Porsche 918 Spyder это Альберт Эйнштейн и Григорий Перельман в одном флаконе. Только с внешностью Анджелины Джоли. Такие автомобили появляются очень редко, но именно они толкают всю автомобильную промышленность вперед.
«Авто Mail.Ru» оказался едва ли не первым изданием в мире, которому позволили заглянуть в святая святых — в цех по сборке Porsche 918 Spyder. Шпионы отдали бы не одну тысячу юаней, чтобы оказаться на нашем месте и иметь возможность рассматривать все элементы будущего суперкара, начиная от маленьких винтиков и заканчивая уникальным двигателем. Поэтому внимательно смотрите на эти иллюстрации — таким Porsche 918 Spyder вы еще никогда не видели.
Как в старые добрые времена
Вообще посещение автомобильных предприятий — это одно из самых скучных мероприятий для журналиста. Как правило, радуют только китайские производители с массой ручного труда и забавными плакатами в стиле «Слава коммунистической партии». А вот заводы серьезных фирм похожи друг на друга, как и их автомобили. А тут... Вроде бы и нитка конвейера есть, но она совсем небольшая. Вроде бы и «работяги» те же, но они выглядят уж больно уверенно. И, самое главное, никто никуда не торопится. Поставили деталь, отошли от машины, проверили, как она закреплена, показали «старшему», проверили еще раз, обсудили... Сняли и все переделали. Только вдумайтесь — если на стандартном конвейере Porsche рабочему дается в среднем 3,5 минуты на выполнение своей операции (и то это непозволительно много по мировым меркам), то здесь речь идет о... 111 минутах. Причем из них 20-30% уходит только на проверку качества (как вы догадываетесь, на сборке 918 Spyder стоят лучшие из лучших — некоторые из них отработали в Porsche по 35 лет).
В результате цех по сборке Porsche 918 Spyder меньше всего похож на традиционный конвейер. Это что-то другое. Это своего рода возвращение к прошлому... Кажется, что это сам Ферри Порше вместе со своими единомышленниками неспешно собирают первые Porsche 356, а буквально вот-вот откроется дверь и войдет уже пожилой Фердинанд Порше — основатель династии и один из самых талантливых инженеров современности.
Хотя, с другой стороны, а зачем Porsche куда-то торопиться? Ведь всего компания должна сделать за несколько лет 918 подобных суперкаров. И сейчас сборка машин только началась — когда мы были на заводе, в работе находились автомобили с номерами 4, 9, 11... И почти все они отправятся в Саудовскую Аравию — она по совершенно понятным причинам станет одним из главных рынков сбыта 918 Spyder. Хотя появится эта машина и у нас — на Россию выделена квота из 7 автомобилей, однако пока оформлено только два заказа. Так что любой из вас еще может успеть. Если поспешит, конечно — для этого нужно внести аванс (всего 150 тысяч евро) и ждать. А итоговая цена машины составляет 991 300 евро.
За что платим?
Но за что же Porsche берет такие деньги? Понятно, что в первую очередь за эксклюзивность. Но и высоких технологий здесь столько, что иногда даже не верится, что перед нами серийный автомобиль.
Наибольший интерес вызывает силовая установка. Конечно, со времени появления первого поколения Toyota Prius гибриды уже не являются чем-то необычным. Однако гибридные суперкары встречаются до сих пор нечасто — такая силовая установка серьёзно увеличивает массу. Именно поэтому инженеры Porsche так долго работали над созданием 918 Spyder, перепробовав много вариантов (включая и располагавшийся на пассажирском кресле огромный маховик-генератор, который должен был накапливать энергию).
В итоге было решено сделать из 918 Spyder так называемый последовательно-параллельный гибрид. Который имеет сразу два электрических двигателя! Первый (последовательный) стоит между коленчатым валом и коробкой передач PDK с двумя сцеплениями. Он способен добавить бензиновому двигателю (который работает на задние колеса) 156 л.с. и сразу 375 Н∙м. Второй электрический двигатель не такой мощный — 129 л.с. и 210 Н∙м. Но он трудится уже с передними колесами, что позволяет назвать Porsche 918 Spyder полноприводным автомобилем.
Энергию электрические моторы получают от батарей, которые расположены сразу же за спинками кресел водителя и пассажира. Их можно заряжать от обычной розетки, хотя не надо рассчитывать, что на электричестве вы сможете далеко уехать — максимум 30 км. Да и максимальная скорость в «экорежиме» не превысит 150 км/ч. Время зарядки следующее: 4 часа от стандартной электрической сети, 2 часа 20 минут от трехфазной сети. Но если вы можете себе позволить 918 Spyder, то, наверняка, купите сразу же и специальное устройство, благодаря которому можно зарядить аккумуляторы за 25 минут. Правда, и цена приборчика соответствующая — 25 000 евро.
А вы знаете, что Porsche 918 Spyder является так называемым полноуправляемым автомобилем? Задние колеса тут могут отклоняться на три градуса в каждую сторону. Причем до 50 км/ч передние и задние колеса поворачивают в разные направления, что улучшает маневренность, а после 80 км/ч колеса поворачиваются туда же, куда и передние (при 50-80 км/ч система не «работает»). По оценкам инженеров Porsche, на скорости более 100 км/ч это решение позволяет как бы виртуально «увеличить» колесную базу примерно на полметра, что самым положительным образом сказывается на управляемости.
Войдет ли Porsche 918 Spyder в историю? Странный вопрос — этот автомобиль уже там. Точно так же, как и самый первый автомобиль, который был создан Фердинандом Порше.
Тайна, покрытая мраком
Представители Porsche почему-то до сих пор не хотят раскрывать историю появления этого поистине уникального автомобиля в коллекции музея. Конечно, есть официальная история о том, что модель под названием P1 «стояла в дальнем углу гаража». Однако... Представители Porsche не хотят говорить, что это был за гараж и кому он принадлежал. И почему «в дальнем углу» были такие идеальные условия для хранения, что автомобиль, который был сделан еще в 1898 году (!), до сих пор находится просто в идеальном состоянии. Непонятно и сколько пришлось заплатить председателю наблюдательного совета компании Вольфгангу Порше за машину своего дедушки.
В том, что это самая первая машина, которая была сконструирована Фердинандом Порше, никто не сомневается — все важные детали самобеглой коляски помечены гравировкой P1, что расшифровывается как... Porsche 1. Сделана машина была по заказу производителя карет Lohner. Ее руководитель Людвиг Лонер в 1895 году осознал, что на выпуске карет он долго не протянет — наступала эпоха автомобилей. Многие, включая и самого Лонера, были уверены, что машины будут ездить на электричестве, которое тогда было в моде. И в феврале 1898 года Лонер написал в своем дневнике: «будущее за электромоторами, они полностью завоевали симпатии публики, любящей все электрическое». Говорят, в электродвигатели верил и Зигмунд Фрейд, который работал в Вене всего в нескольких шагах от фирмы Лонера.
Заказ на создание электромобиля был сделан фирме Egger, но сделанная опытными инженерами Egger машина отказалась работать. Руководство Egger почти махнуло на заказ рукой и поручило работу над автомобилем молодому Фердинанду Порше. Которому в то время шел лишь 22 год...
А потом были гибриды
А у Порше все получилось. Он сконструировал компактный электромотор мощностью 3 л.с., который при помощи конического дифференциала и зубчатой шестерни приводил в движение задние колеса. А чтобы защитить двигатель от тряски, он поместил агрегат на три амортизатора и добавил задней оси по четыре рессоры с каждой стороны. Передние колеса управлялись при помощи реечного управления, а специальным «контроллером» водитель включал одну из двенадцати передач. Замедлялся электроавтомобиль массой 1350 кг при помощи ленточного тормоза, расположенного на задней оси, а также за счет отключения подачи электроэнергии. Таким образом, у автомобиля было некое подобие тормозной системы с двухконтурным приводом.
Впервые на улицы Вены электромобиль Egger-Lohner выехал 26 июня 1898 года, причем молодой конструктор даже сумел преодолеть десятипроцентный наклон улицы Берггассе. А 28 сентября 1899 года в Берлине его команда выиграла так называемые «Гонки электромобилей» — P1 получил отрыв в 18 минут и завоевал золотую медаль (причем Фердинанд участвовал в качестве второго пилота). Это была первая победа Porsche в гонках!
Людвиг Лонер понял, что 22-летний Фердинанд является гением — и уже в 1899 году Порше работал у него. Правда, Вернер Эггер, владелец компании Egger, был не слишком-то этому рад. Разразился даже скандал по поводу прав на созданный Порше двигатель, Эггера пытались обвинить в краже чертежей на мотор... Однако Порше это не слишком интересовало. «Брось, я уже давно придумал кое-что поинтереснее!», — сказал как-то Фердинанд своей будущей жене Алоизии Кэз. И он создал свой второй автомобиль - машину с мотором в ступице! А после — и первый автомобиль с гибридным приводом! Речь идет о системе Лонер-Порше, которая является прародителем нынешних гибридных автомобилей Porsche, включая и... 918 Spyder.
Денис Смольянов, Тимофей Исаев
Фото Дениса Смольянова