VW забил бразильцам Gol

Полвека назад в крупнейшем бразильском городе Сан-Паулу начал работать филиал немецкой автомобильной фирмы Volkswagen – Volkswagen do Brasil.
Почему именно Бразилия и именно Сан-Паулу? Немецкая фирма выбрала крупнейший промышленный город, обеспеченный квалифицированной рабочей силой, поняв, что гигантская страна имеет безграничный потенциал для автомобилизации. Второе обстоятельство, которое привлекло их внимание, – правительственный запрет на импорт иномарок. Он преследовал цель защитить нарождающуюся автомобильную промышленность Бразилии от конкурентов. Более того, правительство потребовало, чтобы иностранные филиалы в Бразилии обеспечили изготовление 80% (по стоимости) деталей автомобиля бразильскими рабочими. И 23 марта 1953 года на улице Volkswagen завод был торжественно открыт. В 50-е годы кроме Бразилии еще две латиноамериканских страны, Мексика и Аргентина, открыли у себя филиалы Volkswagen.

На заводах этих трех стран началось производство широко известной модели «Жук», простой и относительно дешевой. Заработки среднего жителя каждой из стран были невысокими, и именно «Жук» был им по карману. Кроме этой модели, которая стояла на производстве по крайней мере в Бразилии тридцать лет, завод в Сан-Паулу выпускал также микроавтобусы и легкие грузовики. Масштабы производства в Бразилии были большими, и такими остаются до наших дней: из полутора миллионов легковых машин в год (это больше, чем советский автопром в свои лучшие годы) треть приходилась на Volkswagen. Производство «Жуков» свернули в 1981 году.

На смену этой модели пришел Volkswagen Gol. Нет, это не ошибка, букву f в конце мы не пропустили. Это была чисто бразильская модель с бразильским названием. Футбол в этой стране приравнен к культу, и к тому времени только представители Бразилии были трехкратными чемпионами мира по этому виду спорта. А главная цель футбола – как раз забить гол. И это удалось сделать VW. Они создали полностью новый автомобиль уже с передними ведущими колесами, только двигатель воздушного охлаждения был сохранен от прежнего «Жука». Gol выпускается и поныне – с двигателями рабочим объемом 1300 и 1500 куб. см. В 1982 году на конвейер стала модель Parati – машина с кузовом «универсал» на базе Gol. Дольше всех «Жук» держался на мексиканском заводе. Последняя машина сошла там с конвейера в январе нынешнего года. И там, как и в Бразилии, идет выпуск современных моделей. Бразильский завод остановил свой выбор на машинах Volkswagen моделей: Lupo, Polo, Golf и Passat. Они, как и машины мексиканского завода, не повторяют в точности автомобили, которые делают в Германии. Это комбинации из различных моторов, коробок передач, оборудования салона и внешних декоративных деталей применительно к вкусам местных автомобилистов.

Часть продукции работает не на бензине, а на спирте. Своей нефти в Бразилии мало, зато обширные плантации сахарного тростника открывают возможности по переработке его в спирт. Бразилия – страна с жарким климатом, и тот недостаток моторов, работающих на спиртовом топливе, затрудненный запуск в холодную погоду, для нее не столь важен. Заметим, что привитая в течение трех десятилетий любовь населения к «Жукам» не умерла. И поэтому когда родился новый «Жук», его прежде всего поставили на конвейер в Бразилии и Мексике. Иномарки Бразилия по-прежнему не ввозит, но свои автомобили экспортирует во многие страны, а новый «Жук» вывозит даже в Европу. На базе машин бразильского филиала Volkswagen ряд местных небольших фирм выпускает внедорожники, спортивные машины, такие, как Gurgel, Puma и другие. Таким образом, марка Volkswagen стала играть ведущую роль в стране, хотя в ней успешно действуют и другие филиалы европейских автомобильных компаний.