Три шага в будущее

«Нет будущего другого, кроме того, что мы творим сами». И с этим сложно спорить. Особенно после того, как сумел прокатиться на шипящей машине, попробовать «автомобильный мотоцикл» и даже... сбить пешехода
Денис Смольянов

«Нет будущего другого, кроме того, что мы творим сами». Эту фразу произнес в 1984 году Кайл Риз, который родился предположительно в 2003 году и стал одним из главных героев документального фильма «Терминатор». И с ним сложно спорить. Особенно после того, как своими глазами заглянешь в будущее. Нет, со Скайнет представитель «Авто Mail.Ru» не поговорил, однако он сумел прокатиться на шипящей машине, попробовать «автомобильный мотоцикл» и даже... сбить пешехода. Хотя последнее в планы и не входило.

Токио. Осень. Время для «охоты на момидзи» — именно так в Японии называют период любования кленами (момидзи по-японски означает «красные листья»). А еще в конце ноября тут проводится автосалон, который знаменит своими концептами. Но лететь так далеко лишь ради одного автосалона было бы большой ошибкой — именно поэтому мы с радостью приняли приглашение Toyota познакомиться с ее новыми разработками, которые только готовятся пойти в серийное производство. В общем, японцы разрешили нам немыслимое — сделать несколько шагов в будущее.

Шаг первый. Toyota i-Road

Кто сильнее — слон, кит? А что лучше, автомобиль или мотоцикл? В Toyota решили не отвечать на эти философские вопросы и построили транспортное средство под названием i-Road.

Источник: Денис Смольянов

Поначалу кажется, что это автомобиль, пусть и узенький. Ведь спереди тут два колеса, некое подобие капота, зеркала заднего вида... Имеется даже дверь (пусть и с прозрачными пластиковыми вставками), а в салоне есть полноценное кресло, нормальный руль, «поворотники», доска приборов, педали газа/тормоза. Включаем режим «D», нажимаем на педаль газа, трогаемся и останавливаемся. Ничего нового, все как всегда. Ну тогда поехали.

Источник: Денис Смольянов

И тут происходит самое интересное — на прямой i-Road все еще автомобиль, но стоит повернуть руль в сторону, как ты тут же оказываешься в другой реальности. Салон наклоняется в сторону, как будто ты едешь на мотоцикле, причем уже хорошо за 100 км/ч (хотя на самом деле ты едва плетешься). Ощущения очень необычные, однако уже после третьего поворота ты настолько к ним привыкаешь, что начинаешь «шалить». Причем делаешь это бесстрашно — одновременно с мотоциклетным «драйвом» i-Road благодаря «автомобильной ауре» дает ощущение безопасности. И вот ты уже никуда не едешь, а просто нарезаешь «восьмерки» на открытой площадке. Ведь поворачивать на i-Road гораздо интереснее, чем двигаться по прямой. И чем больше угол поворота, тем веселее.

Источник: Денис Смольянов

Кто сказал, что Toyota скучные? Ха-ха. i-Road оказался одним из самых «драйвовых» автомобилей за всю мою жизнь! Но пока говорить о его серийном производстве еще слишком рано. Оказывается, он слишком дорогой. Ведь высоких технологий здесь пруд пруди, но для коммерческого успеха цена i-Road должна быть невысокой (видимо, не более 10-12 тысяч долларов). Иначе покупатели предпочтут более практичный четырехместный автомобиль. Так что пока в Toyota решили ограничиться тестами i-Road во французском Гренобле и в Токио. Но это будет только в 2014 году.

Шаг второй. Водород

Несмотря на то, что в последние годы все автопроизводители (включая даже наш АвтоВАЗ) ведут работу по созданию электромобилей, многие эксперты высказывают сомнения в перспективе этого вида «топлива». Ведь пока еще никому не удалось создать аккумуляторы, которые бы заряжались за пару минут, а их емкости хватало на 400-600 км пути. Да к тому же батареи не вечны, а их утилизация сложна и наносит серьезный ущерб экологии. Именно поэтому ряд компаний работает над автомобилями, которые могут ездить на... водороде.

Источник: Денис Смольянов

Тут, конечно, можно вспомнить школьный курс химии, согласно которому именно водород является самым распространённым элементом во Вселенной (даже Солнце состоит из него). Поэтому, заглядывая в далекое будущее, понимаешь, что ставка на водород вполне оправдана — он закончится последним. Однако есть нюанс. На нашей планете весь водород находится в виде соединений, и поэтому получить чистый газ — удовольствие недешевое. Пока. Однако японцы уверяют, что если это направление развивать, то в будущем водород окажется не дороже бензина.

Источник: Денис Смольянов

На данный момент есть два способа применения водорода на автомобилях. Первый — это получать энергию при помощи топливных элементов. Второй — это непосредственно впрыскивать водород в обычные двигатели внутреннего сгорания. Однако в Toyota считают, что последний способ не перспективен. Ведь по сравнению с бензином водород при смешивании с воздухом сгорает быстрее и при более высокой температуре. А самое обидное, при этом выделяется много вредных окислов азота (вы ведь еще не забыли, что наш воздух на самом деле азотный, а не кислородный — азота в нем аж 78%, а кислорода всего 21%). В результате для сохранения уровня выбросов приходится сильно «душить» мотор.

Источник: Денис Смольянов

Говорить о стоимости серийного водородного автомобиля рано, однако посмотрите на тенденцию. Если первые водородные Toyota, которые появились в 90-х годах, обходились в несколько десятков миллионов долларов, то модель FCHV ADV (последние буквы означают «Advanced» — «улучшенный») 2008 года оценивалась «всего» в 1 миллион. А знаете ориентировочную цену испытанной нами FCV? 100 тысяч! Разумеется, главная часть из этой суммы приходится именно на блок топливных элементов, вырабатывающий водород. Но и он при массовом производстве должен подешеветь еще как минимум на 50%.

Доставшиеся нам на тест Toyota FCV были «одеты» в традиционный камуфляж. Для чего это было сделано, не совсем понятно — за несколько дней до теста эту модель официально представили на моторшоу в Токио. Хотя не надо забывать, что там был концепт, предназначенный шокировать публику, а мы сели уже в предсерийные модели, причем как с правым расположением руля, так и с левым.

Источник: Денис Смольянов

Как же едет автомобиль будущего? По ощущениям — так же, как и машины настоящего. По крайней мере, салон тут ничем особенным не отличается от других современных моделей, похожие руль и педали. Мало того — и это был настоящий шок — FCV ехала по асфальту, хотя в таких картинах, как «Звездные войны» или «Пятый элемент», нам обещали, что они будут летать. По большому счету, единственная серьезная разница заключалась в звуке работы двигателя, вернее, блока топливных элементов. Ведь он при работе не урчит, как бензиновые моторы, и не тарахтит как дизели, а... шипит. Однако не слишком громко, да и то, в основном, во время интенсивного разгона. Который, кстати, может быть достаточно стремительным, ведь электродвигатель отличается очень большим крутящим моментом с самых низов. Точные технические характеристики своей силовой установки японцы не раскрыли, сообщив лишь, что максимальная мощность FCV составляет 136 л.с.

Источник: Денис Смольянов

Так когда же? Говорят, в 2015 году. К этому же сроку в Японии обещают открыть порядка 100 станций для заправки водородом в четырех крупнейших городах. Однако на по-настоящему массовое производство водородных автомобилей стоит рассчитывать лишь к 2020 году, а полностью обеспечить свою страну водородными заправками японцы смогут только к 2030 году.

Шаг третий. Спаси пешехода

Подушки безопасности, системы стабилизации, активные круиз-контроли и системы экстренного торможения. Все они позволили значительно снизить риск гибели водителя в аварии (конечно, если последний дружит с головой — в противном случае ему ничто не поможет). И сейчас чуть ли не главной проблемой автопроизводителей стали пешеходы. Последние норовят прыгнуть под колеса в самый неподходящий момент — например, в Японии сейчас именно гибель пешеходов вышла на первое место среди «фатальных» ДТП (на них приходится аж 37% смертей, причем почти половина погибших — это люди старше 65 лет). Именно поэтому все мировые автопроизводители начинают работать над системами, которые следят за пешеходами и сами тормозят. Мало того, пешеходы даже получают подушки безопасности.

Источник: Денис Смольянов

Решили заняться «безлошадными» и в Toyota. Их система получила название Pre-Collision System (PCS), и на первый взгляд она не отличается от других. Однако есть у нее и своя особенность — PCS способна не только тормозить, но и умеет поворачивать!

В теории выглядит это следующим образом — если на скорости до 70 км/ч система обнаруживает пешехода на дороге, то она сама без помощи водителя начинает экстренно тормозить, а в самый последний момент еще и подруливает в сторону, уходя от столкновения с человеком. Правда, поворачивать машина может только на 70 см, да и то если в непосредственной близости нет других машин. А если перед тобой настоящий Терминатор и его надо обязательно сбить? Тогда просто покрепче вцепитесь в руль — в этом случае электроника передаст управление человеку (компьютерный разум пока считает нас главнее).

Источник: Денис Смольянов

А что же на деле? Сажусь вместе с двумя французами в Prius, который оснащен системой PCS, и начинаем тестовые заезды. Поначалу все идет как надо — сначала разгоняемся до 65-70 км/ч, при подъезде к точке «Х» отпускаем руль и педали, ждем появления под колесами «пешехода» и смотрим, как Prius резко тормозит и в самый последний момент резко поворачивает в сторону. Манекен спасен, французы со скучным видом кивают головами. Но вот настала моя очередь — и случается то, о чем все в тайне мечтали. Автомобиль начал резко тормозить, но затем почему-то не свернул в сторону! Ура, пешеход сбит, французы ликуют, японцы ошарашены. Почему так произошло? Ответа на этот вопрос получить так и не удалось — то ли скорость оказалась чересчур высокая, то ли манекен вылез слишком далеко на дорогу и заложенных в программу 70 см на объезд препятствия все равно не хватило бы.

Источник: Денис Смольянов

Но даже несмотря на эту досадную ошибку системы, плюсы от такого электронного помощника очевидны. Да, конечно, иногда даже с системой PCS автомобиль будет сбивать пешеходов, особенно если скорость слишком высокая. Да, иногда он не сможет его объехать (особенно если человек в самый последний момент решит от испуга прыгнуть вперед). Однако в одном можно не сомневаться — появление такого помощника позволит значительно сократить количество наездов на пешеходов. Правда, пока японцы не спешат называть дату запуска этой системы в серию. Говорят, ориентироваться надо на 2016 год.

Взгляд назад

Источник: Денис Смольянов

История империи Toyota началась еще в 19 веке с... ткацких станков. Основатель империи Сакичи Тойода в 1890 году придумал свой собственный полуавтоматический ткацкий станок. Однако вовсе не он позволил Тойоде заработать миллионы — бизнес он сделал на продаже и модернизации более совершенных американских ткацких станков, его семья имела несколько мануфактур, склады и магазины по продаже ткани. Однако страсть к изобретательству была в нем всегда. И в 1924 году Сакичи вместе со своим старшим сыном Киичиро придумал полностью автоматический ткацкий станок Type G, который позволил резко увеличить производительность (один мастер на заводах мог обслуживать по 30-50 таких машин) и повысить качество, так как при обрыве нити станок автоматически останавливался. Важно и другое — Сакичи Тойода смог за большие деньги продать англичанам патент на свой станок. Согласно легенде, именно эти средства и позволили его сыну, Киичиро Тойода, основать автомобильное подразделение и придумать первый автомобиль.

Источник: Денис Смольянов

Первым автомобилем марки Toyota стала модель A1 (в серию он пошел в 1936 году под именем АА). Ничего революционно нового в нем не было — Toyota AA представлял собой лишь слегка переработанный американский DeSoto Airflow 1934 года, причем никаких лицензий японцы не покупали (до 1960 года в семье Chrysler была марка DeSoto). Машина не пользовалась большим спросом, хотя она стоила 3350 йен — на 400 меньше, чем аналогичные модели от Ford и General Motors. И удивляться этому не стоит — новые марки всегда с трудом пробивают себе дорогу в будущее.

Источник: Денис Смольянов

В том же 1936 году было придумано название компании — Toyota. C буквой «t» в конце, а не «d». Согласно официальной версии, это было сделано из-за того, что для написания иероглифа Toyota через «t» в японском языке требуется 8 штрихов, а через «d» — 10. 8 считается в Японии числом счастья и процветания, и именно Toyota стало официальным названием корпорации.

Источник: Денис Смольянов

Автомобильной марки Toyota, возможно, вообще не существовало бы, не будь этой модели — грузовичка G1. Благодаря своим связям семья Тойода сумела договориться о поставках G1 в вооруженные силы.

Источник: Денис Смольянов

После войны положение Toyota было не лучшим — машины не пользовались спросом в разоренной стране, однако компания выживает (спасибо надо сказать мануфактурному производству). Легковушка Toyota SA не пользуется спросом, но в 1951 году японцы показывают внедорожник Toyota BJ (будущий Land Cruiser), а в 1954 году начинается выпуск грузовичка SKB

Источник: Денис Смольянов

А в 1955 году появляется модель Toyopet Crown, которую начали поставлять на экспорт. В 1958 году первые Toyopet Crown оказались и на территории США. Разумеется, сначала загадочные японские машинки были никому не нужны, к тому же американцы еще не забыли, с кем они воевали во Второй мировой войне. В итоге за первый год работы американского подразделения Toyota было продано всего 288 машин. Однако постепенно Toyota удалось сломать стереотипы.

Источник: Денис Смольянов

1966 год. Один из самых великих для компании. Ведь Toyota представила первое поколение Corolla. Тогда еще никто не знал, что в 2000 году Corolla будет внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая в мире модель. К настоящему моменту сделано более 40 млн Corolla различных поколений.

Источник: Денис Смольянов

А это Toyota Celica 1970 года. Первая спортивная доступная Toyota.

Источник: Денис Смольянов

В 1980 году была показана Toyota Celica Camry. А в 1982 году начался выпуск уже полноценной Camry.

Источник: Денис Смольянов

В августе 1983 года тогдашний президент Toyota Эйдзи Тойода объявил о своем желании начать выпуск роскошных автомобилей. В итоге в 1989 году было объявлено о создании новой марки — Lexus. Первым Lexus стал седан серии LS, который в Японии продавался как Toyota Celsior

Денис Смольянов
Фото автора