Российский авторынок установил настоящий рекорд по падению продаж – в июне 2014 года потери составили сразу 17,3%! Столь серьезного снижения, кажется, не ожидал никто, даже несмотря на то, что в мае продажи рухнули на 12%. После таких результатов оптимизма у руководителей автомобильных компаний уже не осталось. А многие уверены, что до дна нам еще очень далеко.
«Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью. По сравнению с 2013 годом продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во 2-м квартале в целом на 12,4%. Согласно мнению компаний участников Комитета Автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во 2-й половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 года», - рассказал председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.
В июне отрицательную динамику показали практически все крупные компании – исключение составил только Nissan, который даже в нынешней ситуации увеличил продажи на 33% (это в итоге дало плюс 29% по итогам 6 месяцев этого года). Среди лидирующей группы сильнее всего в июне пострадал Chevrolet – сразу минус 47%. 26% потерял Volkswagen, а продажи «АвтоВАЗа» снизились на 19%. Хотя, даже несмотря на такое падение, Волжский автогигант с уверенностью возглавляет список самых популярных автомобильных марок в России.
Однако если с лидерством «АвтоВАЗа» никто не спорит (по крайней мере, пока), то за второе место идет ожесточенная борьба. В июне ее выиграла Kia, которая сумела обогнать не только Hyundai, но и Renault (правда, по итогам продаж за первую половину 2014 года Hyundai все же опережает своих соперников).
На фоне кризиса активно теряют все. В том числе и китайцы – продажи Chery, Geely, Great Wall и Lifan снизились на 28-52%. Однако если спрос на тот же Lifan сократился на 36%, то, скажем, Peugeot или Citroen пострадали еще сильнее. В результате Lifan в июне смог опередить не только эти марки, но и Suzuki, Subaru и Honda! Китайцы начинают постепенно завоевывать Россию? Говорить об этом пока рано, но 2014 год показывает, что они чувствуют себя здесь уже вполне уверенно.
А вот кому на Руси всегда жить хорошо, так это премиальным маркам. BMW и Audi, правда, немного просели (минус 9% и 3% соответственно), но зато спрос на Infiniti вырос в июне на 9%, Lexus прибавил 24%, Porsche 38% а Mercedes-Benz по продажам так и вовсе смог опередить компанию Ford – «Мерс» продал в июне 4 630 автомобилей, а Ford всего 4520 (продажи последнего упали по сравнению с июнем 2013 года вообще на 53%, а модель Focus так и вовсе покинула список 25 самых популярных моделей на рынке). Кстати, по итогам июня Mercedes-Benz смог занять 12 строчку в общем зачете (и это только легковые модели – коммерческая техника у Mercedes-Benz продается через отдельное подразделение).
В «личном зачете» на первом месте по-прежнему идет Lada Granta. Но если по итогам полугодия ее преимущество пока существенно (71 475 машин против 55 574 у Hyundai Solaris), то результаты июня уже не такие веселые для российского производителя. Продажи Granta в очередной раз падают быстрее рынка – в июне минус 24% (12 958 машин против более чем 17 тысяч в июне 2013 года). А вот Hyundai Solaris ничего не потерял (10 565 машин в июне). И если подобный тренд сохранится, то не исключено, что к концу года Lada уже не будет самым популярным автомобилем у себя на родине.
Правда, есть у АвтоВАЗа и хорошие новости. Продажи универсала Largus продолжают расти – в июне плюс 39%, что позволило этой модели занять четвертое место, пропустив вперед только Granta, Solaris и Kia Rio. Вырос интерес и к модели Kalina – плюс 33%. Правда, есть один важный нюанс: статистика АЕБ отражает не количество проданных машин, а число отправленных автомобилей дилерам. Так что АвтоВАЗу еще нужно будет продать эти «Калины»...
Среди 25 самых популярных моделей стоит отметить Nissan Qashqai, который благодаря появлению нового поколения смог занять сразу 8 место по итогам продаж в июне, вхождение в лидирующую группу кроссовера Mazda CX-5, а также неплохой дебют Skoda Rapid – этот лифтбек сразу же занял 20 место, причем не исключено, что в будущем он сможет серьезно продвинуться вперед.