Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары?

Грязные фары плохо освещают дорогу. Очевидный факт даже для тех, кто за руль ни разу не садился. Но вот над тем, как велико это самое «плохо», никто обычно не задумывается. А зря...
Юрий Урюков

Ночь, улица, аптека... Только фонарей не хватает, как в стихотворении Блока. И это, между прочим, в благополучной Москве. Просто администрация одного из районов, видимо, слишком буквально понимает слово «спальный». А сколько подобных темных мест в России? А еще у нас в дефиците уличные уборщики. Конечно, если не считать таковыми пресловутые поливальные машины, которые любят обильно смачивать даже относительно чистые и сухие трассы.

В общем, к месту эксперимента мы приехали на автомобиле, покрытом равномерным, но плотным налетом двухдневной столичной пыли. Обычно на нее даже внимания не обращают, считая кузов чистым, что на самом деле неправильно. И скоро мы вам докажем это.

В роли подопытного выступил полноразмерный минивэн SsangYong Stavic, который поселился в редакции на длительный тест. Почему именно эта модель? Все просто — мы забрали ее из салона совсем новой, на одометре еще и 100 километров нет. А это значит, машина только что прошла предпродажную подготовку, полностью настроена и исправна, а прозрачные колпаки фар еще не успели помутнеть. Да и сама оптика подходящего формата — «прожекторные» элементы ближнего света с фокусирующими линзами и галогеновыми лампами сегодня ставятся на большинство массовых моделей.

Итак, занимаем исходную позицию на темной аллее. На улице холодно, коллеги забрались на просторный задний диван минивэна, плюс к тому в багажнике сложены реквизит, фотоаппаратура и вещи. Поэтому устанавливаем корректор света в нижнее положение, чтобы не слепить виртуальных встречных водителей. На ход эксперимента это не повлияет — нам важны не абсолютные показатели «дальнобойности» фар, а относительная разница освещенности при их загрязнении.

Выпускаем на дорогу человека в темной одежде — он идет вдаль по краю проезжей части, постепенно растворяясь во мраке. Но фары вроде бы светят хорошо, даже несмотря на пыльную пелену, — светотеневая граница четкая, правая фара, как и положено, «бьет» чуть дальше левой, цепляя обочину. Однако, примерно через 56-57 метров фигура становится неразличимой не только для глаз, но даже для объектива профессиональной фотокамеры.

Запомним. А теперь сделаем небольшое отступление на тему еще одного аспекта безопасности движения. Так вот, если на таком же расстоянии человек надевает оранжевый жилет со световозвращающими полосками, то фигура проявляется даже среди кромешной темноты. Забегая вперед, скажу, что на протяжении эксперимента так было всегда — как бы сильно мы ни пачкали фары, пешеход в специальном жилете неизменно обнаруживался во тьме. Так что правы те, кто предлагает обязать водителей держать в машине такие жилеты, а пешеходов (как минимум — детей), носить хотя бы один крупный «катафот» на одежде. Мы убедились в том, что это действительно помогает.

Вооружаемся тряпкой, бутылкой с водой и начисто отмываем фары от пыли. Вроде бы ничего не изменилось — световое пятно не прибавило в яркости, граница с тенью также осталась прежней. Но... Уже на 55 метрах стали видны ноги подопытного пешехода, а если он надевал красную куртку, то люди с острым зрением могли заметить и туловище. Уже хорошо!

А теперь при помощи подручных средств генерируем жидкую грязь, которая часто образуется на дорогах — когда от химических реагентов, когда от смеси дождевой воды и пыли... Вымазываем фары нашего SsangYong Stavic этой субстанцией и наблюдаем, как она на глазах засыхает, превращаясь от тепла ламп в прочную корку. Вот почему омыватели фар в России зачастую бесполезны — они могут выполнить свою функцию, только когда налет свежий. Иначе даже мощная струя жидкости не способна пробить осевшую на оптике грязь.

Смотрим на дорогу с места водителя. Пешеходу, чтобы появиться из тьмы, пришлось придвинуться еще на пять-семь метров ближе. Почему именно пять-семь, а не точнее? Да просто теперь мнения участвующих в эксперименте разошлись — многим на первый взгляд казалось, что дорога стала даже лучше видна! Интересный эффект, не правда ли? Дело в том, что разработчики прожекторной оптики стремятся поднять освещенность разрешенных стандартами точек и зон до максимально возможного уровня. При этом светотеневая граница, не дающая фарам ослеплять встречных, становится довольно резкой — человеческому зрению это не всегда привычно.

А из-за пелены грязи световой пучок стал, может быть, уже не столь ярким, зато более размытым. Создается иллюзия лучшей освещенности, но это, конечно, не так. Во-первых, вы теперь начинаете слепить встречных, поскольку нарушается правильное светораспределение. Во-вторых, пешеходу пришлось подойти ближе еще на 5-7 метров, чтобы его смогли заметить из машины.

Давайте разберемся — много это или мало? Допустим, вы движетесь в темноте, не быстрее 60 км/ч. Все в рамках правил. Напомним, при такой скорости машина всего за ОДНУ СЕКУНДУ пролетает почти 17 метров. И тут на дистанции 45 метров впереди в свете фар вдруг появляется пешеход, вздумавший перейти дорогу. Только бы успеть затормозить! Предположим, вы обладаете хорошей реакцией и тормозная система вашего автомобиля исправна на 100 процентов. Но и в этом случае в среднем 1-2 секунды уйдет на оценку опасности, выработку решения и перенос ноги с газа на тормоз, и еще минимум 0,2 с — на срабатывание привода. Считайте, что порядка 25 метров вы уже просвистели не снижая скорости. А потом — треск ABS, визг шин и... Понятно, что непосредственно тормозной путь сильно зависит от марки покрышек и самого автомобиля, но в среднем он составляет 20-25 м. Да и то на идеально сухом чистом асфальте. Итог — остановочный путь в лучшем случае получится как раз 45 м, а на практике — заметно больше. Ведь вы не гонщик, который едет в постоянной концентрации и способен даже в экстремальных условиях среагировать на опасность за 0,2-0,3 секунды, шины у вас — не слики, а тормоза — не хваткая карбоно-керамика. Таким образом, застывшего на расстоянии 45 метров от капота пешехода вы с большой долей вероятности собьёте...

Мы попробовали сымитировать и самый жесткий вариант — «утро после снегопада в Москве». Понятно, что зима прошла, но, я полагаю, многие еще помнят, как обильно дорожники лили реагенты на снег, превращая его в мутную, вонючую и жирную жижу, которая залепляла фары за пару километров пути. И здесь все стало совсем очевидно. Человеку пришлось подойти к машине еще на пару метров. А если пофантазировать, что под колесами лед или даже просто мокрый асфальт, на которых тормозной путь в разы увеличивается, то аварии не удастся избежать даже профессиональному пилоту...

Так что вывод ясен — не ленитесь регулярно протирать фары не только от грязи, но и от пыли. Тем самым вы подарите себе и окружающим лишние метры жизни. И, конечно, при выборе скорости учитывайте погодные условия.

Юрий Урюков
Фото Дмитрия Отросткова