Rally Masters Show: жара, асфальт и немного гонки

Шоу, говорите? Автомобильно-развлекательное представление? Нет, друзья, теперь я на собственном опыте убедился, что по накалу борьбы и страстей Rally Masters Show — это самая настоящая гонка. Пусть и в сжатом формате
Юрий Урюков

А экипажу «Авто Mail.Ru» удалось ее успешно завершить, начав дебютный сезон Volkswagen POLO CUP на мажорной ноте.

Представляю, как меня сейчас забросают вопросами. Что такое Rally Masters Show? Причем здесь Volkswagen POLO CUP? И почему мы так радуемся финишу? Не спешите — отвечу на всё по порядку.

Итак, Rally Masters Show — особенное для России мероприятие, которое позволяет болельщикам не искать приключений, бегая вслед за раллистами по полям и лесам за сотни и тысячи километров от дома. Уже четвертый год автоспорт, стараниями организаторов, на один день сам приходит буквально к подъезду вашего дома. А именно — в столичный район Крылатское: на набережную Гребного канала и Олимпийскую велодорогу, разбросавшую свои причудливые петли по окрестным холмам. При этом шоу проходит по всем правилам классического ралли: на заранее обозначенных спецучастках с перекрытием движения, контролем времени, судейскими постами и соблюдением прочих формальностей.

Хотя обычному зрителю все это, может быть, и не столь важно. Ведь он хочет зрелища, которое тут же и получает. На Rally Masters Show все рядом. И запретов особых нет. Здесь не составит труда посетить сервис-парк, чтобы потрогать своими руками «боевую» технику, пообщаться с гонщиками, набрать автографов, а потом буквально за пять минут дойти до трибун.

Смотреть есть на что. Абы кого сюда не пускают — в Крылатском собирается весь цвет российского ралли, конкуренцию которому пытаются составить гости из-за рубежа. Так, например, посетил Москву бронзовый призер чемпионата мира Маркко Мяртин. Кстати, если в прошлом году он был вторым, уступив лишь «русской ракете» Новикову, то сейчас в отсутствие Жени (он отправился на важные тесты) эстонец на своем заслуженном Ford Focus WRC образца 2003 года наконец взял первое место.

Но не без борьбы! Ожидалось, что Мартину предстоит сражаться в первую очередь с Тошихиро Араи, в прошлом заводским пилотом Subaru, но наши таможенники задержали на границе его болид WRC, и японцу в срочном порядке пришлось привыкать к практически серийной WRX STI, подготовленной российской компанией УРТ. Так что на пятки Мяртину стал наступать стремительно прогрессирующий Василий Грязин — автомобиль у него был попроще, Ford Fiesta категории S2000 с атмосферным движком, однако на финише обладателей двух первых мест разделило меньше трех секунд!

Вы уже, наверное, обратили внимание, на сколь разнообразной технике выступали спортсмены. Это еще одна «фишка» Rally Masters Show. Да, здесь тоже есть разделение на классы, но оно скорее формальное. На самом деле, организаторы искренне стремятся показать зрителям весь раллийный ассортимент. К примеру, занявший в итоге третье место эстонец Тимму Кырге на пару со своим соотечественником Раулем Йетсом впервые в России вывели на старт два Ford Fiesta перспективного класса R5. А вслед за ними отправились на дистанцию многочисленные «Импрезы» и «Эволюшены» разных поколений (в «стандартном» зачете не было равных Алексею Лукьянюку); переднеприводные монстры вроде Renault Clio R3, на котором буквально разорвал соперников Михаил Скрипников; заднеприводные BMW M3, классические «Жигули», ижевский «Москвич» и даже заряженные газовские грузовики!

Но, похоже, больше всех удивил зрителей обладатель Кубка России по ралли, меценат и бизнесмен Михаил Лепехов. Он прохватил по трассе на диковинном Volkswagen Polo 4×4, сработанном на платформе Mitsubishi Lancer Evolution, но снабженным дизайном в духе тех машин, что сейчас побеждают в Чемпионате Мира. Строили этот шоу-кар в Польше, но доводили его до ума и учили ездить уже здесь в России — спецы из «Академии Ралли».

Кстати, эта компания и стала промоутером Volkswagen POLO CUP, новой раллийной моносерии, организованной на базе прошлогоднего DMACK CUP при поддержке российского представительства немецкой марки. И в 2014 году в обновленном кубке принимает участие экипаж «Авто Mail.Ru» в составе Юрия Урюкова и Елены Кузнецовой. Так мы и оказались на столь престижном мероприятии, как Rally Masters Show.

Позже мы планируем рассказать о принципах и особенностях POLO CUP, а также технических нюансах участвующих в нем автомобилей подробнее. Пока же проведем параллели с Rally Masters Show. Ведь новый монокубок тоже, по большому счету, уникальное для России явление. Фактически, сейчас это единственный вариант для начинающего спортсмена с ограниченным бюджетом попробовать свои силы в настоящем ралли и при этом не быть вечным аутсайдером. Ведь без поддержки Renault доступный монокубок Logan Cup, увы, постепенно умирает, да и машины его формата не позволяют бороться за высокие места даже в начальном классе «1600Н», а Subaru Cup наоборот предлагает использовать мощную полноприводную технику, но при этом требует серьезных финансовых вливаний.

Rally Masters Show стало первым официальным этапом для участников монокубка. Первым, и весьма необычным. Не только благодаря своему высокому статусу и звездному подбору спортсменов. В Москве нам предстояло промчать по асфальтовому покрытию, в то время как остальные восемь этапов POLO CUP пройдут на грунте. Ради экономии высокую «гравийную» подвеску механики трогать не стали — лишь поменяли «зубастые» шины на слики. Для нашего экипажа уже это стало вызовом. Поскольку «асфальтовые» ралли нам проезжать еще не приходилось, да и к машине с такими настройками необходимо было привыкнуть.

Хотя лично на меня гоночные переживания нахлынули еще до того, как я надел несгораемый комбинезон. На Rally Masters Show я должен был прилететь прямиком с Нью-Йоркского автосалона. И все шло по плану, пока в соседнем Вашингтоне вдруг не сломался самолет, и нам не пришлось дожидаться пассажиров из столицы США. Ждали долго — часа два-три. В итоге на так называемое ознакомление с трассой (чтобы записать скоростную стенограмму) я, похоже, уже не успевал. А это автоматически означало досрочное окончание борьбы, судьи на старт нас бы уже не выпустили. Обидно до жути! Отписываю паническую смс-ку штурману и с трудом погружаюсь в полный тревог сон. Просыпаюсь на подлете к Москве и понимаю, что обещание хоть немного нагнать упущенное время летчик не сдержал. Более того, опоздание увеличилось еще на полчаса. Все пропало? Но Лене в этот момент удалось совершить почти невозможное — она добилась от организаторов разрешения на продление нам лимита времени из-за форс-мажорных обстоятельств. Да-да, ралли — мероприятие комплексное, здесь важна не только сама езда, но и куча побочных вещей, включая дипломатию и взаимную поддержку.

Окрыленный, мигом домчал от Шереметьево до Крылатского. И сразу на трассу. Дистанция, казалось бы, ерундовая — 39 «боевых» километров (к примеру, на этапах Кубка России надо проехать как минимум в два раза больше). Но какие это оказались километры! Нам предстояло пару раз прохватить по набережной Гребного канала, порадовав зрителей попытками дрифта вокруг тюков с сеном, а потом отправиться на легендарную олимпийскую велодорогу, покорив ее в обоих направлениях также по паре раз. И теперь я понимаю, за что так ценили ее советские раллисты и заводские испытатели. Даже на гражданской машине здесь ехать захватывающе интересно: подъемы и спуски, слепые повороты, перегибы и перепады высот, профилированные виражи... Не на каждом горном серпантине такое встретишь! Между тем, трасса узкая, а права на ошибку нет — по обочинам либо деревья, либо крутые склоны. Упадешь — считай, «списал» машину, а то и себя с напарником. В общем, джет-лаг как рукой сняло.

Тут еще новый сюрприз — извините за тавтологию, но в день старта мы вдруг узнаем, что наш гоночный автомобиль не способен стартовать! И тоже по причине таможни, которая задержала на границе спортивные амортизаторы и еще пару жизненно важных компонентов. Пришлось механикам в срочном порядке готовить запасной вариант — вместо ожидавшегося седана нам выделили хэтчбек. С технической точки зрения эти Polo одинаковые (что и позволяет им выступать в монокубке «имени себя»): оба имеют 165-сильные двигатели 1,6 л, дифференциал повышенного трения, регулируемую подвеску... Теоретически, хэтчбек легче, зато у седана вроде бы развесовка лучше. Но последний новый с иголочки, а вот у трехдверки за плечами полноценный гоночный сезон — понятно, что механики «Академии Ралли» полностью перебрали автомобиль, но все же не слишком ли он «устал»? Не скажется ли солидный гоночный стаж на надежности?

Впрочем, все обошлось — до финиша мы в итоге добрались без проблем, если не считать пары досадных мелочей: у нас что-то стучало в задней подвеске (хотя на скорость это не повлияло), да салонный вентилятор отказал. Точнее он работал, но дуть куда-либо, кроме как в недра передней панели, отказывался. Правда, в пылу азарта на адскую жару мы внимания не обращали — важнее было найти общий язык с автомобилем.

«Кольцевой» опыт мне, конечно, пригодился, но лишь отчасти. Одно дело, управлять спорткаром, заточенным только под асфальт, и совсем другое — раллийным Volkswagen Polo, у которого за счет сликов «держак» отменный, но при этом совершенно пустой руль и высокий центр тяжести из-за «гравийной» подвески. Да что там говорить, даже настройка регулятора тормозных сил оказалась тем еще квестом — ведь на асфальте баланс машины меняется быстрее, а значит слишком сильно открывать магистраль задней оси нельзя — развернет!

В общем, приноровиться удалось лишь к концу первой секции из трех спецучастков. На финише заключительного из них у нас даже возникла пикантная ситуация — прямо на допе мы стали догонять красавицу Lancia Fulvia из исторического зачета. У нее явно возникли проблемы с двигателем, но все равно представьте, какого это — не сбавляя ход обгонять на узкой дороге, рассчитанной на велосипедистов.

Конечно, навязать борьбу грандам у нас не получилось — пока не хватает умения и опыта. Ведь в POLO CUP конкуренция очень сильна. Чтобы достать выигравшего первый этап моносерии Алексея Игнатова, который на переднеприводной машине способен тягаться с середняками полноприводного зачета, опытнейших Вадима Лелюха, Михаила Кривоспицкого, Аркадия Богомолова нужны годы тренировок. Но с прочими новичками мы поборолись и даже смогли опередить несколько экипажей своего зачета.

А вот на второй секции начался настоящий рок-н-ролл! Почувствовав уверенность в себе, машине и стенограмме мы смогли еще немного прибавить. «Левый два на правый три, сто пятьдесят через подброс, внимание! Правый пять!» — голос Лены звучит в переговорке четко и уверенно, как метроном. Московский пейзаж за окном расплывается, оставляя передо мной только лишь стремительно убегающую под колеса ленту асфальта. И мы летим вперед, сливаясь с машиной в единое целое. Вот оно, гоночное счастье! Нирвана... Кстати, средняя скорость тогда составила почти 100 км/ч.

И как жалко, что вот так, на кураже, все вдруг оборвалось. Финиш! Даже сейчас, набрасывая эти строки, мне все еще не верится, что нам без особых проблем удалось успешно промчать эту сложную гонку. И мне теперь плевать, что официально ее называют Show. Пусть те, кто считают это всего лишь представлением, сами попробуют взять штурмом Крылатские холмы.

Но наш экипаж уже смотрит дальше, ведь сейчас, приехав одиннадцатыми из семнадцати стартовавших на Volkswagen Polo гонщиков, мы остановились в шаге от очковой зоны. Немного обидно, но будем стараться, чтобы взять следующий рубеж! Да и в любом случае участвовать в Rally Masters Show стоило хотя бы ради того, чтобы прохватить на «боевой» машине по Нижним Мневникам и другим московским улицам, по которым пролегали маршруты доездов до спецучастков. Вы бы видели лица других водителей, когда они замечали в зеркалах Polo с каркасом безопасности и парой людей в комбинезонах и шлемах внутри! Но это так, лирика... Будем считать, что мы тоже принесли частичку автоспорта в массы.

Юрий Урюков
Фото «Академии Ралли» и организаторов Rally Masters Show

Обзор 1 этапа раллийного монокубка Volkswagen POLO CUP 2014