Без права на ошибку. Тест-драйв нового Nissan Qashqai

Nissan Qashqai стал для рынка знаковой машиной: купив симпатичный компакт, многие из нас впервые получили возможность высоко сидеть и далеко глядеть по цене обычного гольф-класса. Qashqai покупали в семью и дарили жёнам
Дмитрий Ласьков

Nissan Qashqai стал для рынка знаковой машиной: купив симпатичный компакт, многие из нас впервые получили возможность высоко сидеть и далеко глядеть по цене обычного гольф-класса. Qashqai покупали в семью, дарили жёнам, тонировали и оснащали всевыжигающим «ксеноном» — «джип» же, пусть и маленький. Его даже прозвали вульгарным словом «кашак», словно любимое домашнее животное. Он появился в правильное время — тогда, в 2007 году, рынок не был насыщен небольшими кроссоверами, а Skoda Yeti и Mitsubishi ASX существовали только в виде набросков дизайнеров. Сейчас всё иначе: Qashqai второго поколения вынужден биться с вдвое большей армией серьёзных противников, поэтому права на ошибку у ниссановцев нет.

Редкий производитель отступает от стандартной стратегии борьбы за современного покупателя: привлекательнее дизайн и больше гаджетов на борту — вот и весь секрет успеха в сегменте. Qashqai выглядит здорово, но при этом он напрочь утратил самобытность и теперь до степени смешения похож на старший по рангу X-Trail. Нового поколения, разумеется, и пока оно не появилось в продаже, Qashqai будет по-прежнему выделяться на дороге. Кстати, создавали дизайн и проектировали начинку в европейских центрах разработки Nissan. Одной из «фишек» нового поколения Qashqai стала полностью светодиодная головная оптика. У нас был шанс проверить её работу в темноте, и стоит признать, что свет у Qashqai с этой опцией просто шикарный.

Внутри с унификацией всё ещё очевиднее — Qashqai и X-Trail получили совершенно одинаковые передние панели. Но это решение не ново: аналогичный подход можно увидеть у другого японского производителя — Subaru — с моделями XV/Impreza и Forester. В салоне уютно (есть даже модная «амбиентная» подсветка тёплого янтарного цвета), а места достаточно как спереди, так и сзади. В том числе и по высоте — над головой пассажиров появился дополнительный сантиметр пространства. Однако есть небольшие вопросы к качеству сборки — кое-где на тестовых машинах пошатывались и поскрипывали пластиковые панели, да и зазоры местами великоваты.

Ещё одна тенденция современного автомобилестроения состоит в том, что кузова становятся больше, а двигатели — меньше. Qashqai служит отличным тому примером: новый автомобиль стал на 47 мм длиннее, на 20 мм шире и на 15 мм ниже, но объём самого скромного двигателя при этом сократился с 1,6 до 1,2 литра. Альянс Renault-Nissan разработал новую универсальную платформу под названием CMF, и Qashqai стал первым продуктом с использованием этой «тележки». Европейцам прикрутили к ней квартет свежих турбомоторов (два дизеля и два бензиновых), но в России будет доступна только половина этой моторной гаммы, да и то в качестве модной группы поддержки старому доброму двухлитровому атмосфернику от предыдущего поколения.

На презентации мне удалось покататься как раз на тех машинах, которые будут продаваться у нас. Начнём с бензинового малообъёмника — 1,2 литра объёма в сочетании с наддувом обеспечивают на бумаге неплохие характеристики: мотор выдаёт 115 лошадиных сил мощности и 190 Н·м крутящего момента. Но если глянуть на ту же бумагу чуть ниже, то мы увидим, что сотню такая машина набирает за спокойные 10,9 секунды, а в естественный ограничитель скорости упирается на скорости 185 км/ч. На деле, управляя версией с двигателем 1.2 DIG-T, вы вряд ли будете вспоминать о том, что под капотом крутит крыльчаткой турбина — характер тяги настолько ровный, что мотор больше напоминает атмосферник объёмом литра эдак 1,6. Пиковое ускорение не впечатляет, и для динамичной езды необходимо активно работать 6-ступенчатой механикой с чересчур длинными ходами кулисы. А вот настройки педали сцепления у этой трансмиссии, наоборот, очень приятные.

Российским ретроградам адресован другой бензиновый двигатель — атмосферный двухлитровый, мощностью 140 лошадиных сил. Здесь и мощности побольше (крутящий момент практически одинаков), и бензин переварит любой, и ремонтировать в случае чего будет быстрее и проще. Как и в прошлом поколении, вместе с этим мотором сагрегатирован вариатор, который не обещает ничего революционного, но плавное и комфортное для водителя движение обеспечивает успешно. По предельным динамическим возможностям двухлитровый мотор вполне сопоставим с новомодной «турбой», поэтому выбор будет зависеть от цены и доступных агрегатных сочетаний. При прочих равных у малообъёмника есть преимущество в виде меньшего расхода топлива, а двухлитровый агрегат предпочтительнее для тех, кто предпочитает проверенные решения.

Любителям дизельных двигателей российский офис Nissan готов предложить версию с мотором объёмом 1,6 литра, которая выдаёт 130 лошадиных сил. Особенно интересной эта модификация видится с учётом того, что на неё устанавливается новый ниссановский вариатор. Это не тот узел, который используется на двухлитровой версии, и это становится сразу заметно в движении. Он ничем не отличается от обычного вариатора во время спокойной езды, но стоит поднажать, и «коробка передачи» превращается в традиционную коробку передач, меняя виртуальные ступени для создания ощущения большей динамики. Все производители в один голос твердят, что, согласно их исследованиям, активным водителям важны те самые рывки, к которым они привыкли при смене передач на обычных автоматах. Хотели — получите! Ниссановцы создали удачную конструкцию, сочетающую плавность вариатора и дискретность разгона автомата.

Хорош и сам двигатель: дизель тянет уверенно, а шумит умеренно. Но для оптимального управления тягой на сочетании дизель-вариатор нужно некоторое время на изучение повадок силовой установки. Как только придёт понимание, в каких случаях вариатор переходит в динамичный режим, вы перестанете считать трансмиссию чересчур дёрганой, как это случилось со мной поначалу. А вот рулевое управление больше понравилось на бензиновых версиях — «штурвал» дизельной машины ощущается перетяжелённым, хотя отклики на повороты руля шасси отрабатывает адекватно на всех опробованных модификациях. Qashqai управляется надёжно и просто, а большего его целевой аудитории и не требуется.

Зато требуется плавность хода, с которой у нового поколения кроссовера есть некоторые проблемы. Даже на гладких испанских дорожках заметно, что шасси любит хорошее покрытие, а мелкие неровности для него — большая проблема. На парковке я, кажется, нахожу виновника — это пижонские 19-дюймовые колёса с низкопрофильными шинами, установленные на автомобиль с турбированным мотором 1.2 DIG-T! Меняю автомобиль на адаптированный к России двухлитровый с колёсами диаметром 17 дюймов и большим профилем шин, но ситуация меняется не радикально. Теперь уже не потряхивает на брошенных беспечными испанцами окурках, но ямки и стыки всё равно чувствуются больше, чем хотелось бы. И пусть в шасси применены двухпоршневые амортизаторы, призванные раздельно фильтровать высокочастотные колебания гладких дорог и низкочастотные перемещения разбитых, но настроены они по-европейски (вспомним, где и для кого создавался кроссовер), поэтому плавность хода на российских дорогах требует дополнительной проверки на месте.

А что же Qashqai+2? Купите X-Trail! — отвечают на это ниссановцы, которые в этом поколении Qashqai отказались от удлинённой версии
А что же Qashqai+2? Купите X-Trail! — отвечают на это ниссановцы, которые в этом поколении Qashqai отказались от удлинённой версии

Радикальное отличие нового Qashqai от старого — в разы возросшая технологичность. Новая платформа предусматривает вживление массы современных систем безопасности и помощи водителю. Один только вопрос: почему же она не предусматривает более одного автоматического стеклоподъёмника? Но вернёмся к менее прозаичным вещам — Qashqai может быть оснащён системами контроля усталости водителя, контроля слепых зон и рядности движения, распознавания дорожных знаков, распознавания движущихся объектов, предотвращения фронтального столкновения, автоматическим переключением ближнего и дальнего света, камерами кругового обзора, а также мультимедийным комплексом с расширенной интеграцией со смартфоном и продвинутой программой управления тягой и тормозами для улучшения управляемости.

Так почему же вы всё-таки должны захотеть новый Qashqai, когда вокруг теперь столько альтернатив? Во-первых, он отлично выглядит снаружи и действительно удобен внутри. Во-вторых, ниссановцы обещают разумные цены (чем всегда отличался этот кроссовер), которые станут известны в апреле. А в-третьих, получив массу нововведений по части технологий и радикальную смену дизайна, Qashqai остался собой — пресновато-надёжным в движении, удобным в использовании и узнаваемым на дороге. Достаточно ли всех изменений второго поколения Qashqai, чтобы вновь побить всех конкурентов? Для ответа на этот вопрос дождёмся цен, а потом и посмотрим, что скажет рынок.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Nissan