Мировой гуру рассказал, как избавить Алматы от пробок

Известный архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл заявил, что в Алматы можно создать сбалансированную транспортную систему
Андрей Свиридовский

Известный архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл заявил, что в Алматы можно создать сбалансированную транспортную систему.

Датский эксперт градостроения посетил южную столицу с лекцией, на которой присутствовал аким города Ахметжан Есимов, сообщает портал Bnews.kz.

По мнению архитектора, у алматинских улиц есть потенциал, чтобы вместить в себя пешеходные тротуары, велосипедные дорожки и трамвайные пути, а также дороги для автомобилей. Все это сделает Алматы более комфортным для жизни, отметил Гейл с оговоркой, что пробыл в городе слишком недолго, чтобы судить о нем точнее.

Одна из главных проблем казахстанских (а также российских) мегаполисов заключается в том, что автомобиль является «королем» города. «Когда я работал в Москве, я всегда шутил, что у вас свобода от социализма — это право парковаться, где угодно. Автомобили полностью разрушили городскую среду. Со временем стало привычным, что машины паркуются на тротуарах», — цитирует эксперта портал. Отметим, в 2013 году Ян Гейл был приглашен московской мэрией для того, чтобы помочь разгрузить столицу от засилья машин.

Идеальный город для Гейла — его родной Копенгаген. Главным показателем качества инфраструктуры этого города является большое количество детей на улицах, считает архитектор. «В Копенгагене дети повсюду — горожане возят их на специальных велосипедных колясках, дети добираются до школы сами, пешком или на велосипедах. Это говорит о том, что экология и инфраструктура позволяют детям чувствовать себя на улицах города безопасно», — говорит Ян Гейл. Согласно статистике, автомобилистов в столице Дании всего 10%. При этом 37% жителей ездят на велосипедах, 33% пользуются общественным транспортом и 5% предпочитают передвигаться на своих двоих.

Впрочем, даже если казахстанцы не поменяют свои приоритеты, по примеру Европы, это за них сделает экономическая целесообразность. По прогнозам Гейла, через 20-30 лет миру придется изменить подход к мобильности, ведь эра дешевого бензина придет к концу.

Проекты Яна Гейла заинтересовали Ахметжана Есимова, о чем он сообщил в конце лекции. По словам акима, в ближайшем будущем сотрудничество Алматы и датского архитектора будет продолжено.

Ян Гейл является крупнейшим в мире исследователем городского пространства. Он консультировал муниципальные власти многих стран, а его идеи были воплощены в разных городах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. Датский эксперт является автором книг «Жизнь между зданиями» (1971), «Общественные пространства — общественная жизнь» (1996) и «Города для людей» (2010).