Yamaha Rhino/утилитарный SSV/2012 г./540 кг/686 см3/от 669 500 руб.
Тест-драйвы квадроциклов в том или ином виде проводят все производители. Но, как правило, заключаются все такие «испытания» катанием по «придворному» полигону дилера или выездом в ближайший лес. Но случаются и такие выезды, когда начинаешь, в первую очередь, задумываться о собственных способностях, а не о надежности и выносливости техники.
В Москве осень еще только вступала в свои права. Листва все еще радовала зеленью, а температура не думала падать ниже вполне августовских пятнадцати градусов, команда мотожурналистов под предводительством наших друзей из компании Ямаха Мотор Си-Ай-Эс отправилась в город Екатеринбург, чтобы принять участие в ежегодном традиционном внедорожном пробеге Yamaha Challenge.
В прошлом году пробег проходил по Алтайским горам и произвел совершенно неизгладимое впечатление на участников. Красивейшие места, нетронутая природа, величие гор и чистейший воздух! Горные дороги и каменные осыпи, глубоченные пропасти — одно неосторожное движение и только кости собирай. В общем, было круто. В тот раз парк машин был довольно разнообразным. Были «семисотые» и «пятьсот пятидесятые» Grizzly, несколько Rhino. И все, кто хотел, — менялись техникой. Своя прелесть в таком разнообразии, конечно, есть, но двигаться одной стройной колонной довольно сложно. Все же более легкие и юркие квадрики слишком легко «уезжали» от неторопливых Rhino.
В этот раз концепция поменялась — у нас «монокубок». Все едут на сайд-бай-сайдах Yamaha Rhino. Причем по одному, в смысле, не парами, как это обычно принято, «для развесовки». Весь свой скарб, бензин, запасные колеса, в общем, все, что может пригодиться за три дня путешествия, — везем с собой, благо, кузов «носорога» позволяет особо не экономить на объеме и массе груза. С нами не будет никакой технички, никакого «специально обученного» армейского «Урала», который, в случае необходимости, вывез бы сломанную технику к цивилизации. Довольно самонадеянно, не правда ли? Конечно, пара механиков в команде есть, без них никуда, но, в общем и целом, — авантюра. Мало кто из производителей решится на такое.
Итак, самолет привез нас в Екатеринбург. И, вроде бы, здесь и должно начаться путешествие, но нет. Мы простых путей не ищем, а наши товарищи-организаторы эти самые простые пути нам не готовят. В горы — значит, в горы. Подальше от шума городов, поближе к медведям и кедровым шишкам. Пять с лишним часов мы едем в автобусе на север. Наверное, то место, куда мы приехали, можно назвать концом географии. Ну, или, во всяком случае, точкой, приближающейся к этому самому концу. Место нашей ночевки — город Краснотурьинск.
Рабочий городок, каких в России — сотни. Антураж — соответствующий. Градообразующее предприятие — Богословский алюминиевый завод, «дочка» «Русала». Единственная гостиница принадлежит тому же заводу. Проводим приятный вечер по соседству с гуляющей свадьбу здесь же, в гостиничном кабаке, компанией. Видимо, пожадничал жених, оплачивая свадебные мероприятия. За обязательную драку на свадьбе недоплатил, а ведь гости были очень даже настроены.
Утром грузимся в наш, ставший уже почти домом автобус и едем в соседний Карпинск. Там нас ждут наши эсэсвешки.
Каждому, в довесок к квадрику положен непромокаемый баул для вещей, две «банки» бензина, дождевик системы «балахон» (ноги в SSV все равно почти не мокнут, если только в речку по пояс не заезжать) и две упаковки армейского сухого пайка. Зеленые «кирпичи» пластиковых брикетов — штука в работе мотожурналиста довольно нетипичная. Yamahа, как обычно, не перестает удивлять. Понимаем, что «автономка» будет действительно всамомделешная.
Пакуемся, получаем последний инструктаж и выдвигаемся. Грунтовка уводит нас в лес. Дорога вполне сносного качества. Очевидно, за ней следят и поддерживают в рабочем состоянии. То и дело мы обгоняем легковушки. Для наших «рино» — это вообще хайвей. Интересно, что, выезжая из города, гор, как таковых, мы не видели. Какой-то рельеф, конечно, наблюдался, но назвать это горами язык не поворачивался. Но, по мере движения, GPS показывает, что мы неуклонно набираем высоту.
Да, Уральские горы, это, конечно, не Алтай и уж тем более не Памир, но все же, горы. Каждый горный массив не похож на другой. Никогда не спутаешь Хибины и Кавказ, Алтай и Памир. У каждых гор свой облик, свой характер, свое настроение. Так вот Урал показался мне этаким древним, спокойным, но по-прежнему могучим стариком. Он тих и медлителен, как кузнец на пенсии, но силищи в нем еще ого-го сколько. Если обидеть или повести себя легкомысленно — перемелет в порошок и ойкнуть не успеешь.
Уходим вглубь тайги. Все та же дорога ведет нас куда-то на северо-запад. Удивительно, но здесь довольно людно. То лесопилка попадется, то чуть в глубине леса увидишь странных людей в камуфляже и бушлатах, стоящих рядом с бомжеватого вида тентами-палатками, собранными из жердей и полиэтиленовой пленки и мешков чего-то непонятного, наваленных огромными кучами. Люди молча провожают нашу колонну взглядами. Только потом нам рассказывают, что это шишкари. Люди целыми семьями по осени уходят в тайгу и собирают созревшие кедровые шишки, потом продают орехи. Занятие довольно муторное и требующее не только особых умений, но и изрядного количества времени. Неделями живут в тайге в своих шалашах. Удивило только, почему они так нарочито игнорируют блага цивилизации вроде палаток? Вроде и стоит недорого, и жить гораздо комфортнее. Но сколько мы их не встречали, ничего более «роскошного» латанной-перелатанной советской «брезентухи» не видели.
Пока катимся по довольно ровной и скучной дорожке, есть время поразмышлять о всяком. Вот зачем, например, ездить в путешествия на сугубо утилитарной машине вроде Rhino? Даже если ограничиться только сектором SSV? С одной стороны, скука смертная. Ни скорости, ни какого-то адреналинового драйва, мощность весьма умеренная да и вообще «пацаны не оценят». С другой стороны, на примере автомобилей, я бы предпочел поехать к черту на рога на каком-нибудь «дефендере», чем на «кайене», пусть даже тот и супер-мощный, с пятизонным климат-контролем, массажем попы и системой автоматической стабилизации при падении в пропасть.
В этом плане Rhino — лучше не придумаешь. Простой, как молоток, если что — можно починить при помощи штатного набора инструмента, кедровых веток и изоленты. Да и не сломается он, скорее всего. Просто нечему. А вот по части мощности и крутящего момента — это мы как раз и начнем проверять прямо сейчас, потому что раздумья мои прерывает остановка колонны. Впереди наше первое препятствие. Очень аппетитное болото. С «магистрали» мы уже свернули и ушли вверх по какой-то очень условной дороге. Так, направление, а не дорога.
Не могу не остановиться на том факте, что в этот раз среди суровых и испытанных всеми мыслимыми и немыслимыми болотами и оффроудами мужчин едут две барышни. Первым «в бой» ломится, естественно, наш лидер — Олег Крупин. Он большой знаток здешних мест, истовый энтузиаст квадроциклов и снегоходов и, по совместительству, — управляющий дилерского центра Yamaha в Екатеринбурге. Он проходит «спецучасток» не без усилий, конечно, но довольно быстро оказывается «на том берегу». Дальше кто-то решает объехать лужу по краешку и торжественно кладет «рино» на бок. Поднимаем, вынимаем, выталкиваем. Девчонок вообще пытаемся обвести лесом. Забавно наблюдать, как отважные пилотессы сосредоточенно давят на газ и крутят руль, а вокруг каждой вьется добрый десяток мужчин, размахивающих руками и что-то все время кричащих. Заботливые!
В общем, болото победили, едем дальше. Дорога берет крепко в гору. Выскакиваем из леса, и вот тут-то приходит понимание того, что мы в горах. Просто мы-таки выбрались выше уровня, на котором растет лес, в степную зону. Красота невероятная! Под колесами не трава и мох, а какой-то нереальный мультик! Цвета: от черного до белого, от красного до фиолетового с вкраплениями бурого, желтого, зеленого и голубого. Мхи, трава, листья каких-то кустарников, стелящихся по земле, камни, покрытые лишайниками, ягоды и грибы в каких-то невероятных количествах, в общем, абсолютно необузданное буйство красок! Такое бывает только на севере. Южная природа гораздо скромнее в цветах! Делаем пару «парадных» фоток «на верхотуре», подкрепляемся голубикой, которая в изобилии растет во мху под ногами, и едем дальше.
Вдруг из-за деревьев показывается крохотная полянка с изрядно почерневшей от времени избушкой. Это охотничья заимка и сейчас она, естественно, пустует. Такими пользуются только зимой. Дверь, традиционно, закрыта «на лопату», потому что кроме как от медведя и дождя ее запирать не от кого. Случайных людей тут не бывает, а все неслучайные блюдут лесной кодекс и даже если что-то и возьмут из избы (чай, соль, сахар) обязательно поделятся чем-то из своих запасов. Правда, нам ничего не нужно. У нас есть сухпайки. Все рассаживаются кто куда: кто за стол, кто на избушкино крыльцо, вскрывают брикеты и начинается трапеза. Разогреть банку каши на горелке с таблеткой сухого горючего, намазать на галету колбасного паштета... В общем, давненько я с таким аппетитом не обедал консервами. С таким сухпаем действительно воевать можно вполне успешно, случись чего. А уж нам, туристам, так вообще — за глаза и за уши!
Кстати, у «рино» есть одна замечательная особенность: сиденья снимаются с квадра за две секунды и без всякого инструмента. Отстегнул защелку и вынул. В принципе, это обычная практика для SSV, но где, как не здесь, находишь этой особенности новое применение. Обедать, сидя в мягком кресле, гораздо приятнее, чем в луже или на пеньке, или на мокром бревне. Где поставил кресло — там и столовая.
Остаток пути к месту ночевки проделываем довольно быстро и без особых приключений. Разве что один раз выехали на лесопилку. Все же, хоть и полезная штука — древесина, а все делянки и лесопилки выглядят слегка уныло и обреченно. Много-много мертвых деревьев, непременная грязища и мрачного вида мужики. Угнетает. Делаем пару фотографий на фоне тех самых деревьев в той самой грязи и очень скоро прибываем к месту нашего ночлега. Сегодня и завтра мы живем на турбазе, расположенной где-то посреди тайги. Длинный барак, комнаты на 4 койки с маленькими окошками. Обогрев — печной. Электричество — от генератора. Под потолком — «лампочка Ильича». Но зато тут есть горячая еда и, самое главное, — баня! А большего нам и не нужно. После дня рева моторов и прыжков на ухабах — вечерняя тишина горной долины и ледяная речка из парилки. Манна небесная!
Утром нас ждет главное испытание — подъем на гору. Практически квадроальпинизм. Сначала мы пробираемся по низине. Просека распахана колесами квадров и «заряженных» «уазиков». Очень жидко, очень грязно и очень «вкусно». Застреваем, лебедимся, выдергиваем друг друга, но движемся вперед. В таких лужах понимаешь, что безумная мощность спортивных «квадратов» и SSV здесь бы только помешала. Чуть пережал газ — и аппарат зарылся бы мгновенно. А Rhino внатяжку, на «понижайке» выбирается из, казалось бы, самых аховых засад! Вот тебе и носорог. По характеру больше напоминает горного мула. Не быстро, зато по любой дороге и с неимоверным количеством груза.
Выходим к подножью горы. Становится суше, начинаем подниматься вверх. Стоковые колеса, конечно, далеки от звания «зубастых», но даже тут наши аппараты исправно карабкаются вверх по камням, покрытым тонким слоем почвы и мокрого мха. А дальше начинается самое интересное. Впереди метров триста весьма крутого подъема и голые камни, размером от «с два кулака» до «с две головы». И все это великолепие покрыто кислотно-желтым лишайником. Довершает картину прошедший с утра дождик. Камни — мокрые. Здесь уже ни о какой колонне речи нет. Каждый воюет с «ветряной мельницей» как может. Rhino, выбрасывая из-под колес здоровенные бульники и скользя по ним всеми четырьмя колесами, медленно двигается вперед. Любое неосторожное движение или неудачно попавший под колесо камень мгновенно тормозят машину, и ты скатываешься обратно вниз, теряя только что отвоеванные два-три метра высоты.
Камни под колесами нещадно выбивают руль из рук, а сам вездеход двигается вперед скачками, как кузнечик. Газанул — прыжок — приземление — снова газ, еще прыжок на десять сантиметров... Выматывает страшно. Некоторые товарищи решают, что затея не удастся, да еще и ребята-проводники говорят, что когда они покоряли этот склон, камни были сухими и все въехали наверх без проблем. А по мокрому — не выйдет. Но особо упертые журналисты решают не сдаваться.
«Война» со склоном продолжается больше часа. Кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже, но все «бойцы» оказываются на вершине одинаково взмокшие, с сорванными голосами (без вербальной помощи техника по офф-роуду едет хуже, чем с оной), но жутко довольные собой и техникой. Перед глазами — невероятный простор и буйство красок осеннего леса, где-то внизу муравьями копошатся коллеги, решившие не заниматься «альпинизмом»... Но как же круто смотреть на горы сверху вниз! Мы смогли, мы победили! Теперь мы круче этой горы!
Несколько фото на память и пора вниз. Как ни завораживает пейзаж, но нужно ехать дальше. Впереди еще много красот и интересностей. Да и обед уже близится. Потому что война войной, хоть и с горами, а обед — по расписанию.
Пока мы перемещаемся к точке следующего восхождения, «перевариваю» произошедшее. Снова возвращаюсь мыслями на каменистый склон. И снова прихожу к выводу, что именно тут Rhino выиграл за счет своей невысокой мощности, простоты и кондовости конструкции. Тяговитый «на низах» двигатель, помноженный на понижающий ряд вариатора, дает сочную тягу, которую, ко всему прочему, довольно легко контролировать. В то же время, короткие штампованные стальные рычаги подвески прекрасно сопротивляются ударам о камни. Иные «спортивные» аппараты с ажурным алюминиевым «литьем» в подвеске давно просто остались бы без колес. А про длиннющие стальные рычаги задних подвесок многих «спортсменов» и думать страшно. Завязали бы их на три морских узла еще в начале восхождения.
Правда, стоит признать, что пока мы катимся по относительно ровной дороге, хочется, чтобы в моторе водилось еще пара десятков «лошадей». Почти всю дорогу я еду в режиме «тапку в пол и чуть отпустить». На спидометре — 66 км/ч. А «чуть отпустить», это потому что по достижении 67 км/ч срабатывает отсечка, и мотор начинает неприятно «чихать». Быстрее не получится, хотя и подвеска, и рулевое управление позволили бы ехать значительно бодрее.
Как ни крути, Rhino — утилитарный аппарат, совсем не рассчитанный для гонок. Об этом забывать не стоит. Зато в части преодоления разного рода препятствий — равных ему придется поискать. Ах, как же зачесались руки устроить сравнительный тест SSV!
Второе восхождение по руслу ручья на плато только укрепило меня в этих мыслях. Пусть не быстро, но очень уверенно и, главное, предсказуемо Rhino покоряет даже очень заковыристые препятствия. Что говорить, если даже наши девчонки не выбивались из общего строя. Хотя, наверное, это в большей степени комплимент барышням, чем машинам!
Жаль, что наше путешествие длилось всего два дня. Хочется проехать еще много-много километров, напитаться сумасшедшими красками уральской осени, надышаться прозрачным воздухом. Бросить в кузов «рино» палатку, спальник, канистру с бензином и запас провизии, да и ломануть куда-нибудь к северу. Посмотреть на приполярный Урал. Тут ведь главное, чтобы запаса авантюризма хватило, а Rhino точно сдюжит!
Кто бы мог подумать, что машина, сделанная для перевозки навоза на ферме и дров на даче, сможет стать настолько удобным инструментом для путешествий. Да, не быстро, да, без излишних, да и не нужных претензий и имиджевости, но зато с гарантией доставки и удовольствием.
Благодарим ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» за организацию пробега