Будь я поклонником велосипедных шоссейных многодневок, этот день, наверное, стал бы самым великим в моей жизни. Ведь это словно выигрыш в лотерею. Вживую увидеть один из этапов Tour de France — самой популярной велогонки в мире со зрительской аудиторией (только вдумайтесь!) 3,5 миллиарда человек! Скажи мне такое раньше, точно не поверил бы, что это вообще возможно. Даже открытие Олимпиады в Сочи посмотрело меньше народу...
Но нет. Всё наяву. Сквозь окно судейской машины я вот уже как сотню километров наблюдаю бесконечные вереницы людей на обочинах. Причем местных жителей среди них не так много — они легко определяются по цивильному облику и отсутствию фанатской атрибутики. А вот остальные персонажи достойны занесения в анналы фриковских хроник. Кого здесь только не увидишь! Вот сидит на стульчике немецкий бородатый дед в обличии дьявола. Говорят, он посещает едва ли не все этапы Tour de France. А чуть дальше на дорогу выбегает парень, переодетый в деревенскую путану. Вам и этого мало? Пожалуйста, встречайте брутальных мужиков в купальных костюмах от самого Бората. А слабо как те фермеры соорудить из движущихся тракторов гигантскую модель велика, которую видно только с телевизионного вертолёта?
Зрелище и правда доставляет немало эмоций. И, увы, гораздо более ярких, чем, собственно, сама велогонка. Я-то привык к автоспорту с его рёвом моторов и запредельными скоростями. А здесь стоишь на обочине с утра до вечера просто ради того, чтобы мимо тебя практически бесшумно проехала толпа людей на хлипких велосипедах с тонюсенькими шинами. Понятно, что эти спортсмены — настоящие герои. Попробуйте сами, крутя педали, преодолеть за раз 150 км через несколько горных перевалов. А такие испытания выпадают гонщикам чуть ли не каждый день. Да и о спортивных вкусах не спорят, в конце концов.
Но всё же лично для меня главными героями Tour de France стали именно автомобили. Кстати, их здесь не меньше, чем велосипедов. И даже открывает очередной этап гонки весёлый караван спонсорских машин. Причём это не просто расклеенные рекламой стандартные модели, а построенные с выдумкой и хорошим чувством юмора самоделки в виде передвижной хлебной корзины, покрышки, мармеладки и других подобных вещей. И весь этот карнавал гудит, свистит, танцует, разбрасывает сувениры... В общем, всячески разогревает публику.
Ты в предвкушении от небывало зрелища и... Вот, наконец, накатывает пелотон велогонщиков. Впрочем, он едва заметен в окружении мотоциклистов и машин сопровождения. Репортёры, механики, менеджеры команд, судьи — вся эта кавалькада движется общим потоком, распугивая неосторожных болельщиков сигналами специальных гудков с уникальной для Tour de France мелодией.
Одна только Skoda, по приглашению которой мы посетили многодневку, предоставила организаторам 190 автомобилей. А всего их число зашкаливает за три тысячи (велогонщиков, между тем, примерно две сотни)! Само собой, мне стало интересно, что это за техника. Но оказалось, что отличий от серийной продукции не так много. Обычно они сводятся к установке радиостанции, мощного гудка (сигналить, чтобы освободили путь, если свой спортсмен уходит в отрыв) и багажника, который позволяет перевозить сразу несколько подменных байков для своей команды. Всё до банального просто...
Однако мне удалось раскопать информацию о действительно уникальной машине. Это Skoda Superb, которую чехи совместно с организатором «Тура» компанией A.S.O построили в единственном экземпляре для руководителя гонки Кристиана Прюдомма. Между прочим, только эта машина имеет право пересекать финишную черту наравне с гонщиками. Вот какая честь!
Так что же в главном автомобиле велогонки необычного? Технически это обычный Superb со 170-сильным двухлитровым турбодизелем и шестиступенчатым «роботом» DSG. Но вот начинка салона, по сути, разрабатывалась заново.
Впрочем, не буду забегать вперёд, тем более, что «директорский» экипаж предстояло ещё обнаружить. Сперва я пробовал ориентироваться на цвет. Традиционно, ещё с послевоенных времен, главный автомобиль в пелотоне окрашен в красный — фирменный колер газеты L’Equipe. Это даже в правилах прописано.
Но оказалось, что в специальном оттенке Corrida Red (кстати, с завода для Superb он недоступен) исполнены еще восемь флагманских моделей Skoda — это практически стандартные машины, на которых перемещаются комиссары Tour de France, судьи, хронометристы, связисты и прочий важный обслуживающий персонал.
Клонов много, но «директорский» Superb только один. И вот он, похоже, едет позади группы лидеров. На крыше — проблесковый маячок, множество антенн и огромный панорамный люк. Его взяли от версии Combi и каким-то чудом вписали в более короткую крышу «седано-хэтчбека». И не просто разместили, но и развернули задом наперёд, чтобы директор мог встать с заднего кресла и поприветствовать публику. И не только он. «Красный автомобиль» также по традиции используется для перевозки VIP-гостей вроде Президента Франции.
Понятно, что при таком статусе Superb не мог превратиться просто в утилитарный передвижной офис. И я в этом убедился лично, когда, наконец, на одной из остановок пробился к машине сквозь плотную стену болельщиков и охранников. Распахиваю заднюю дверь и... Нет, обстановка внутри, конечно, рабочая. Перед глазами директора — перечень гонщиков и команд, план маршрута, карта высот и прочие важные бумажки. А ещё мне стало понятно, почему красный Superb так ощетинился антеннами. Здесь установлена мощная четырехканальная радиостанция, позволяющая Прюдомму постоянно быть в курсе всех событий на трассе. Кстати, два канала — Radio Tour и Info — открыты для общего прослушивания. Бывалые зрители настраиваются на них, чтобы узнать о текущих результатах, авариях, положении пелотона, смене лидеров и т.д. При этом два других канала используются только комиссарами гонки и менеджерами команд.
Но, возвращаясь к теме статусности автомобиля, отмечаю, что переделка салона выполнена отнюдь не кустарно (кстати, на доводку Superb под нужды Tour de France ушло 130 часов). Блок радиостанции и её пульт управления встроены в массивную консоль между индивидуальными креслами. Она обшита кожей, вмещает в себя зарядники для портативных раций и холодильник для напитков. Прямо как в представительских седанах.
Аналогии с люксовыми моделями прослеживаются и в другом моменте. Если на втором ряду директорского Superb царит относительный порядок и даже комфорт, то спереди совсем другая атмосфера — творческого беспорядка. Бутылка с водой, маркеры, документы, наушники, микрофон небрежно разбросаны по салону. А ещё один радиоблок варварски захватил место удаленного с потрохами бардачка. Сразу видно, что водиле этой машины — не до высоких гостей. В плотном окружении вело-мототехники ехать надо аккуратно, права на ошибку нет. Чуть дёрнулся в сторону, и можешь отправить коллегу в пропасть.
...Но вот завыла сирена, и красный Superb сорвался с места, едва я успел сделать пару снимков. Ведь впереди ещё много дней пути, а директор должен быть во главе пелотона.
Юрий Урюков
Фото автора, организаторов и Skoda