Появление в 2003 году первого поколения семейства Mazda3 произвело эффект разорвавшейся бомбы — никто не ожидал, что скромную модель 323 сменит такая красавица, которая, к тому же, обладала великолепной управляемостью и заводным двухлитровым мотором. Неудивительно, что «трёшка» крепко засела в сердцах любителей активной езды и стала одной из самых популярных молодёжных «зажигалок». Но вторая генерация «трёшки» пошла не в том направлении, которого ждали поклонники машины — Mazda3 словно резко повзрослела. Японцы исправились быстро — вдохновлённые стилистикой Kodo и ведомые технологиями Skyactiv они представили новую Mazda3 менее чем через пять лет после старта производства предыдущего поколения.
Что такое Kodo? Так Mazda называет свой новый фирменный стиль, это означает «душа движения». Дизайнеры словно оттачивали своё мастерство на Mazda CX-5 и «шестёрке» и в итоге выдали прекрасный результат — новая Mazda3 определённо удалась! Особенно хороша она в цвете Soul Red — он очень идёт плавным, мускулистым линиям и энергичному силуэту. Агрессивная «мордашка» с пятиугольной решёткой радиатора, эффектная головная оптика и ни капли лишнего жира — вот она, реинкарнация той-самой «трёшки», что будоражила умы и завоёвывала сердца десять лет назад.
Хорош и новый интерьер. Причём внутри — вот сюрприз — Mazda3 совсем не такая, как CX-5 и «шестёрка»! Японцы серьёзно изучали вопрос, насколько сильно отвлекается от дороги водитель, когда пользуется различными вспомогательными системами. Так в салоне появился экран над приборной панелью, на который выводятся показания спидометра и подсказки навигационной системы, а большой сенсорный дисплей переехал на верхушку центральной консоли — его расположение позволяет меньше переводить направление взгляда.
Со вкусом подобраны и материалы отделки — к их качеству претензий нет. Особенно радуют вращающиеся шайбы климат-контроля — они выполнены из металла и имеют насечки. Так и хочется их лишний раз потрогать! Низкая передняя панель улучшает обзорность, на 10 см назад переехали передние стойки, а посадка за рулём близка к идеальной. Кнопками на руле пользуешься на интуитивном уровне, удобно расположены и «лепестки» переключения передач. А любители гаджетов оценят, что в боксе-подлокотнике скрываются сразу два USB-входа — теперь не придётся выбирать, воткнуть ли «флэшку» с музыкой или подзарядить смартфон.
Ещё одно важное новшество кроется в возможностях коммуникации с различными устройствами. Мультимедийная система MZD Connect с 7-дюймовым сенсорным дисплеем— самая умная и способная за всю историю Mazda — может похвастать не только привычным набором функций вроде воспроизведения потокового аудио через Bluetooth, но и чтением SMS-сообщений и электронной почты, сервисами Stitcher и Aha Radio(подкасты, интернет-радио). А обновлённая «навигация» с картами Navteq напомнит об особенностях вождения в той или иной стране — например, о допустимом содержании алкоголя в крови водителя и действующих ограничениях скорости.
Но это не означает, что Mazda3 сменила драйв на комфорт и электронные «прибамбасы»! В характере вновь появилась та искорка, что вызывает улыбку на лице водителя. И за это стоит благодарить инновационные технологии Skyactiv. Инженеры Mazda добились снижения массы и увеличения жёсткости кузова за счёт более широкого использования сталей с высоким пределом прочности на разрыв — так доля сортов с параметром 780 МПа выросла с 4 до 9%, сталь с показателем 980 МПа используется в порогах, а усилители бамперов выполнены из материала с прочностью 1080 Мпа (это позволило сэкономить 4 кг). Жёсткость кузова на кручение увеличилась на 31% у хэтчбека и на 28% — у седана.
Снижение массы — не только заслуга кузова. Передний подрамник стал на 38% легче, в подвеске также выросло число деталей из высокопрочных сталей, электроусилитель руля вместо электрогидравлического позволил сэкономить 2 кг, а 4,4 кг снято с помощью новых тормозных механизмов (диаметр передних дисков у двухлитровой версии — 295 мм, задних — 265 мм) и колёс. Неудивительно, что Mazda3 легко справляется с любыми поворотами и вообще очень любит извилистые дорожки. Её имя осталось синонимом драйва!
Практически полностью обновились и силовые агрегаты — Mazda3 оснащается новейшими моторами семейства Skyactiv-G объёмом 1,5 и 2,0 литра. Оба бензиновых двигателя Skyactiv-G роднят степень сжатия 14:1, непосредственный впрыск, управление фазами на обоих распредвалах и выпускной коллектор по схеме «4-2-1». У более мощного Skyactiv-G 2.0 на 4 мм уменьшился диаметр цилиндра, вырос ход поршня, на 30% снижены потери на трение, а общее снижение массы на 10% достигнуто за счёт более тонких коренных шеек коленвала и облегчённых поршней и шатунов.
Двухлитровый двигатель выдаёт 150 лошадиных сил и в сочетании с новой шестиступенчатой автоматической коробкой Skyactiv-Drive разгоняет «трёшку» до 100 км/ч всего за 8,9 секунды, а максимальная скорость составляет 210 км/ч. При этом средний расход топлива в смешанном цикле заявлен на уровне 6,2 л/100 км. Мотор объёмом 1,5 литра развивает 120 «лошадок» и позволяет достичь 191 км/ч и разогнаться до сотни за 11,6 секунды. Остался в строю и проверенный временем агрегат (1.6 л, 104 л.с.).
Но Mazda3 может похвастать не только отличной управляемостью, а ещё и хорошей плавностью хода. Сама схема подвесок принципиально не изменилась: спереди стойки McPherson, сзади — многорычажная конструкция. Однако амортизаторы и пружины стали мягче, а по сравнению с машиной предыдущего поколения увеличилась не только колёсная база, но и была расширена колея. К тому же, электроусилитель руля позволил «отвязать» его от неровностей — на него не переходят толчки от дороги! И даже на 18-дюймовых колёсах в недрах подвески пропадает и всякая дорожная мелочёвка, и колдобины покрупнее, причём они не заставляют Mazda3 спрыгивать с траектории.
Энергоёмкости подвески и тишине её работы позавидуют многие представители сегмента С+! Есть прогресс и в области шумоизоляции. С аэродинамикой поработали на славу — ветер едва «застревает» в районе передних стоек только в «магистральном» темпе, а коэффициент сопротивления воздуху уменьшился до 0.28 для хэтчбека и 0.26 для седана. Претензии вызывают разве что колёсные арки — в Мазде всё ещё прослушиваются нюансы дорожного покрытия — стучат камушки, шуршит песок, журчит вода из луж. Но в целом Mazda3 сделала в этом плане большой шаг вперёд.
Более прочный кузов позволил обеспечить не только отличную управляемость, но и превосходную безопасность — недавно Mazda3 получила 5 звёзд в рейтинге ассоциации Euro NCAP и завоевала награду «Top Safety Pick» американского института IIHS. К тому же, уже в базовой комплектации Mazda3 оснащается полным набором подушек безопасности — фронтальными, боковыми и надувными «шторками» — и системой динамической стабилизации DCS!
А в качестве опции доступна целая россыпь систем помощи водителю. SCBS (Smart City Brake Support) самостоятельно останавливает машину, если водитель не реагирует на препятствие впереди (работает она в диапазоне 4-30 км/ч). Мониторинг слепых зон (RVM, Rear Vehicle Monitoring) обеспечивает безопасность при перестроениях. Наконец, система LDWS (Lane Departure Warning System) отслеживает дорожную разметку и при скоростях свыше 65 км/ч подаёт сигналы, если Mazda3 покидает полосу движения без включенного «поворотника».
Приятно, что наиболее доступная модификация ещё и подешевела по сравнению с предыдущим поколением! Теперь стать обладателем Mazda3 можно за 649 тысяч рублей против 654 тысяч ранее. За эти деньги вы получите седан со 104-сильным двигателем 1.6 «доскайактивной» эпохи, механической КПП, датчиками давления в шинах, электростеклоподъёмниками всех дверей, «музыкой» с входами USB/AUX и протоколом Bluetooth. Плюс шесть подушек безопасности и система динамической стабилизации DSC.
Ещё более привлекательным выглядит исполнение Active (седан — от 700 тысяч рублей, хэтчбек на 10 тысяч дороже), куда уже входят кондиционер, электропривод зеркал, включая их складывание, «кожаный» руль с кнопками управления аудиосистемой, маршрутный компьютер и датчик уровня омывающей жидкости. Если добавить 26 500 рублей, то в салоне появится двухзонный климат-контроль, подогрев сидений и CD-проигрыватель (базовая «музыка» имеет только разъём USB и линейный вход). Доплата за четырёхдиапазонный автомат — 35 тысяч рублей.
«Трёшки» с современными силовыми агрегатами семейства Skyactiv стоят существенно дороже, так как предлагаются они исключительно с шестидиапазонным автоматом. Так, модификация со 120-сильным бензиновым мотором объёмом 1,5 литра стартует с 790 тысяч рублей (Active), а версия Active+ с 7-дюймовым цветным экраном и системой MZD Connect, «климатом» и подогревом сидений потянет уже на 840 тысяч. Топ-модель с двухлитровым двигателем (150 л.с.) доступна в исполнении Supreme и стоит 955 тысяч рублей. В оснащении появляются биксеноновые фары, проекционный экран, датчики света и дождя, 16-дюймовые легкосплавные диски и светодиодные фонари.
По прогнозам на топ-версию Supreme с двухлитровым мотором придётся более 10% продаж. Кстати, при наличии спроса 150-сильную Mazda3 могут начать продавать и с механикой — потенциально, это самая драйверская модификация. Но основной ударной силой станет «трёшка» с двигателем Skyactiv-G 1.5 — ей прогнозируют добрую половину из тех 20 тысяч машин, что запланировано на 2014 год. То есть, японцы собираются увеличить долю в сегменте С+ с 1,5 до 2%. И все козыри у Mazda3 на руках — отныне яркий дизайн и отличные ходовые качества соседствуют с комфортом и стильным интерьером. Легенда возвращается!
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ