Где зимой плевок может не долететь до земли и замерзнуть, где находится одно из необычных мест на нашей планете... Речь идет о Якутии.
Теоретически из Европы до Якутии можно добраться и на обычной легковушке, однако для путешествия по этим местам лучше иметь полный привод и увеличенный дорожный просвет. Именно поэтому мы выбрали в качестве средств передвижения Land Rover Discovery. Ведь с дорогами в Якутии большие проблемы — многие трассы существуют только в зимнее время на льду замерших рек и озер. А ведь это тоже часть России, причем весьма важная. Именно здесь добывается основная доля российских алмазов, здесь расположены крупнейшие в стране урановое и угольное месторождения и много чего еще. Так что стрелецкому сотнику Петру Бекетову, который вместе с совсем небольшим отрядом казаков основал в 1632 году на берегу реки Лена первый острог и фактически включил этот край в состав России, надо сказать огромное спасибо.
Собственно говоря, и наша экспедиция, которая была организована Land Rover в рамках проекта «Открывая Россию», была посвящена русским первооткрывателям, которые в тяжелейших условиях исследовали этот суровый край. Хотя даже сейчас условия для жизни тут ой какие нелегкие. Ведь самый крупный регион России (и, между прочим, самая большая административно-территориальная единица в мире, которая по площади равна пяти (!) Франциям) в подавляющей своей части лежит в зоне вечной мерзлоты, а температура воздуха здесь может опускаться до минус 50 и даже 60 градусов.
Мало того, именно в Якутии находится полюс холода. Точнее, два полюса — до сих пор за это звание сражаются Верхоянск и Оймякон. Жители первого города уверяют, что в Верхоянске еще в 1885 году была зарегистрирована температура −67,8 градусов, но в Оймяконе говорят, что в 1924 году у них было −71,2 градуса, а в 1933 году и −77,8. Правда, не все ученые уверены в правильности последних цифр. И в действующем сейчас СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» указано, что минимальная температура в Верхоянске и Оймяконе составляет −68 градусов (в самом Якутске температура однажды опускалась до −64 градусов, а вообще абсолютный минимум на Земле был зафиксирован в 1983 году в Антарктиде на станции «Восток»: −89,2 °C). Кстати, в школе здесь занятия отменяют лишь в том случае, если температура опустится ниже −56°C.
А еще при таких температурах становится понятным, почему в Якутии не понимают сторонников «Гринпис», призывающих отказаться от натурального меха. Со стандартными в европейской части страны пуховиками здесь просто не выжить! При минус 40-50 градусах они просто-напросто «не работают», а искусственные материалы начинают «дубеть». Спасает только натуральный мех — к тому же, будем честны, на сильном морозе он становится еще красивей и начинает по-особому «играть» (самым любимым мехом тут является олений, который действительно уникальный — каждая его ворсинка представляет собой полую трубочку, наполненную воздухом).
Низкие температуры невольно заставляют и водителей по-особому относиться к своим автомобилям. Машины утепляют, часто ставят дополнительные лобовое и боковые стекла, снизу моторный отсек защищается брезентом, на сам силовой агрегат кладут «шубу». А зимой по ночам часто вообще не глушат двигатель. Самым же популярным автомобилем в Якутии является... уазовская «буханка». Говорят, что во многом именно благодаря Якутии Ульяновский автозавод продолжает выпускать этот автомобиль! Хватает и подержанных «японцев» (в основном, марки Toyota). Их любят за надежность, не очень дорогие запчасти и наличие на многих моделях системы полного привода.
А вот у Land Rover Discovery с внедорожным потенциалом полный порядок. Во-первых, тут можно увеличивать дорожный просвет, во-вторых, есть понижающий ряд в трансмиссии. И, в-третьих, фирменная лендроверовская система Terrain Response действительно оказывает большую помощь в сложных условиях. Причем эти возможности автомобиля сочетаются с неплохой плавностью хода. Да и двигатель понравился — на наших «Диско» стояли новые 3,0-литровые дизели, которые выдают 256 л.с. и сразу 600 ньютон-метров. Силовой агрегат проявил себя просто отлично. Он тихий, запаса крутящего момента хватает абсолютно всегда, дозировать тягу удобно. В общем, правильный мотор. Который к тому же отличается еще и правильным расходом топлива — по паспортным данным меньше 10 л на каждую «сотню» в городе. А при путешествии по таким местам, как Якутия, где заправки встречаются ой как нечасто, расход топлива имеет большое значение.
Одной из главных целей нашего путешествия было посещение так называемых Ленских столбов. Большинство жителей России про них вообще ничего не знает. Между тем, это одно из самых удивительных мест на нашей планете. Правда, добраться до них непросто — от Якутска надо проехать несколько часов, причем значительная часть пути будет проходить по замершей реке Лена (летом туристов возят до столбов на корабле).
Дороги, которые делают на замерших реках, таят в себе немало опасностей. И речь не только о ямах или неровностях (хотя и их хватает). При движении по таким направлениям нужно постоянно помнить, что под колесами лед... А это значит, что одно резкое движение рулем или необдуманное нажатие на газ/тормоз может привести к потере управляемости. Поэтому ехать нужно аккуратно и постоянно помнить о дистанции (торможение на таком покрытии, что называется, никакое). Ведь если вас развернет, то вы в одно мгновение вылетаете с трассы... Ничего страшного, как правило, не произойдет (кругом снег), но завязнуть в сугробе можно в два счета. Кроме того, на зимниках нельзя пользоваться ремнем безопасности — если машина попадет в полынью, то у не пристегнутого человека больше шансов спастись из тонущей машины.
Если охарактеризовать Ленские столбы одним словом, то можно сказать только одно — мощно (фотографии, увы, не передают всю силу этого места). Они стоят громадой вдоль реки Лена на протяжении нескольких километров и... Нет, они не просто радуют глаз и заставляют туристов забивать карточки памяти в фотоаппаратах. Ленские столбы позволяют заглянуть нам в такую давнюю историю Земли, что становится не по себе.
Ведь эти скальные образования высотой до 100 метров состоят из известняка. Который когда-то оседал на дне моря... Да-да, ученые уверены, что в эпоху раннего кембрия (а это 560-540 млн лет назад) на месте Якутии плескалось теплое, но неглубокое море. В котором плавало огромное количество диковинных животных. Постепенно земная кора поднималась, море отступало, и оставшиеся на дне известняки превратились в скалы. А вода и ветер сделали из них настоящее произведение искусства. Но самое интересное в другом — в обломках этих самых скал в огромном количестве встречаются отпечатки древнейших организмов, которые жили в те времена. Причем в породе можно найти не только небольших моллюсков, но и относительно крупных животных. Которые, на радость ученым, отлично «читаются» — сохранилась мускулатура, содержимое кишечника, видны особенности кожных покровов и строения эмбрионов. Причем все это сохранилось вовсе не благодаря вечной мерзлоте, как многие уверены.
Именно здесь тела падали в море и попадали в объятия мельчайших частиц, этакой мути, которая обволакивала тела и отлично их сохраняла. В результате ученые получили возможность увидеть многие переходные виды животных между разными ветвями «древа жизни». Например, сейчас некоторые уверены, что вовсе не черви были примитивными формами жизни... Не исключено, что они были развитее существ, которые бегали по морскому дну на ножках! Но когда в море появилось слишком много ила, то ножки стали просто-напросто лишними. А еще недалеко от Ленских столбов были обнаружены остатки мамонтов, шерстистых носорогов, древних бизонов. Мало того, есть тут и наскальные рисунки древних людей — кое-кто даже предполагает, что человеческая жизнь зародилась вовсе не в Африке, а именно в Якутии.
А еще в Якутии до сих пор встречается уникальный вид рыбалки под названием куйуур — больше ни в одной точке нашей планеты до такого не додумались. Его смысл в том, что рыбу ловят вовсе не удочкой, и даже не сетью, а специальным сачком... Причем исключительно весной.
Когда суровая якутская зима начинает сдавать свои позиции, то якуты начинают заниматься куйууром. Главная задача рыбака состоит в том, чтобы найти в озере место, где зимует карась. Затем прорубается большая лунка и в нее опускается сетка, прикреплённая к обручу. И этот самый сачок рыбак вращает по часовой стрелке, создавая в озере подобие водоворота. По словам местных жителей, крутить куйуур можно очень долго — иногда несколько часов. Находящаяся фактически в состоянии «сна» рыба оказывается в центре этого самого водоворота и ее просто поднимают сачком. Правда, часто вместе с рыбой выплескивается и немало ила. К тому же после нескольких попыток вытащить из лунки рыбу охотник вынужден прорубать новую лунку. Так что труд рыбаков в Якутии легким не назовешь, учитывая, что толщина льда может достигать даже весной полутора метров. Но если место выбрано правильно, то и результат будет отличным — якобы один человек может за день достать несколько сот килограмм карасей.
Денис Смольянов
Фото автора, Алексея Барашкова и Land Rover