Поехали! Ревя моторами и поднимая пыль, все 450 участников нынешнего Дакара устремились за почётным трофеем — позолочёной статуэткой бедуина, которая достанется только самым лучшим — смелым, быстрым и, разумеется, удачливым. В день старта 36-го по счёту издания культовой гонки «Авто Mail.Ru» проводит перекличку тех, кто обладает всеми тремя достоинствами, чтобы выделить фаворитов одного из самых сложных марафонов планеты, маршрут которого уже который год подряд проходит по странам Латинской Америки.
Сегодня, 5 января марафон стартует из города Росарио, который принято считать колыбелью аргентинской нации, а финиширует... К удивлению многих, для торжественного финиша гонки организаторы выбрали не многолюдную столицу Чили, а портовый городок Вальпараисо! Торжественная церемония окончания марафона состоится 18 января, но перед этим спортсменам предстоит преодолеть 9000 км маршрута, из которых 5000 км придётся на спецучастки. Причём авторы обещают, что 36-й Дакар будет «длиннее, выше и сложнее». И слово «выше» следует понимать буквально: отдельные спецучастки проложены по высокогорью.
Мотоциклы. Кто бросит вызов KTM?
Последние 12 лет подряд победителями схватки в мотозачёте выходили гонщики на мотоциклах KTM. Поэтому главный вопрос нынешнего Дакара: смогут ли Honda и Yamaha прервать победную серию австрийской марки? Неоспоримый козырь последней — плеяда сильнейших гонщиков, к которым примкнул Марк Кома, вновь решивший выйти на трассу марафона после травмы плеча. Похоже, каталонцу очень хочется добавить в свою коллекцию золотых бедуинов четвёртую статуэтку... Никуда не делись Рубен Фариа и Чалеко Лопес, на счету которых серебро и бронза прошлогодней гонки.
Впрочем, главного козыря KTM лишился. Под знамёна Yamaha перешёл легендарный Сирил Депре! И соперники из Honda не дремлют: эта команда всерьёз поработала над техникой, а также кардинально сменила состав. Даже учитывая, что звёзд масштаба Депре или Комы японцы привлечь не смогли, мальчиками для битья Хоана Барреду, Хельдера Родригеса и Паоло Гонсалвеса — этим ребятам и предстоит отстаивать честь Хонды — точно не назвать. А уж учитывая традиционную непредсказуемость Дакара, любой из этих парней имеет шансы взобраться на подиум.
Зачёт квадроциклов, который до этого момента не отличался особой массовостью, набирает популярность и, похоже, побьёт рекорд по количеству участников — на старт выйдут больше сорока квадроциклистов. Фаворит прежний — Маркос Патронелли, сумевший уже дважды заполучить золото Дакара. Однако, эксперты подмечают, что Маркосу рано освобождать место на полке под третью награду: чилиец Игнасио Касаль, аргентинец Лукас Бонетто и поляк Рафаль Соник не настолько известны, как Патронелли, но по уровню мастерства и амбиций не уступают спортсмену из Аргентины.
Внедорожники. Mini против всех остальных
Пожалуй, самая главная «легковая» новость: коллектив X-Raid, гонщики которого считаются неизменными фаворитами марафона, усилил свой состав. Команду, составленную из титулованных Стефана Петереанселя, Нани Ромы и Кшиштофа Холовчика, теперь дополнит Нассер Аль-Аттия! Хотя перед прошлогодним Дакаром катарец зарёкся выступать за немецкую конюшню и даже создал собственную, Red Bull Qatar Team, куда пригласил неугомонного Карлоса Сайнса. Но, видимо, пилоту, за которым идут щедрые спонсоры, сделали достаточно убедительное предложение, и Нассер вновь вернулся под знамёна X-Raid (в последний раз за полузаводскую команду BMW катарец выступал на Дакаре-2009).
Также за X-Raid поедет россиянин Владимир Васильев, известный своими выступлениями за команду G-Force, поскольку бронзовый призёр Дакара-2013 Леонид Новицкий гонку этого года пропустит, чтобы провести отпуск с семьёй. А жаль: многие участники зачёта грузовиков хотели бы поквитаться с российским гонщиком, который год назад заставил их глотать пыль... Кстати, что касается пыли, в Toyota Жиньела де Вильерса её будет гораздо меньше, поскольку внедорожник обладателя прошлогоднего серебра оснастили кондиционером. Между прочим, редкое для дакаровской техники решение! Посмотрим, поможет ли климатическая установка снова опередить большинство пилотов из стана X-Raid.
Впрочем, одной только Тойотой и выводком близнецов BMW X3 и Mini All4Racing дело не ограничится. В списке заявленных участников значатся и американский хулиган Робби Гордон на новеньком багги, и Карлос Сайнс, также примеривший новую технику, багги SMG... Ford, который возобновляет дакаровскую программу, делает ставку на Лусио Альвареса, а частная команда небезызвестного Эрика Вигуру сумела завлечь Герлена Шишери! Никуда не делся и быстрый Карлос Соуза, который традиционно выступает за китайскую конюшню Great Wall. В общем, ни одной незнакомой фамилии. Разве что Toyota заявила некоего Лироя Поултера, которого, однако, соперники уважительно называют «восходящей звездой ралли-рейдов».
Грузовики. КАМАЗ выбирает швейцарский мотор
В категории грузовиков лидеры зачёта разом обновили свою технику! И если главные соперники камазовцев, команда Iveco, развивает гоночные грузовики эволюционным путём, то Петер Верслюис и Ван Гинкель получили новейшие машины марок MAN и Ginaf, соответственно. Впервые на Дакар выведет свою «Королеву 69» (под этим гордым именем скрывается капотная Татра) Алеш Лопрайс, хотя дебют нового камиона состоялся раньше, на ралли Шёлковый путь. Догадываетесь, ради чего затевается массовое обновление участниками «большого зачёта»? Только ради одного: чтобы гонщики российской команды КАМАЗ-мастер не повторили прошлогодний успех, захватив весь подиум!
Команда из Набережных Челнов подготовила симметричный ответ — очередное улучшение непобедимых КАМАЗ-4326. Пожалуй, самый главный момент — это замена отечественного дизеля ЯМЗ на швейцарский агрегат Liebherr. Такую рокировку камазовцы выполнили не по своей воле: во-первых, с 2015 года вступают новые требования по объёму двигателей и ярославские моторы им соответствовать не смогут, а для гонки 2014 года действуют более жёсткие правила по нормам дымности — сильно коптящие грузовики судьи имеют право дисквалифицировать. Так что на машинах Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова установлен заграничный силовой агрегат.
Грузовики Антона Шибалова и Дмитрия Сотникова (КАМАЗ отправляется на Дакар пятью экипажами) пока сохранят прежние двигатели ЯМЗ. Кстати, экипажу Дмитрия Сотникова предстоит примерить роль быстрой технички, которую раньше выполнял многоопытный Ильгизар Мардеев. Однако, совсем недавно Мардеев-старший принял решение завершить спортивную карьеру и заняться менеджментом команды, и Владимиру Чагину — обладателю 7 золотых бедуинов и руководителю коллектива — пришлось составить новый экипаж грузовика, которому предстоит везти запчасти и прикрывать тылы «основных» гонщиков.
И бутылка рома
Причём здесь бутылка рома? Отвечаем. К началу ралли-рейда Red Bull выпустил ролик, в котором представлены гонщики, выступающие при поддержке этой «энергетической компании». Действие происходит на Диком Западе, в тихой деревушке, обитатели которой — те самые гонщики — коротают время за бутылочкой рома. Роль трактирщика исполняет руководитель команды КАМАЗ-мастер, 7-кратный чемпион Дакара Владимир Чагин по прозвищу Царь. Собственно, в тот момент, когда трактирщик Чагин, дымя сигарой, неспешно расставляет стаканы, и начинается самое интересное...
Впрочем, смотрите сами. И помните, что продолжение следует: с 5 по 18 января на просторах Аргентины и Чили. «Авто Mail.Ru» будет ежедневно рассказывать обо всех событиях нынешнего марафона. И, конечно, болеем за наших! В этом году на старт марафона вышли 13 российских экипажей и один квадроциклист: помимо камазовской супер-дружины, в гонке примут участие ещё 8 легковушек под управлением наших соотечественников. И нашим соседям из Беларуссии, Казахстана и Украины будет за кого поболеть — судя по стартовым спискам, в гонке участвует целая «сборная СССР», включая заводскую команду МАЗ. Будет интересно!
Алексей Кованов
Фото организаторов марафона и команд-участниц