Российский авторынок: наступают темные времена

Аналитики предрекают дальнейшее падение продаж легковых автомобилей в 2014 году
Тимофей Исаев

Российский рынок легковых автомобилей по итогам 2014 года может упасть на 8-12%. С таким прогнозом выступили аналитики компании PricewaterhouseCoopers.

Согласно оптимистичному прогнозу, в 2014 году в России будет продано 2 млн 390 тыс. автомобилей, а базовый сценарий предполагает еще большее снижение продаж — на 12% до 2 млн 300 тысяч автомобилей.

При этом, согласно прогнозам PwC, наибольшее падение по итогам этого года покажут иномарки — 15-20%. Реализация отечественных машин снизится не так сильно, на 12-16%, а продажи иномарок российского производства сократятся всего на 3-5%. Причиной такого прогноза специалисты PwC называют замедление темпов роста экономики России, ослабление курса рубля и, как следствие, повышение цен на автомобили и удорожание автокредитования.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе российский рынок, по мнению аналитиков, ожидает умеренный рост. На уровень 2012 года российский рынок легковых автомобилей по оптимистичному прогнозу должен вернуться в 2017 году, а по базовому прогнозу — в 2020 году. К 2025 году продажи легковых машин в нашей стране могут достигнуть 3,1-3,5 млн единиц.

С выводами специалистов PwC согласились и другие эксперты. «По итогам 2014 года ожидается сокращение продаж на 10-12%. В 2015 году ситуация вряд ли кардинально будет меняться — можно ожидать стагнации рынка или продолжения сокращения продаж, — считает Мария Малинская, директор дилерского центра Hyundai РОЛЬФ Алтуфьево. — Основная причина подобной ситуации — отказ государства от стимулирования рынка. Предыдущая программа льготного кредитования принесла в федеральный бюджет 28,6 млрд рублей в виде акцизов и НДС. На ее реализацию было выделено всего 8,6 млрд рублей. Нынешняя ситуация экономической нестабильности и ожидания ухудшения экономической ситуации в стране в целом сдерживает возможности расширения числа возможных покупателей как за наличные, так и за счет кредитования — потребитель откладывает крупные покупки, пока не чувствует уверенности в завтрашнем дне. На фоне падения рынка, тем не менее, отмечается почти 10% рост в сегменте Премиум, но по итогам года можно ожидать, что он снизится до 7-8%».

Отметим, что по итогам первых шести месяцев 2014 года российский авторынок сократился на 7 процентов.