Примерно такие мысли посещают водителя, проскакивающего перекресток на запрещающий сигнал светофора. Трудно сказать, что именно движет людьми, которые ставят на кон фактически всё, только бы выиграть несколько лишних секунд. Почему мы говорим «всё»? Дело в том, что аварии на перекрестках считаются одними из самых опасных, поскольку столкновение происходит под углом и, как правило, на больших скоростях.
Не верите? Тогда рассмотрим несколько конкретных примеров.
Не самая широкая улица, дорога свободна, потери времени на светофоре минимальны... Но по какой-то причине водитель серебристой «Лады» решает не дожидаться зеленого сигнала и проезжает на красный. Слава Богу, обошлось без тяжелых последствий, хотя водители довольно быстро приступили к выяснению отношений. (О том, почему это не лучший способ решить проблемы на дороге, вы можете узнать из нашей статьи «Психология вождения: почему мы так ездим?» )
А вот еще один пример. На перекрестке образовалась пробка. Судя по всему, на нем был установлен светофор с довольно короткой зеленой фазой. Один из водителей, уставший ждать своей очереди, решил проскочить... Однако к тому моменту уже начал движение перпендикулярный поток. Результат? Настоящий тройной тулуп в исполнении «четверки» «Жигулей». А ведь аварии можно было бы легко избежать, если бы водитель просто чуть-чуть подождал.
В большинстве случаев подобные аварии случаются из-за грубого нарушения правил дорожного движения. В ПДД сигналам светофора и регулировщика посвящена целая глава! Пункт 6.2 четко говорит «КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение». При этом в нем же указан и другой очень важный момент. «ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов»;
Для тех, кто не понял, подчеркнем еще раз: жёлтый — это запрещающий сигнал светофора!
Кстати, не стоит забывать, что желтый свет может загораться одновременно с красным. Обычно такая ситуация провоцирует, чтобы поддать газу и, почувствовав себя пилотом Формулы 1, стартануть с «поул-позишн». Проблема заключается в том, что ранний старт часто заканчивается плачевно. Ниже один из примеров последствий «раннего старта» (водитель троллейбуса наверняка был уверен, что не заметить его сложно, ведь он управляет крупногабаритным транспортом).
А теперь поговорим о более сложном случае.
Дело в том, что правила допускают одно единственное исключение. Оно содержится в пункте 6.14. Он гласит: «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение». Значит, на жёлтый свет все-таки можно проскочить?
В теории — да, однако даже по правилам это можно делать только, если речь идет именно об экстренном торможении. Во-вторых, гораздо лучше просчитывать свои действия заранее так, чтобы или уверенно проехать перекресток на зеленый свет или плавно остановиться на желтый и красный. И вот почему.
Обратите внимание: на первый взгляд, мотоциклист однозначно прав, поскольку проезжал перекресток, чтобы не прибегать к экстренному торможению. А водитель внедорожника должен был руководствоваться пунктом 13.8: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления». Однако не стоит спешить с выводами, скорее всего, вина участников ДТП будет обоюдной: мотоциклист ехал, когда уже фактически загорелся красный свет, что запрещено ПДД, а водитель белого авто нарушил пункт 13.8 ПДД.
«Не думай о секундах свысока», — вспоминаются слова песни. А ведь секунды могут действительно спасти жизнь! Проезд перекрестков — один из самых важных элементов при обучении езде по городу. Помните, что всегда лучше подождать лишнюю минуту на светофоре, заранее затормозив перед желтым светом, чем потом лежать на кладбище. То же касается и начала движения — прежде чем стартовать с перекрестка, оглядитесь, все ли автомобили, которым сейчас горит «красный», закончили движение? Точно нет никого, кому нужны еще полсекунды, чтобы завершить маневр? И только после этого начинайте движение, не очень резко, потихоньку прибавляя газ.
А еще обратите внимание: в странах с высокой безопасностью дорожного движения водители почти всегда останавливаются на желтый свет, а не пытаются проскочить в последний момент. Может, стоит уже взять с них пример, чтобы снизить то чудовищное количество аварий, что происходит у нас?
И, наконец, для тех, кто так ничего и не понял. Вернитесь к началу нашего рассказа. Прочитайте предисловие еще раз. Как вы думаете, на какой «той» стороне оказался наш водитель?
Автор: Тимофей Исаев