завлекут заманчивым звоном моего молодого человека. Но это все впереди, а пока дорога.
Под Мончегорском на заправке снова повстречались с Андреем и компанией на «чекушках». Поболтали, съели по мороженке, овеваемые ядовитой пылью с рудника, и поехали дальше.
Мончегорск и его окрестности оставляют очень двоякое впечатление. С одной стороны горы, настоящие голые каменистые склоны, издалека очень красивы. С другой, когда, подъезжая, видишь дымящие и чадящие трубы заводов, вдыхаешь отравленный воздух и понимаешь, почему эти склоны такие голые и безжизненные, становится горько. Но начавшиеся крутые подъемы, вид Хибинских гор и северного неба очень скоро вытеснили все мрачные мысли без остатка.
Заправившись на въезде в Мурманск и сразу вернувшись на окружную, поехали в сторону Киркенеса. Только вот мой пилот в какой-то момент засомневался, не сбились ли мы с пути истинного, и решил спросить направление у местного. Из «лансера» вышел мужчина с такими усами, нет, У-СИ-ЩА-МИ, какие я видела только на фотографиях и картинах прошлых веков. Пушистые, густые, сантиметров по 20 каждый. Все объяснил, рассказал о том, где куда сворачивать, и предложил немного его подождать — дескать, покажу, все равно туда еду. Но мы решили не дожидаться и двинулись дальше, поблагодарив за помощь.
Когда километров через 30 мы остановились и стали фотографировать необычайно зеленую и яркую траву, словно кто-то нарочно посадил здесь кислотный лужок, рядом затормозил «Лансер».
Мужчина не поленился вылезти и еще раз подробнейше описать дорогу, и где куда поворачивать — хотя дальше дорога прямая, и потеряться практически невозможно, даже если стараться. Вот такие вот люди на Севере, гостеприимства и взаимовыручки там не занимать!
Со слов моего спутника, прошлым летом в Трифоно-Печенегском монастыре еще не было братии, то есть собственно монахов, кроме настоятеля. Его только недавно отстроили, и очень красиво — в стиле старинной русской крепости, с толстенными бревенчатыми стенами, мощными деревянными зданиями и храмом, сложенным из сухостоя, собранного по всей Карелии. То есть бревна, из которых был сложен храм, это огромные засохшие на корню деревья. В определенных условиях они не начинают гнить, а высушиваются, обретая дополнительную твердость и крепость, а главное — не дают в дальнейшем усадки и усушки, как свежеспиленные живые деревья.
В этом году монастырь произвел впечатление уже вполне жилого и действующего. Еще строится пекарня, не все братские корпуса готовы, но заехать при случае в такое прекрасное место стоит совершенно определенно. Я бы очень пожалела, если бы не добралась сюда!
На всякий случай перед тем, как ехать на слет, стоило пополнить запасы бензина. Для этого мы заехали в Заполярный, где нас и накрыл дождь. Первый настоящий дождь за поездку! Надели дождевики, заправились и двинусь обратно, к отворотке на Средний и Рыбачий. Дождь довольно скоро прекратился, и небо расцвело совершенно неописуемыми радугами. Двойными, тройными, яркими и свежими. Свет местами лучился с неба так, как изображают на древних иконах. Снопами, словно связанные колосья, хотя самого солнца видно не было. А тут еще и впереди едущий грузовик с надписью на борту «Улыбка радуги»!
Грейдер оказался для меня очень тяжелым испытанием. Видимо общая усталость, плюс множество событий и пройденные за день километры наложились на действительно непростую дорогу. Но когда вышло солнце и осветило бесконечные сопки, озера, камни, мхи, и дорога расцвела на глазах... От усталости не осталось и следа, я снова плакала, мозг просто взрывался, отказываясь принимать такое количество прекрасного! То и дело я просила остановиться, доставала фотоаппарат и пыталась снимать то, что вижу. Но снимками это не передать, такое можно почувствовать, наполниться и переполниться этим, только побывав там.
Когда мы добрались до слета, моих сил хватило только на то, чтобы помочь установить палатку, разобрать вещи и сразу лечь спать. А вот мой спутник гулял, как оказалось, до пяти утра. Знакомые, старые и новые, коньяк и интересные разговоры не отпускали его долго.
На следующий день мы побывали в Музее Боевой Славы у Юрия Александровича. Совершенно необычайный человек, побывавший, кажется, везде и повидавший весь мир. Живет сейчас он круглый год там, на Рыбачьем, работал геологом и участвовал во множестве исследований и научных экспериментов. Таких пронзительно голубых, ясных глаз у людей мне встречать не приходилось.
Поднялись мы и на перевал, где шли одни из самых ожесточенных боев Второй Мировой. Как называет это место Юрий Александрович — музей под открытым небом (есть еще и небольшой музей рядом с его жилищем, о котором говорилось выше). Голый камень не скрывает прошлое, подобно глине или чернозему. Так что до сих пор видны горы гильз, заграждения из колючей проволоки, бронещитки и осколки мин и снарядов всех калибров. Сколько людей здесь закончили свои дни на Земле...
До сих пор ощущаешь это в воздухе и в чем-то неуловимом, так что желания громко говорить, и тем более смеяться тут не возникнет определенно. Великие у нас были деды, низкий им поклон! Уверена, что наше поколение так не смогло бы, мельчаем мы, на глазах мельчаем. Может быть, стоит задуматься, пока еще есть возможность остановить вырождение?
Не так давно построенная на солдатском кладбище часовня и большой колокол, в который может позвонить каждый, там как нигде к месту. Звон над хребтом Муста-Тунтури звучит особенно глубоко и осязаемо.
Вернувшись на слет, мой парень познакомил меня со многими замечательными людьми. Михей, Настя, Александр и еще одна Настя, Иван, Арктика, Макс, Харлеич и еще многие, всех сложно упомнить, но хочется увидеть снова. Спасибо за душевное общение и тепло, было правда здорово.
В субботу погода начала быстро портиться, и мы приняли решение двигаться в обратную сторону. Хоть и хочется побыть здесь еще, но дождь не оставляет шансов никаким мероприятиям, кроме затяжной пьянки, а такой сценарий нас совсем не радовал.
По пути назад, на самом продуваемом перевале, мы увидели одиноко стоящую девушку с мотоциклом. Как оказалось, под корень сломали ручку сцепления. Ее молодой человек уехал в лагерь за помощью на своем мотоцикле, а она вот стоит, ждет. Первый сезон сама за рулем, сразу поехали на такой слет — отчаянные. Видно, что уже крепко замерзла она на этом ветродуе, да еще и дождик начинается.
Мой парень принял решение приготовить прямо здесь чего-нибудь горячего и всем дружно отобедать, так как попытки ремонта успеха не принесли, а бросить девушку одну будет неправильно. В итоге костерок развели, огородив его со всех сторон каменными глыбами от ветра. Наварили макарон с рыбными консервами, поели. Я умудрилась сделать это, не снимая шлем интеграл — уж больно ветер холодный!
Когда вернулся парень попавшей в беду девушки, и удалось переубедить его в возможности ехать дальше (были поползновения отправить девчонку на мотоцикле без сцепления, растолкав на первой передаче), а девушку получилось отправить в лагерь с попутной машиной, мы смогли поехать дальше с чистой совестью.
Конечно, времени потрачено много, а нам ехать и ехать. Дождь пошел в полную силу. Меня одолевали сомнения, стоило ли так беспокоиться, и нужны ли мы были там, со своей помощью, на самом деле. Но пилот был уверен — да, нужны. А значит, и у нас все будет хорошо.
Помокнуть, правда, пришлось нешуточно, а мне так и померзнуть с непривычки. Зато когда мы перевалили через Хибины, и дождь остался позади — какие яркие, невозможно яркие и сочные радуги раскинулись над дорогой! Упираясь своим основанием в лес, радуга заливала его цветным светом! А мы ехали, подъезжая все ближе, и начинало казаться, что сейчас мы просто въедем в этот столп света, он даже слепил глаза. И лишь в последний момент радуга стала отступать, и догнать ее так и не удалось.
А потом было непередаваемое небо у Колвицы, где мы решили расположиться еще раз. Низкие, текучие облака, освещенные розовым солнцем и висящие над живым, матовым морем... Даже в нашем великом и могучем недостаточно слов, чтобы описать это и чтобы передать чувства, переполняющие меня в тот момент.
А уехали бы мы с перевала раньше, не стояли бы там со своими попытками помочь — увидели бы все это? Кто знает.
Весь дальнейший путь погода нам благоволила. Местами мы видели огромные лужи в лесах, а значит, дождь здесь был совсем недавно. Но нас он каким-то образом обходил стороной, и почти все время мы видели яркое солнце. Случилось помочь бензином обсохшему мотоциклисту в Карелии, встретить интересного парня при попытке помочь другим обсохшим, искать новое место для стоянки и лопать чернику. Но ничего подобного небу у Колвицы, ярким радугам, живым северным облакам и переполняющему Белому морю мы уже не встретили.
А значит, я не могу сказать Северу «прощай». Я говорю «До свиданья!».
Если вы хотите, чтобы рассказ о вашем необычном и захватывающем путешествии появился на портале, присылайте тексты на адрес moto@corp.mail.ru.