Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар

50-е ралли «Белые ночи» выдалось для экипажа «Авто Mail.Ru» богатым на сюрпризы — приятные и не очень. Зато мы получили колоссальный опыт и теперь можем точно сказать: гонки выигрываются не только на трассе...
Юрий Урюков

Наверное, Карелия и правда волшебный край. Лавиярви, Кааламо, Аккахарью, Хийтола, Алхо... Здесь даже названия деревушек или речек (а также одноименных с ними скоростных спецучастков) звучат как шаманские заклинания. Особенно — для гонщиков, которые каждый год съезжаются на быстрые «трехмерные» дороги, круче и опаснее которых в нашей стране просто не существует. Шутка ли, «Белые ночи» — старейшее ралли в России, проводится с 1963 года и прерывалось только в начале девяностых, когда всем было не до автоспорта. Культовое место!

А теперь неведомая карельская сила, похоже, поразила и наш экипаж. Во всяком случае, для меня окончательно стал ясен смысл выражения «ралли — мероприятие комплексное», которое так любит повторять штурман Лена Кузнецова. Ведь буквально все приключения, что могли произойти на гонке, с нами на этот раз случились.

Хотя от юбилейных «Белых ночей» другого ожидать не приходилось. Еще до старта мы предполагали, что выезд в Карелию не станет легкой прогулкой. Просто потому, что 4-й этап Volkswagen POLO CUP в данном случае проходил в рамках не только Кубка, но и Чемпионата России. А это совсем другой уровень соревнований. Дело даже не в сложности спецучастков. А в расстояниях, качестве связующих дорог и лимитах времени. К примеру, если в среднем на «кубковых» гонках «боевая» дистанция составляет порядка 80 км, то в Карелии нас ждали 124 скоростных километра, а всего до финиша их предстояло проехать полутысячи!

«Белые ночи» оправдали ожидания сполна. Уже на ознакомлении с трассой стало понятно, что нас ждет нелегкий уик-энд. Здесь стоит пояснить, что накануне старта каждый экипаж обязан проехать по дистанции ралли минимум один раз — в гражданском режиме, с соблюдением всех ПДД и на обычной машине. Без отметки о прохождении (судьи дежурят на специальных постах по маршруту) организаторы экипаж на старт просто не выпустят. Во время такой «экскурсии» пилот диктует, а штурман записывает стенограмму — кодовое описание дороги. А для проверки так называемой «стенки» существует и второе прохождение дистанции. Но это уже по желанию. Вот что такое ознакомление или, как называют этот процесс спортсмены, «пропись». Причем она проводится в жестких временных рамках, чтобы все участники находились в равных условиях. Обычно отведенного лимита хватает с запасом, но только не на «Белых ночах». Здесь все было впритык. Ситуация стрессовая: с одной стороны, бывалые говорят, что без хорошей стенограммы в Карелии делать нечего, с другой — будешь долго думать, как зайти, допустим, вот на этот трамплин, вообще ничего не успеешь. Признаться, когда на тренировке опытнейший Сергей Волков рассказал мне об этом, я не поверил, а теперь мысленно благодарил его за совет учиться записывать трассу уверенно и быстро.

Подвело нас другое. Подъездные пути к допам на «Белых ночах» пролегали где угодно, но только не по хорошим дорогам. То бобры плотиной речку перекроют и лесная просека превращается в болото, то дождь колею размоет, то острые словно бритва камни на траектории попадаются... Видимо, одним из них мы и порезали колесо. Пока обнаружили прокол, пока доставали запаску и ставили ее, потеряли драгоценное время. И в итоге не успели проверить «стенку» некоторых допов...

Боязно! Ведь местные дороги коварные. Ситуация «слепой ходовой поворот через трамплин» здесь в порядке вещей. А вокруг — плотный лес и каменные глыбы времен ледового периода. Но я предпочитал не думать об этом, тем более, что нашему экипажу было чем заняться — нам снова пришлось примерять на себя, регулировать и готовить к старту новый автомобиль. Седан, на котором мы проехали ралли «Пушкинские горы» и «Тамань» отправили на усиление кольцевой команды, а нам выделили другую редкую модель — пятидверный хэтчбек (другие 11 участников выступали на трехдверках).

Не могу сказать, что этот факт нас сильно огорчил. Все-таки седан для ралли оказался «сыроват», ему предстоит еще большая программа доводки, а хэтчбек уже доказал свою скорость. Правда, наш экземпляр оказался из самой первой партии — именно на нем тестировали различные технические решения для Volkswagen POLO CUP. Но возможная усталость машины компенсировалась, в частности, тем, что в задней подвеске у этого хэтчбека применены ШС — сферические стальные шарниры без податливых резинок. По идее, такое решение способствует улучшению управляемости и повышению точности реакций машины.

И вот — гонка! Первый спецучасток вкатываемся и проходим в среднем темпе, но все же устойчиво закрепляемся в середнячках монокубка. Начинаем понимать, что стенограмму записали в целом неплохую, надежную, и это придает уверенности. Но радостное настроение уже на СУ-2 перечеркнул досадный инцидент... По команде судьи занимаю исходную позицию и понимаю, что мы съехали в какую-то яму. Ну ладно, значит так надо, думаю про себя. На сигнальном светофоре вспыхивает зеленый сигнал, даю газ, но колеса лишь бесполезно роются в грунте. Пока откопались, потеряли минуты полторы — целую пропасть — и сразу откатываемся в конец турнирной таблицы. Обидно — слов нет! Это потом мне рассказали, что в пределах ширины дороги пилот может сам выбирать позицию, главное — не пересекать стартовый створ. Так что знание всех нюансов правил может оказать на результат гонки самое непосредственное влияние.

Не пав духом, настраиваемся атаковать на третьем спецучастке. Но борьба не состоялась — один из судейских экипажей, которые едут впереди основных «боевых» машин для проверки готовности трассы, улетел в овраг и серьезно разбился. Хорошо, все живы остались. И, тем не менее, доп пустили в так называемом дорожном режиме, то есть в рамках ПДД — спортсмены не должны были мешать бригаде «скорой помощи». Находим выгоду и из этой ситуации — проверяем стенограмму, ведь после сервиса нам вновь предстоит вернуться на эти спецучастки. Кстати, машина выдержала первую четверть дистанции достойно — ни единой поломки!

Хардкор начался на второй секции «Белых ночей». Мы прибавили в скорости и принялись отыгрывать потерянное время. Усердствовали настолько, что, смело срезав один из поворотов, оторвали с мясом боковое зеркало и дважды обгоняли соперника прямо на трассе. Организаторы поставили нас как новичков в самый хвост спортивного канала и перед нами оказалась более медленная машина. Страху, конечно, натерпелись. Здесь вам не загородное асфальтовое шоссе. На грунте обогнать можно только на прямике, когда машины едва не касаются друг друга бортами, но к сопернику еще надо приблизиться — сквозь столб пыли и летящие из под колес камни. Нам таким булыжником здорово засадило в лобовое стекло — даже трещина появилась. И все же оба раза мы оказывались впереди.

Так что к финальному пункту контроля времени прибыли с хорошим настроением. Время до отметки у судей еще есть, глушим двигатель, снимаем шлемы... Но на ралли расслабляться нельзя. Поворачиваю ключ, стартер крутит, а вспышек в цилиндрах нет. Пробую еще раз — мотор не оживает. А на отметку надо успеть ровно в назначенную минуту! Делать нечего — выпрыгиваем из Polo и вручную толкаем его на финиш. Правилами это не запрещается. Так и «мчали» до сервисного парка метров 500. Тяжело — не беда, но как быть дальше? На ночь «боевые» машины ставятся в закрытый парк, куда всем доступ закрыт до следующего гоночного дня, а на техобслуживание отводится всего 15 минут...

Выручил нас Александр Сливницын — руководитель «Академии ралли» (промоутера Volkswagen POLO CUP). Подключив к машине ноутбук он быстро определил, что причина поломки — в отказавшем реле бензонасоса. Деталь копеечная, а машина обездвижена... Но успели в срок. Вот что значит талант спеца по электронике!

Если первый гоночный день проходил практически на северном побережье Ладожского озера, неподалеку от города Сортавала, то вторую половину «Белых ночей» нам предстояло пройти южнее, в районе Лахденпохьи — именно здесь расположены легендарные допы «Аккахарью» и «Хийтола». Но в качестве разминки нам предстояло единожды проехать спецучасток «Лавиярви». Промчали удачно, опередив основных соперников, а заодно испытали себя на экстремальном аттракционе. Дело в том, что на этом допе было одно хитрое и опасное место — поворот через перегиб дороги, переходящий в связки коротких виражей. Резать нельзя — прямо на апексах «росли» крупные булыжники. Вариантов два: или сбавлять скорость, или так точно выстраивать траекторию, чтобы пролететь эти связки буквально по прямой. У нас получился второй вариант. Случайно. Просто как назло именно в этом месте мы слегка сбились со стенограммы и в опасную связку я ввалил, имея газ в полу и включенную четвертую передачу. Испугаться не успели — осознание пришло потом, когда видели на обочине чей-то Mitsubishi Lancer Evolution с раскуроченным бортом и вырванным с мясом колесом. Что ж, немного удачи в ралли тоже не помешает. К примеру, именно на этом допе фортуна отвернулась от отважной пилотессы Елены Байковой — пробив колесо, она решила продолжить движение, и в результате ошметки резины размолотили тормозную магистраль. В итоге — сход с дистанции...

На «Аккахарью» отыгрываем у соперников еще немного. И вновь приходится сбавить ход. Девятый спецучасток пустили в дорожном режиме. На этот раз серьезных аварий не было, виноваты оказались зрители. В Карелии вдоль трассы собирается почти 70 000 человек, вот только не все из них пришли смотреть на быструю и красивую езду. Некоторым хочется «мятого железа», чтобы ролик для Youtube крутой запилить. Такие персонажи догадались выкатить на дорогу здоровенный камень, да еще прямо на трамплине. Более сознательные граждане решили этому воспрепятствовать, что и стало причиной потасовки.

Но мы снова оказались в плюсе. Во-первых, проверили стенограмму допа, что не успели сделать на ознакомлении, а во-вторых, если бы разрешили мчать в «боевом» режиме, до финиша мы вообще вряд ли добрались. Когда до сервиса оставалось еще около сотни километров, мы услышали характерный хруст спереди — похоже стал щелкать ШРУС.

Во время перерыва механики поставили точный диагноз — порвался чехол левой наружной «гранаты» и она оказалась при смерти. Надо менять! Вот только обслуживание автомобиля по регламенту Volkswagen POLO CUP приходится выполнять силами экипажа. Хотя, конечно, ребята из «Академии ралли» стараются по возможности помогать в серьезных случаях. За что им огромное человеческое спасибо! Общими усилиями ремонт мы закончили буквально за минуту до выезда.

Только тут вспомнил, что с утра ничего не ел. Спасибо Лене — она успела захватить в дорогу бутерброд, который я доедал уже на пункте контроля времени. Но, видимо, стресс позволил организму мобилизовать все силы — предпоследний спецучасток стал для нас лучшим во всей гонке. Мы его буквально пролетели, показав время в ТОП-10 кубкового класса «1600Н»!

А кульминация случилась на финальном допе «Хийтола». Этот спецучасток-гигант длиной почти 20 км должен был окончательно решить, кто круче в этой гонке. Усталость к тому времени накопилась неимоверная, да и погода испортилась — прошел сильнейший ливень и трасса кое-где оказалась очень скользкой. Видимо, эти факторы я до конца и не принял в расчет. Примерно в середине допа на торможении с горки перед крутым правым поворотом машина вдруг поскользнулась, перестала слушаться руля и мы уткнулись носом прямо в канаву. Скорость, правда, успели погасить, так что серьезных повреждений удалось избежать, но выбраться из плена наш Volkswagen Polo смог только при помощи зрителей, которые видели нашу ошибку и сразу поспешили на выручку. Мне показалось, спасательная операция длилась целую вечность, но в итоге все оказалось не так плохо. Многие экипажи на финальном спецучастке испытывали трудности. Пришлось покинуть гонку Андрею Вавилину с Денисом Мироновым, вылетел с трассы и финишировал с огромным отставанием лидер монокубка Алексей Игнатов, а Иван Фомичев с «Индейцем» также как и мы нанесли визит в кювет, что позволило нам пробиться на пятую позицию в гонке, завоевав важные очки как в рамках Volkswagen POLO CUP, так и в зачете Кубка России.

На этом впору бы закончить рассказ, добавить, что гонку уверенно выиграл Михаил Кривоспицкий на пару с Мариной Глушковой, и пригласить всех болельщиков в Ростов Великий, где 20 июля пройдет ближайший к Москве этап Volkswagen POLO CUP. Однако, для нас «Белые ночи» не закончились даже в Москве. Вернувшись домой, мы узнали, что организаторы по итогам СУ-4 записали нам пенализацию за фальстарт 10 секунд (не уверен, что он был на самом деле, но к электронике придираться не будем), да к тому же занесли в протоколы неправильное время финиша. Потеря как минимум минуты сразу отодвинула нас на шестое место за экипажем Артур Мурадян/Павел Челебаев. Но к чести судей они признали свою ошибку и исправили протоколы. Хотя были вовсе не обязаны это делать — это забота экипажа по окончании гонки изучить предварительные результаты и на месте решить все вопросы. А мы этого не сделали по неопытности...

Мораль такова — экипаж «Авто Mail.Ru» на себе прочувствовал, что для успешного выступления на ралли высокого уровня недостаточно просто быстро ездить. Надо еще и правила четко знать. Ведь не допусти мы мелкие оплошности, и результат мог быть заметно выше. Тем не менее, после 4-х этапов мы идем шестыми в общем зачете Volkswagen POLO CUP, в котором уже успел принять участие 21 экипаж.

Увидимся в Ростове Великом!

Юрий Урюков
Фото: Академия ралли