Автомобильная безопасность отмечает своеобразный юбилей — ровно 35 лет назад, в 1979 году, был проведён первый независимый краш-тест. Тогда «искусственную аварию» подстроили специалисты американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA). И это стало настоящей революцией! Автопроизводители всерьёз занялись вопросом поведения машины во время аварий. Следующий переворот случился через 18 лет: краш-тесты Euro NCAP спровоцировали новый виток борьбы за жизнь людей. Ждать ли подобных революций в обозримом будущем?
Ждать. До этого автомобили развивались предсказуемо — росло число подушек, становились совершеннее кузова, развивались электронные помощники, в первую очередь, ABS и ESP. Но прорывов не было! А сейчас автопром готовит целую россыпь технических новинок, которые здорово повлияют на безопасность машин. Причём помимо лучшей пассивной безопасности, транспорт ближайшего будущего сможет похвастаться массовым появлением систем безопасности превентивной: как известно, самая лучшая авария, — та, которой не случилось. Уже через несколько лет автомобили...
...будут «дружить бамперами» и оберегать женщин
В 1995 году начал действовать новый промышленный стандарт сертификации автомобилей: до этого, чтобы признать машину безопасной, её разбивали об бетонный «кубик» при 50 км/ч со 100-процентным перекрытием. Теперь же вместо куска бетона используется деформируемый барьер — брусок гофрированного алюминия, призванный имитировать автомобиль, степень перекрытия сократили до 40%, а скорость повысили до 56 км/ч. Эту методику взяли на вооружение специалисты Euro NCAP, но пошли несколько дальше, решив разгонять автомобиль перед ударом до 64 км/ч.
Не будет преувеличением сказать, что тесты Euro NCAP здорово повлияли на дорожную безопасность, но многие эксперты считают, что методика имеет массу недостатков. В частности, тот самый барьер оказался не похожим на реальный автомобиль, поэтому «живые» аварии при похожих условиях проходят по несколько другим сценариям. Сменить конструкцию барьера? Как вариант. Но лучше внедрить единые техтребования: тогда всем маркам придётся проектировать новинки таким образом, чтобы при столкновении машины «встречались» строго определёнными зонами кузовов — для этого расположение лонжеронов должно быть унифицированным, независимо от класса автомобилей.
Кстати, данная мера здорово бы улучшила «выживаемость» пассажиров компактных машин, которые при «таране» со стороны больших седанов и внедорожников страдают сильнее (вспомним нашумевшее ДТП на Ленинском проспекте). И некоторые компании уже работают над такими проектами. Но только внутри своей марки. Например, Volvo публично сталкивала кабриолет C70 и крупный кроссовер XC90. Хотя нужно, чтобы проблемой «совместимости» занимались инженеры разных компаний! Или по общим правилам. Однако пока такая «уравниловка» невозможна, поскольку нет законодательной базы.
Другой важный момент — сегодня евронкаповские краш-тесты «заточены» под манекены взрослых мужчин. И, как оказалось, когда на кресле сидит девушка, системы безопасности работают не столь эффективно — сильно вытягиваясь (это сделано, чтобы не травмировать грудную клетку), ремень позволяет невысокому хрупкому седоку как следует «разогнаться» и приложиться головой об руль. Или вообще «поднырнуть» под ремень. Говорят, что как только специалисты Euro NCAP получили данную информацию, тут же решили на место переднего пассажира сажать манекен-женщину — новая методика начнёт применяться через год.
...научатся предотвращать аварии и парковаться
В первую очередь, будут развиваться системы автоматического торможения. Сейчас в большинстве случаев такие ассистенты готовы предотвратить столкновение при скорости автомобиля до 15 км/ч, а следующее поколение помощников будет работать на скоростях до 60 км/ч! И под препятствием будет подразумеваться не только стоящий автомобиль, но даже внезапно появившийся на дороге пешеход. Увидит система и снижение скорости дорожного потока, которое человек замечает не всегда, отчего случаются «аварии-паровозики» из десятка машин.
При этом автомобиль научат не только тормозить, но и объезжать препятствия! Машина, ориентируясь по данным от радаров, ультразвуковых сенсоров и камеры сканирования дороги, оценит, не помешает ли такой манёвр другим участникам движения. В этом плане электроника гораздо умнее, нежели среднестатистический водитель: в 100 случаях из 100 электронный помощник умело объезжал препятствие. А вот водителей, которые пытались маневрировать, чтобы избежать столкновения, набралась только треть, остальные же 70% автомобилистов просто жали на педаль тормоза...
Должно уменьшиться и количество нелепых аварий на парковках. Будущее парковочных ассистентов инженеры видят таким. Машина на скорости до 30 км/ч проезжает по улице и выбирает место, где можно припарковаться — хоть параллельно, хоть диагонально, хоть перпендикулярно. А водителю останется лишь включить нейтральную передачу и наблюдать, как автомобиль заезжает на выбранное место. Можно и не наблюдать! Со временем появятся приложения для смартфонов, которые позволят запускать процесс автоматической парковки снаружи. То есть пассажиры заранее выйдут из машины, а она сможет встать буквально «впритирку».
И поверьте, эти системы появятся массово! Потому что без системы автоторможения, например, будет невозможно получить заветные «пять звёзд» Euro NCAP: с 2016 года за наличие такого помощника начнут начислять дополнительные баллы (правда, перед этим «электронный водитель» должен будет доказать свою работоспособность, пройдя специальный тест). Не за горами и внедрение автоматов-парковщиков. С учётом массового перехода автопрома на электроусилители и коробки-автоматы, технически реализовать такую опцию нетрудно.
...смогут контролировать здоровье водителя
Европа стремительно стареет: к 2025 году четверть населения Старого Света будет старше 65 лет! Так что автомобильным компаниям приходится придумывать новые опции, которые бы облегчили пользование машиной для пожилых водителей. Одна из последних подобных разработок — сиденье, следящее за состоянием здоровья пассажиров. Идею умного кресла предложила компания Ford, а реализовать её помогают инженеры Рейнско-Вестфальского технического университета.
Работать «автомобильная медсестра» будет так: в сиденье встроены 6 сенсоров для распознавания сердечных импульсов, которые передают информацию бортовому компьютеру. Последний оценит показатели и сможет распознать проблемы сердечнососудистой системы, например, сердечный приступ, а также выявит симптомы других заболеваний вроде повышенного (или пониженного) артериального давления. Отметим, что машина, заметив серьёзные проблемы со здоровьем водителя, сможет не только набрать номер «скорой помощи», но и включит «аварийку», и ограничит скорость.
Этим фордовские инженеры не ограничились и решили пойти дальше. В Европе 60 миллионов жителей страдают от сахарного диабета, который может стать причиной утомляемости и проблем со зрением. Но страшнее другое. Ежегодно 3,4 млн человек на планете умирают от повышенного содержания сахара, а если верить прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году этот показатель вырастет вдвое! Это значит, что совсем скоро глюкометр станет неотъемлемым спутником современного европейца...
Оснащать свои модели мониторами уровня сахара Ford не планирует, но предлагает следующее: бортовой компьютер машины подключится через Bluetooth к глюкометру и выводит показатели на экран мультимедийной системы. При отклонении показателей от нормальных раздастся звуковой сигнал, на экране появится соответствующее предупреждение, а если пациент совсем плох, электронный помощник даже сможет вызвать медиков! В серийные машины данную систему можно внедрить хоть сейчас — технологии позволяют.
...будут общаться через «социальные сети»
И, конечно, скоро для автомобилей создадут свои «социальные сети». Транспортные средства будут общаться друг с другом об особенностях дорожного движения. Нет ли за «слепым» поворотом сломавшегося грузовика? Через сколько километров дорожные рабочие кладут новый асфальт, и начинается пробка? Обо всём этом остальным машинам «расскажет» первый проехавший по этой трассе автомобиль. Причём от водителя не потребуется никаких действий — не нужно писать сообщений, нажимать кнопки: все важные моменты электроника подметит и передаст сама.
Эксперты предполагают, что это позволит резко снизить количество аварий, особенно в плохую погоду или в условиях тумана. Другая полезная функция системы — это решение проблемы дорожных заторов, поскольку навигаторы будут точно знать, с какой скоростью едут машины на разных улицах. В США власти уже сейчас всерьёз подумывают обязать автопроизводителей сделать данную опцию обязательной! Но, скорее всего, массовое внедрение V2V (такое кодовое название имеет система) состоится не раньше 2019 года.
В Европе законодательных предпосылок для появления аналога V2V пока нет. Но целая группа концернов по своей инициативе работает над автомобильной «соцсетью», которая должна объединить машины марок Audi, BMW, Citroen, Ford, Honda, Mercedec-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen и Volvo. Их технология Car2X подразумевает не просто получение важной информации и её вывод на панель приборов или экран магнитолы, а реальную помощь водителю: если автомобилист не видит препятствия и продолжает быстро ехать, автомобиль превентивно притормозит за несколько сотен метров до опасного участка!
А вот японская Toyota пошла дальше: специалисты этой компании считают, что на основе обмена информацией между машинами можно создать мечту многих автовладельцев – полноценный автопилот, который позволит водителю ездить по дорогам, вообще не касаясь руля! Главный редактор «Авто Mail.Ru» Денис Смольянов уже успел испытать подобный автопилот на дорогах Токио. Подробнее об этом поистине уникальном эксперименте — в материале «Без руля и тормозов».
Алексей Кованов