Битва за лидерство pазворачивается в гольф-классе

Автомобили гольф-класса традиционно лидируют на российском рынке новых иномарок. Продажи автомобилей иностранного производства в нашей стране продолжали устойчиво расти: в минувшем году россияне купили около 120 000 новых иномарок против 94 000 в 2001 г. и существенную долю этого роста, особенно в сегменте от $10 000 до $20 000 обеспечил именно автомобильный "нижний малый класс". Между тем в пределах самого сегмента C обострилась конкуренция между бессменным лидером - Daewoo Nexia - и догоняющими его конкурентами.

Легковые машины сегмента С являются лидерами продаж на российском рынке у большинства иностранных компаний - за исключением разве что производителей особо дорогих и престижных авто. Например, из 2700 проданных в прошлом году на российском рынке Audi на модель A6 пришлось немного меньше половины - 1102 автомобиля, а вот на машину гольф-класса A3 - лишь 148. С другой стороны, в модельной гамме Opel именно C-класс дал основные продажи. Из 2865 Opel, проданных в прошлом году по официальным каналам на российском рынке, 1-е место занял Opel Astra - продано 1722 машины этой модели. Модель С-класса стала лидером продаж и у Peugeot: из 6984 проданных в минувшем году в России автомобилей французской марки на долю Peugeot 307 пришлось 2597 машин.

Самый большой рост продаж новых легковушек в России в минувшем году показала корейская Hyundai - продано 5575 автомобилей этой марки - более чем в 2,5 раза больше, чем в 2001 г. Одним из факторов, которыми объясняют этот рост в российском представительстве Hyundai, является увеличение объемов сборки модели Accent на Таганрогском автозаводе. Accent и стал лидером продаж среди всех Hyundai в России - наши соотечественники приобрели 3174 автомобиля этой модели против 1547 в 2001.

Первое место по продажам среди иномарок C-класса удерживает Daewoo Nexia узбекского производства, но лидерство дается этой машине все с большим трудом. За минувший год наши соотечественники приобрели 6945 Nexia, в то время как в 2001 г. - свыше 9600 автомобилей, а в 2000 г. - и вовсе 12 500 машин этой модели. На падение продаж Nexia повлияло множество факторов - и банкротство корейской Daewoo (автомобильные активы этой компании были выкуплены в прошлом году General Motors в партнерстве с китайской Shanghai Automotive и кредиторами, в результате чего на мировой автомобильной карте появилась новая компания-производитель - GM Daewoo Auto & Technology) , и подготовка к производству обновленной модели Daewoo Nexia Minor, в результате которой в течение нескольких месяцев минувшего года машины из Узбекистана в Россию вообще не поставлялись, и - в этом сходятся все участники рынка - моральное старение машины, восходящей к Opel Kadett 1984 г. (достаточно вспомнить, что именно в 1984 г. в СССР начал сходить с конвейера ВАЗ-2108).

В конце 90-х гг. выпускающаяся в Узбекистане Nexia фактически играла роль "соединительного звена" между машинами российского производства (среди новых автомобилей они безраздельно контролируют рыночный сегмент до $7000) и иномарками, сделанными за пределами СНГ (от $10 000). Теперь роль такого "мостика" все больше берут на себя автомобили A- и B-классов - такие, как Hyundai Getz или тоже выпускающийся в Узбекистане Daewoo Matiz.

Nexia Minor, продажи которой на российском рынке только начинаются, является результатом весьма ограниченной доработки предшественницы: ее отличают лишь слегка измененные накладные детали кузова решетка, фальшрадиатора, молдинги и бамперы и двигатель с увеличенной на 10 л. с. (до 85 л. с. ) мощностью. Эти изменения производитель оценил в не слишком значительную сумму: если обычная Nexia с кондиционером и гидроусилителем рулевого управления стоит в Москве от $9000, то Minor - $9500 - 10 500.

Skoda Octavia, похоже, прочно утвердилась в С-классе на позиции серебряного медалиста. Автомобиль сохранил 2-е место в общем зачете, подняв продажи с 4926 шт. в 2001 г. до 5129 в минувшем. А вот 3-е место у Nissan Almera (продано 2475 автомобилей) отобрал Ford Focus. Этих машин в минувшем году было продано в России 3572, в том числе 1670 собранных на новом заводе во Всеволожске (Ленинградская обл. ). "Русский Focus" является самым вероятным претендентом на 1-е место по продажам в своем классе. Как утверждает директор отдела продаж российского подразделения Ford Сергей Богданов, компания намерена довести общие продажи на российском рынке в этом году до 18 000 машин и очевидно, что всеволожскому заводу с его проектной мощностью в 25 000 машин в год отводится в этих планах не последняя роль.

Впрочем, 3-е место по продажам в C-классе у Ford Focus оспаривает Mitsubishi Carisma. По габаритам, так же как Ford Focus и Skoda Octavia, Carisma находится на границе С- и D-классов, и до 2001 г. эта модель позиционировалась в сегменте D (верхний малый класс). Чуть больше года назад в Mitsubishi приняли решение считать Carisma автомобилем С-класса (сама машина при этом ничуть не изменилась).

В минувшем году в России продано 4493 Mitsubishi Carisma. Carisma - автомобиль заслуженный: она стоит на конвейере с 1995 г. (правда, в 1999 г. машина прошла серьезный рестайлинг). В будущем году продажи Carisma прекратятся: ближайшей осенью ее начнет постепенно сменять преемник, новый Mitsubishi Lancer. Впрочем, несмотря на близкое завершение продаж Carisma, ее поставщики не пускают продвижение модели на самотек: в конце января в России начались продажи самой дешевой модификации Carisma с двигателем рабочим объемом 1,3 л (этот мотор, кстати, является серьезным аргументом в пользу того, чтобы считать Carisma машиной гольф-класса: в сегменте D автомобилей с такими маленькими моторами практически нет). Carisma Eco (так называется эта модификация) продается за $13 650, и, как сообщил "Ведомостям" директор по маркетингу российского дистрибьютора Mitsubishi компании "Рольф Холдинг " Валерий Тараканов, эта машина рассматривается в качестве прямого конкурента всеволожского Focus. Carisma Eco обгоняет Focus в наиболее популярной комплектации Comfort по уровню оснащенности, но проигрывает в объеме двигателя.

Несмотря на то что сегмент С часто называют "гольф-классом", в российской модельной гамме Volkswagen автомобили C-класса Golf и Bora (продано 1276 и 1306 автомобилей соответственно) играют не самую значимую роль: лидером продаж марки остается модель сегмента D Passat. В российском представительстве Volkswagen невысокий интерес наших соотечественников к Golf и Bora называют в качестве одной из причин застопорившего роста продаж Volkswagen в России в целом: если год назад вольфсбургская марка совершила в России настоящий рывок - с примерно 3500 машин, проданных в 2000 г. до 7254 в 2001-м, то за минувший год рост оказался куда менее ощутимым: россияне приобрели 7972 Volkswagen.

Менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen Андрей Гордасевич считает, что невысокие продажи Golf и Bora объясняются солидным возрастом этих спроектированных на общей платформе машин: Golf нынешнего (четвертого) поколения выпускается с 1996 г. Семейство Volkswagen Golf пятого поколения пока лишь разрабатывается и в продажу в этом году попадет лишь один его представитель - компакт-вэн Touran.