Porsche 918 Spyder — таким вы его никогда не видели

Porsche 918 Spyder: 887 л.с., разгон 0-100 за 2,6 секунды, максимальная скорость 345 км/ч. Цена — миллион. Однако это не просто еще один роскошный автомобиль для рэперов и арабских шейхов. Это нечто большее
Авторы и эксперты
Денис Смольянов
Тимофей Исаев

Porsche 918 Spyder это Альберт Эйнштейн и Григорий Перельман в одном флаконе. Только с внешностью Анджелины Джоли. Такие автомобили появляются очень редко, но именно они толкают всю автомобильную промышленность вперед.

Источник: Денис Смольянов

«Авто Mail.Ru» оказался едва ли не первым изданием в мире, которому позволили заглянуть в святая святых — в цех по сборке Porsche 918 Spyder. Шпионы отдали бы не одну тысячу юаней, чтобы оказаться на нашем месте и иметь возможность рассматривать все элементы будущего суперкара, начиная от маленьких винтиков и заканчивая уникальным двигателем. Поэтому внимательно смотрите на эти иллюстрации — таким Porsche 918 Spyder вы еще никогда не видели.

Как в старые добрые времена

Источник: Денис Смольянов

Вообще посещение автомобильных предприятий — это одно из самых скучных мероприятий для журналиста. Как правило, радуют только китайские производители с массой ручного труда и забавными плакатами в стиле «Слава коммунистической партии». А вот заводы серьезных фирм похожи друг на друга, как и их автомобили. А тут... Вроде бы и нитка конвейера есть, но она совсем небольшая. Вроде бы и «работяги» те же, но они выглядят уж больно уверенно. И, самое главное, никто никуда не торопится. Поставили деталь, отошли от машины, проверили, как она закреплена, показали «старшему», проверили еще раз, обсудили... Сняли и все переделали. Только вдумайтесь — если на стандартном конвейере Porsche рабочему дается в среднем 3,5 минуты на выполнение своей операции (и то это непозволительно много по мировым меркам), то здесь речь идет о... 111 минутах. Причем из них 20-30% уходит только на проверку качества (как вы догадываетесь, на сборке 918 Spyder стоят лучшие из лучших — некоторые из них отработали в Porsche по 35 лет).

Источник: Денис Смольянов

В результате цех по сборке Porsche 918 Spyder меньше всего похож на традиционный конвейер. Это что-то другое. Это своего рода возвращение к прошлому... Кажется, что это сам Ферри Порше вместе со своими единомышленниками неспешно собирают первые Porsche 356, а буквально вот-вот откроется дверь и войдет уже пожилой Фердинанд Порше — основатель династии и один из самых талантливых инженеров современности.

Источник: Денис Смольянов

Хотя, с другой стороны, а зачем Porsche куда-то торопиться? Ведь всего компания должна сделать за несколько лет 918 подобных суперкаров. И сейчас сборка машин только началась — когда мы были на заводе, в работе находились автомобили с номерами 4, 9, 11... И почти все они отправятся в Саудовскую Аравию — она по совершенно понятным причинам станет одним из главных рынков сбыта 918 Spyder. Хотя появится эта машина и у нас — на Россию выделена квота из 7 автомобилей, однако пока оформлено только два заказа. Так что любой из вас еще может успеть. Если поспешит, конечно — для этого нужно внести аванс (всего 150 тысяч евро) и ждать. А итоговая цена машины составляет 991 300 евро.

За что платим?

Но за что же Porsche берет такие деньги? Понятно, что в первую очередь за эксклюзивность. Но и высоких технологий здесь столько, что иногда даже не верится, что перед нами серийный автомобиль.

Источник: Денис Смольянов

Источник: Денис Смольянов

Наибольший интерес вызывает силовая установка. Конечно, со времени появления первого поколения Toyota Prius гибриды уже не являются чем-то необычным. Однако гибридные суперкары встречаются до сих пор нечасто — такая силовая установка серьёзно увеличивает массу. Именно поэтому инженеры Porsche так долго работали над созданием 918 Spyder, перепробовав много вариантов (включая и располагавшийся на пассажирском кресле огромный маховик-генератор, который должен был накапливать энергию).

Источник: Денис Смольянов

В итоге было решено сделать из 918 Spyder так называемый последовательно-параллельный гибрид. Который имеет сразу два электрических двигателя! Первый (последовательный) стоит между коленчатым валом и коробкой передач PDK с двумя сцеплениями. Он способен добавить бензиновому двигателю (который работает на задние колеса) 156 л.с. и сразу 375 Н∙м. Второй электрический двигатель не такой мощный — 129 л.с. и 210 Н∙м. Но он трудится уже с передними колесами, что позволяет назвать Porsche 918 Spyder полноприводным автомобилем.

Источник: Денис Смольянов

Энергию электрические моторы получают от батарей, которые расположены сразу же за спинками кресел водителя и пассажира. Их можно заряжать от обычной розетки, хотя не надо рассчитывать, что на электричестве вы сможете далеко уехать — максимум 30 км. Да и максимальная скорость в «экорежиме» не превысит 150 км/ч. Время зарядки следующее: 4 часа от стандартной электрической сети, 2 часа 20 минут от трехфазной сети. Но если вы можете себе позволить 918 Spyder, то, наверняка, купите сразу же и специальное устройство, благодаря которому можно зарядить аккумуляторы за 25 минут. Правда, и цена приборчика соответствующая — 25 000 евро.

Источник: Денис Смольянов

А вы знаете, что Porsche 918 Spyder является так называемым полноуправляемым автомобилем? Задние колеса тут могут отклоняться на три градуса в каждую сторону. Причем до 50 км/ч передние и задние колеса поворачивают в разные направления, что улучшает маневренность, а после 80 км/ч колеса поворачиваются туда же, куда и передние (при 50-80 км/ч система не «работает»). По оценкам инженеров Porsche, на скорости более 100 км/ч это решение позволяет как бы виртуально «увеличить» колесную базу примерно на полметра, что самым положительным образом сказывается на управляемости.

Войдет ли Porsche 918 Spyder в историю? Странный вопрос — этот автомобиль уже там. Точно так же, как и самый первый автомобиль, который был создан Фердинандом Порше.

Источник: Денис Смольянов

Тайна, покрытая мраком

Представители Porsche почему-то до сих пор не хотят раскрывать историю появления этого поистине уникального автомобиля в коллекции музея. Конечно, есть официальная история о том, что модель под названием P1 «стояла в дальнем углу гаража». Однако... Представители Porsche не хотят говорить, что это был за гараж и кому он принадлежал. И почему «в дальнем углу» были такие идеальные условия для хранения, что автомобиль, который был сделан еще в 1898 году (!), до сих пор находится просто в идеальном состоянии. Непонятно и сколько пришлось заплатить председателю наблюдательного совета компании Вольфгангу Порше за машину своего дедушки.

Источник: Денис Смольянов

В том, что это самая первая машина, которая была сконструирована Фердинандом Порше, никто не сомневается — все важные детали самобеглой коляски помечены гравировкой P1, что расшифровывается как... Porsche 1. Сделана машина была по заказу производителя карет Lohner. Ее руководитель Людвиг Лонер в 1895 году осознал, что на выпуске карет он долго не протянет — наступала эпоха автомобилей. Многие, включая и самого Лонера, были уверены, что машины будут ездить на электричестве, которое тогда было в моде. И в феврале 1898 года Лонер написал в своем дневнике: «будущее за электромоторами, они полностью завоевали симпатии публики, любящей все электрическое». Говорят, в электродвигатели верил и Зигмунд Фрейд, который работал в Вене всего в нескольких шагах от фирмы Лонера.

Заказ на создание электромобиля был сделан фирме Egger, но сделанная опытными инженерами Egger машина отказалась работать. Руководство Egger почти махнуло на заказ рукой и поручило работу над автомобилем молодому Фердинанду Порше. Которому в то время шел лишь 22 год...

А потом были гибриды

Источник: Денис Смольянов

А у Порше все получилось. Он сконструировал компактный электромотор мощностью 3 л.с., который при помощи конического дифференциала и зубчатой шестерни приводил в движение задние колеса. А чтобы защитить двигатель от тряски, он поместил агрегат на три амортизатора и добавил задней оси по четыре рессоры с каждой стороны. Передние колеса управлялись при помощи реечного управления, а специальным «контроллером» водитель включал одну из двенадцати передач. Замедлялся электроавтомобиль массой 1350 кг при помощи ленточного тормоза, расположенного на задней оси, а также за счет отключения подачи электроэнергии. Таким образом, у автомобиля было некое подобие тормозной системы с двухконтурным приводом.

Впервые на улицы Вены электромобиль Egger-Lohner выехал 26 июня 1898 года, причем молодой конструктор даже сумел преодолеть десятипроцентный наклон улицы Берггассе. А 28 сентября 1899 года в Берлине его команда выиграла так называемые «Гонки электромобилей» — P1 получил отрыв в 18 минут и завоевал золотую медаль (причем Фердинанд участвовал в качестве второго пилота). Это была первая победа Porsche в гонках!

Источник: Денис Смольянов

Людвиг Лонер понял, что 22-летний Фердинанд является гением — и уже в 1899 году Порше работал у него. Правда, Вернер Эггер, владелец компании Egger, был не слишком-то этому рад. Разразился даже скандал по поводу прав на созданный Порше двигатель, Эггера пытались обвинить в краже чертежей на мотор... Однако Порше это не слишком интересовало. «Брось, я уже давно придумал кое-что поинтереснее!», — сказал как-то Фердинанд своей будущей жене Алоизии Кэз. И он создал свой второй автомобиль - машину с мотором в ступице! А после — и первый автомобиль с гибридным приводом! Речь идет о системе Лонер-Порше, которая является прародителем нынешних гибридных автомобилей Porsche, включая и... 918 Spyder.

Денис Смольянов, Тимофей Исаев
Фото Дениса Смольянова