Ровно десять лет назад, в феврале 2004 года, порог мало кому известной американской компании Tesla переступил Илон Маск — финансовый магнат и компьютерный гений, основатель платежной системы PayPal. Пришел он с весьма серьезными намерениями. В стартап-проект обычных ребят из «Кремниевой долины», которому едва минуло шесть месяцев, Маск вложил 7,5 миллиона долларов и возглавил совет директоров начинающего производителя электрокаров. Впрочем, тогда многие посчитали это обычной блажью богатея: в студенческие годы Маск увлекался электромобилями, вот, мол, и решил поиграть в машинки с такими же чудаками. Которые, кстати, к автомобильному миру имели весьма отдаленное отношение...
Но наступил 2014 год. И сегодня компанию Tesla называют не иначе как рыночным феноменом. Порой даже сравнивают с «яблочной» империей Стива Джобса, только в автомобильном формате. Действительно, список достижений у «Теслы» для ее короткой истории очень внушительный: множество наград и инноваций, лидерство в области разработки электротехники, сотрудничество с гигантами вроде Daimler и Toyota, титул самой успешной публичной компании 2013 года по версии The Wall Street Journal... Да и машины, прямо скажем, у Tesla получились из ряда вон выходящие. Маленькая частная фирма совершила революцию — это факт. Вопрос в том, удержится ли выскочка на гребне волны?
Давайте посмотрим правде в глаза. Без посторонней помощи электромобили в рыночной битве с обычными машинами сейчас обречены на поражение. Уж слишком неравны силы. Другое дело, что поддержка со стороны пока весьма солидная. В ряде стран она исходит от властей, которые предоставляют владельцам электрокаров налоговые льготы, разрешают въезжать в запретные для традиционных автомобилей зоны городов, предоставляют бесплатную парковку... Да и активную пропаганду «зеленого» образа жизни также забывать нельзя.
С другой стороны, многие государства жестко стимулируют автопроизводителей к снижению токсичности. К примеру, в Европе к 2021 году средний уровень выбросов СО2 по модельному ряду не должен будет превышать 95 граммов/км. Иначе — крупный штраф. Примерно в том же направлении движутся и в США.
В общем, если хочешь продавать прожорливый внедорожник или представительский седан, будь добр, компенсируй нанесенный окружающей среде вред выпуском экономичной малолитражки. Так и появляются на свет проекты вроде Aston Martin Cygnet или BMW i3. А электрокар для таких целей вообще идеальный вариант. Машина вроде бы есть, а вредных выбросов формально ноль. И неважно, сколько покупателей найдет такая модель, — главное, чтобы она числилась в прайс-листах.
Поэтому автопроизводители работы по электрокарам продолжают, но об их перспективах заявляют очень осторожно, да и критикуют такую технику нещадно.
«Мы считаем, что даже к 2020 году девять из десяти автомобилей в качестве основного источника энергии будут использовать двигатель внутреннего сгорания», — говорит Хидетоши Кудо, генеральный менеджер по развитию продукта Mazda.
«Мы — люди прагматичные, мы будем продавать гибриды, так как на них есть спрос», — вторит ему глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон.
«Электрические двигатели не являются конкурентоспособной заменой традиционным автомобилям, нам нужно что-то совершенно новое», — признался агентству Reuters разработчик Toyota Prius Такеши Учиямаде.
«Все дискуссии по поводу нулевого выброса — вздор. Никто не вспоминает об эффективности того, как заряжаются батареи. Это варьируется от региона к региону, зависит от того, как именно производится электроэнергия. Но даже лучший из источников далеко не «чище» двигателя внутреннего сгорания», — заявил глава Alfa Romeo и Maserati Харальд Вестер в интервью британскому AutoCar.
Все это — открытые высказывания. Если покопаться в интернете, можно набрать таких цитат на целый сборник. Даже Министерство энергетики США в прогнозе по развитию автопарка до 2040 года отводит электромобилям всего один процент.
Проблем с ними действительно хватает: начиная от способов выработки электроэнергии и заканчивая сугубо потребительскими: высокая цена, малый запас хода, долгая зарядка, отсутствие инфраструктуры... За примером далеко ходить не надо: с 1 февраля 2014 года в России в порядке эксперимента отменили ввозные пошлины на электрокары. В итоге Mitsubishi i-MiEV, единственная на нашем рынке машина на батарейках, подешевела аж в два раза и теперь стоит 999 000 рублей. Прогресс, спору нет. Но по цене среднеразмерного седана вроде Volkswagen Passat или Mazda6 покупатель получает коробочку на колесиках с минимальным комфортом и предельным запасом хода в 150 км. Выбор большинства очевиден, не правда ли?
Секрет Tesla в том, что эта марка подошла к типичным проблемам электромобилей с другой стороны. Собственно, и проблем-то для американской компании как таковых не было. Ее основатели действительно не имели опыта в автоиндустрии, а потому смотрели на многие вещи со своей колокольни. Им просто нравилась идея электромобиля, и они хотели зарабатывать на ней деньги. Однажды мой знакомый, успешный топ-менеджер, сказал такую фразу: «мне, по большому счету, все равно, что продавать и продвигать. С точки зрения бизнеса разницы между автомобилями, макаронами и мобильными телефонами практически нет. Просто к каждому рынку надо подобрать свои ключи». В упрощенном виде именно так можно представить идеологию «Теслы».
Опытные компьютерщики из «Кремниевой долины» с самого начала рассматривали свои машины скорее как модные и продвинутые гаджеты. Тот самый Илон Маск любит сравнивать развитие электрокаров Tesla со становлением сотовых телефонов, плоских телевизоров и ноутбуков. Поначалу все эти устройства были страшно дорогими, но безумно интересными и желанными для людей, поэтому со временем перешли из разряда премиум-продуктов в массовый сегмент, подарив своим создателям фантастические прибыли. Главное в такой стратегии — не опускать планку слишком быстро, стимулировать постоянное внимание публики, держать ее до конца, превратив в апологетов своей «секты». Не правда ли, напоминает ситуацию с «яблочными» девайсами?
Поэтому о попытках выхода в «бюджетные» ниши в Tesla даже и не помышляли. Очевидно, что цена «народного» электрокара оказалась бы заоблачной, но в глазах покупателя подобная машина никогда бы не стала мечтой. Ведь типичный дрим-кар — это, например, быстрый и мощный спортивный автомобиль. За высокую стоимость его никто не осудит, скорее наоборот. Главное, чтобы эксклюзивнее был (не хочу такой же, как у соседа-миллионера), динамичнее и понтовее.
И вот, спустя всего три года со дня основания, 19 июля 2006 года, на закрытой презентации Tesla раскрыла свою первую модель с незатейливым именем Roadster. Его характеристики, между тем, впечатляли — заднеприводный электрический спорткар имел 248-сильный мотор, мог разгоняться до 97 км/ч за 3,9 с, и при этом проезжать на одной зарядке (по методике US EPA) почти 400 км!
Правда, первая серийная машина отправилась к покупателю (которым, кстати, стал сам Илон Маск) лишь через два года, но специалистов все равно поразили как предельно сжатые сроки разработки машины с чистого листа, так и достигнутый показатель «дальнобойности». Тем более, что в ходе последующих модернизаций характеристики неуклонно улучшались.
Впрочем, никакой магии здесь не было. Просто в Tesla собрались не авантюристы чистой воды, а прагматики, которые четко понимали — своими силами создать за столь ограниченный период спорткар, а уж тем более грамотно настроить его шасси, они точно не смогут. Значит — надо найти партнера на стороне. Им стала дышащая на ладан британская компания Lotus, которая согласилась поставить «Тесле» 2 500 шасси модели Elise без силовых установок. Помнится, некоторые из моих коллег тогда назвали этот союз «сговором неудачников». Но если поразмыслить, лучшего решения и придумать было нельзя. Ведь Lotus сделал себе славу еще и как мощная инжиниринговая компания. Кроме того, у нее оказались свободные производственные мощности, в то время как у Tesla своего завода в тот момент вообще не было. А финансовые трудности, вероятно, подстегнули англичан пойти на уступки новому партнеру.
Иными словами, американцам оставалось разработать лишь электрическую начинку. С мотором вопросов не возникло — за основу взяли классический вариант, восходящий корнями еще к изобретению Никола Теслы (отсюда и название марки) конца 19 века. А вот с батареями пришлось повозиться. Уже в то время стало понятно — нынешние технологии позволяют существенно увеличить запас хода электрокара, в основном, за счет роста числа аккумуляторов. А это — громоздкие размеры, лишний вес, долгая зарядка... В общем, автопроизводители в этом вопросе неизбежно шли на компромисс, получая в итоге некий усредненный вариант с запасом хода порядка 100-150 км, который в реальной жизни легко сокращался еще раза в два.
Tesla выбрала другой путь. Дальность автономного пробега была поставлена во главу угла. Этой задаче были подчинены все остальные. Правда, в результате, батарею для Roadster набрали в буквальном смысле из того, чтобы было у компьютерщиков под рукой — литий-ионных ячеек формата 18650, которые обычно используются в ноутбуках. В спорткар удалось запихнуть почти 7 000 таких элементов. Если быть абсолютно точным — 6 831 штуку. Тем самым Tesla получила аккумуляторную батарею солидной емкости 53 кВт•ч, которая весила... 450 кг.
Понятно, что для спортивной машины такая прибавка сродни ожирению, поэтому дальше в Tesla стали думать, как посадить Roadster на диету. На выручку пришла французская компания Sotira — она вызвалась поставлять оригинальные композитные кузовные панели. С их помощью массу электрокара сократили до вполне приемлемых 1 235 кг. Хотя Elise весил еще на 30% меньше. Да и стоил примерно на столько же дешевле, в то время как за Tesla Roadster попросили порядка 100 000 долларов.
Но вау-эффект сработал. Обеспеченная публика заинтересовалась необычной машиной, которая оказалась первым массовым спортивным электромобилем, первой моделью с литий-ионными аккумуляторами, а также рекордсменом по дальности хода без подзарядки. К тому же Tesla не уставала напоминать, что Roadster — вовсе не клон Lotus, его роднят с Elise лишь 6 процентов деталей. При этом оставляя за скобками, что сборка американской модели практически целиком осуществлялась в Англии, а в Калифорнии машину лишь дооснащали для нужд американских клиентов. Европейцы же вообще получали свои машины напрямую с Туманного Альбиона.
Тем не менее, популярность Tesla росла и множилась. Во многом за счет различных громких рекордов. К примеру, в 2009 году Roadster во время эко-ралли в Австралии преодолел без подзарядки 501 км со средней скоростью 40 км/ч. Уже к концу 2011 года запас из 2 500 лотусовских шасси оказался исчерпан. Новые закупать не стали — к тому времени Маск и его команда почувствовали уверенность в своих силах (сотрудничать с новообразованной маркой вызвались даже Daimler и Toyota) и на всех парах готовились к запуску полностью оригинальной модели Model S, прототип которой был представлен еще в 2009 году.
Проект Whitestar, в рамках которого разрабатывался этот автомобиль, представлял собой следующий шаг по стратегии Маска. Model S должна была снова выступить в премиальном сегменте, но стать практичнее, доступнее, а самое главное — еще мобильнее! Пожалуй, именно в тот момент решалась судьба Tesla, ведь фактически от кустарщины компании пришлось переходить на поточное производство, да еще с разработкой абсолютно новой машины. Помогли сторонние инвестиции, в том числе солидный займ от государства (который, кстати, Tesla умудрилась со временем полностью погасить, в отличие от некоторых гигантов индустрии). На эти деньги Tesla приобрела у Toyota завод NUMMI в калифорнийском Фримонте и обозвала его Tesla Factory.
Параллельно шел поиск поставщиков. Поскольку Tesla успела наладить тесные связи с производителями компонентов, с этим не было особых проблем. Model S помогали создавать такие именитые фирмы, как, например, Siemens, Magna, Continental, Brembo, ZF...
Но инженеры из «Кремниевой долины» вновь сделали ход конем, пересмотрев каноны проектирования гражданской модели. Пятиметровый люксовый хэтчбек изначально стали строить вокруг батареи. Ее сделали очень тонкой и плоской, расположив почти у самой земли для снижения центра тяжести. А уже потом к этой своеобразной раме стали крепить независимые пневматические подвески, силовую электронику, электромотор и прочие компоненты вплоть до кузова и салона.
Аккумуляторных ячеек сильно больше не стало, но компания Panasonic помогла «Тесле» серьезно повысить в них плотность энергии. В итоге емкость батареи заметно выросла — до 85 кВт∙ч. Этого оказалось достаточно, чтобы обеспечить двухтонному комфортабельному автомобилю с 416-сильным двигателем динамику спорткара при дальности действия порядка 500 км! Не хотите переплачивать за рекордные показатели? Для вас есть «дефорсированная» версия с аккумуляторами 65 кВт∙ч и менее мощным мотором. Стоит дешевле, но при этом почти 400 км на одной зарядке покрывает. И снова на ум приходят аналогии с «яблочными» продуктами, цена на которые варьируется в зависимости от объема памяти.
Собственно, Tesla и не скрывает, что многое подсмотрела у своих коллег по электронному цеху. К примеру, развитие дилерской сети американцы начали тоже по образу Apple, изначально сделав ставку на интернет-продажи с максимально удобным в использовании интерфейсом и фирменные бутики по всему миру, которые одновременно являются «центрами знаний» о продукции марки. Кстати, типичных сервисных зон у таких дилеров, по сути, нет. Ведь трудоемкость обслуживания электрокара несравненно ниже, чем у обычной машины, у которой надо менять масло в моторе, свечи, фильтры... Поэтому владельцу Tesla на ТО ездить не обязательно — мобильная бригада сама посетит гараж. Можешь сидеть пить кофе и смотреть любимый фильм, а мастера в это время приведут машину в порядок.
Но при этом Tesla активно культивирует верность марке и более крутыми мерами. Например, при помощи высоковольтных станций быстрой зарядки батарей Tesla Supercharger.
Они спроектированы так, что воспользоваться ими могут только владельцы Model S. К другим машинам разъем не подойдет, в том числе к устаревшему в одночасье Roadster. К чему такая жадность? Да просто в отличие от других компаний Tesla решила не плакаться об отсутствии инфраструктуры для электромобилей, а сама ее создавать. За свои деньги.
Причем упор делается не просто на раздаточные колонки с розетками, а именно на мощные терминалы, которые за полчаса дают энергию, достаточную для пробега в 320 км (для сравнения, Roadster надо было подключать к розетке как минимум на 3,5-4 часа). Что важно — совершенно бесплатно! Ведь электричество для подзарядки берется буквально из воздуха — точнее от солнечных лучей, которые нагревают встроенные в крышу павильона фотоэлементы.
Буквально на днях 62-летний владелец Tesla Model S Джон Гленни со своей дочерью Джил пересек всю Америку от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, не потратив на «заправку» ни цента! Хотя за весь 5 823-километровый путь им пришлось подзаряжаться 28 раз. Секрет в том, что компания располагает зарядные станции на основных транспортных коридорах, тем самым повышая мобильность своих клиентов.
Конечно, Tesla нашла способ заработать и на этом проекте. Те, кто очень спешит или считает, что 30 минут на подключение к сети — непозволительная роскошь, смогут воспользоваться услугой быстрой замены аккумуляторов. Всего 1,5 минуты, и вы отправляетесь дальше по маршруту с полностью заряженной батареей. Бак бензина будете заливать дольше, а по стоимости получится примерно так же.
Уже сейчас сеть «суперзарядок» Tesla, по подсчетам компании, покрывает 80% населения США. И развитие таких станций будет продолжаться. На очереди — Европа.
Сейчас в Старом Свете всего 14 экспресс-зарядок. И расположены они, на первый взгляд, нелогично. Скажите, вам что-нибудь говорят названия вроде Айхштеттен, Вильнсдорф, Бад-Раппенау, Гол и Йеттинген? Это населенные пункты, в которых открыты станции Tesla. Само собой, не случайно — это своего рода промежуточные точки, расположенные на маршрутах между крупными городами. В Tesla рассчитывают, что, к примеру, к концу марта 2014 года половина населения Германии будет жить не дальше 320 км от зарядок Tesla, а к концу года сеть покроет почти всю Западную Европу.
Покупатели оценили старания марки по достоинству — спрос на автомобили Tesla с появлением Model S вырос на порядок, до 22 000 машин в год, и продолжает увеличиваться. В Америке электрокар уже обогнал соперников по премиум-сегменту, а в Норвегии уже дважды становился самым продаваемым автомобилем месяца, оставив позади даже VW Golf! Свой клуб поклонников электрокара открылся и в России, хотя Model S официально у нас пока не представлена.
А на очереди — кроссовер Model X, который, как ожидается, обеспечит еще один мощный рывок в продажах. То, что он состоится, можно уже не сомневаться. Tesla доказала, что умеет сдерживать обещания и удачно вести даже, казалось бы, парадоксальные проекты. Пока у ребят из «Кремниевой долины» действительно все идет согласно бизнес-плану. Но будет ли так впредь? Переходя в ранг крупного автопроизводителя, Tesla столкнется с невиданными ранее трудностями. Представьте актера провинциального театра, который благодаря одной удачной роли проснулся утром знаменитым. С одной стороны — почет, слава, деньги, признание. С другой — интриги, соперничество, зависть, уничтожение личной жизни. Сильного конкурента мировые гранды на своей вотчине не потерпят...
Tesla, несмотря на бесспорную гениальность ее создателей, сейчас оказалась именно в такой сложной ситуации, из которой надо выходить с честью. А ведь на это накладываются еще и другие проблемы.
Тревожный звонок прозвенел для Tesla 1 октября 2013 года, когда на одной из американских трасс Model S, угодив в легкую аварию, загорелась. Владелец утверждает, что самопроизвольно, а эксперты компании уверены в другом — причиной пожара стало внешнее воздействие, серьезно повредившее батарею. Позднее произошел еще один похожий случай, теперь уже в Мексике. Расследование идет, точные причины возгораний официально пока не установлены, но акции Tesla мигом рухнули на фондовом рынке. Уж слишком неустойчива молодая компания к таким событиям. А ведь годовой тираж Tesla пока не вышел даже за 100-тысячную отметку, капля в море в мировом масштабе. Дальше проблемы будут множиться в геометрической прогрессии. И в итоге марка, скорее всего, придет к тем же дилеммам, что беспокоят автопроизводителей с вековой историей и огромным производством.
Впрочем, Apple в свое время пережила не менее серьезные потрясения и ничего — выжила. Устоит ли Tesla в мире, который она пытается изменить? Покажет время. Но даже если этот немного авантюрный проект в итоге закончится неудачно, он оставит после себя не просто след, а маленькую эпоху в автомобильной истории. Ведь сейчас по-настоящему оригинальных машин и энтузиастов своего дела становится все меньше.
Юрий Урюков
Фото Tesla и Automotive News