Не все понимают людей, покупающих за цену кроссовера или бизнес-седана какой-то компактный хэтчбек, пусть и «крутого» немецкого бренда. Многим и даром не нужен весь этот премиум — конструкция сложная, обслуживание дорогое, да и жалко «по нашим-то направлениям». Стереотипов и предрассудков вокруг имиджевых хэтчей вертится масса, но их владельцам это только на руку: чем меньше «однояйцевых» в дорожном потоке, тем лучше. Но возможность покрасоваться это не всё, что даёт каждый из тестового трио в составе Mercedes-Benz А-класса, Audi A3 Sportback и BMW 1-й серии. Это машины для требовательных покупателей. Но покупателей очень разных.
Цена входа в класс компактных премиум-хэтчей не так уж и высока — около 900 тысяч рублей — столько стоит, например, Citroen C4 в дорогой комплектации. Но будем честными — не для того человек выбирает престижную немецкую марку, чтобы смотреть в пластмассово-тряпочном салоне на многочисленные заглушки. Поэтому смело прибавляет еще несколько сотен. У нас на тесте оказались как раз такие, вполне типичные представители: Mercedes-Benz с некоторыми опциональными добавками стоит 1 миллион 487 тысяч, Audi упакована на уровне чуть выше среднего и оценивается 1 миллион 765 тысяч рублей, а BMW буквально нашпигована всем нужным и ненужным, поэтому тянет аж на 2 миллиона 184 тысячи!
Конечно, на цену ощутимо влияет не только количество камер и панорамных крыш, но и силовой агрегат с трансмиссией: мы подобрали для теста моноприводные версии с автоматическими коробками и достаточно мощными турбомоторами объёмом 1,6 литра у Mercedes-Benz с BMW и 1,8 литра у Audi. Mercedes-Benz А 200 имеет 156-сильный агрегат с 250 Н·м тяги, агрегатированный с 7-ступенчатым роботом. У Audi A3 Sportback роботизированная трансмиссия с таким же количеством передач работает в паре с мотором со 180 л.с. / 250 Н·м, а BMW 118i оснащена двигателем с отдачей 170 л.с. / 250 Н·м и классическим автоматом с неклассическими 8 передачами.
Но что скучные цифры — разберёмся с ними, когда заведём двигатели. А пока что оценим работу дизайнеров. Mercedes-Benz ничем особенным, кроме опциональных «восемнадцатых» колёс снаружи не оснащён, а Audi и BMW дополнены фирменными стайлинг-пакетами. Конечно, это придаёт им дополнительную привлекательность, но решающей роли всё равно не играет. Не будем навязывать вам своё чувство прекрасного: просто смотрите на фотографии и решайте, кто здесь самый красавчик. И не особо заглядывайтесь на агрессивные М-бамперы BMW, а также стильный пластик и хром у Audi — без обвесов эти машины выглядят чуть попроще. Самым эпатирующим следует однозначно признать А-класс — новый дизайн «трёхлучевых» ещё не успел примелькаться. Audi — это верность традициям, но очень тщательно проработанная: пропорции выверены, детали лаконичны и красивы. А BMW из-за характерного «фейса» практически никого не оставляет равнодушным, вызывая полярные, но обязательно яркие эмоции.
Пробравшись внутрь, обнаруживаем везде свой принцип организации рабочего пространства. Mercedes-Benz явно претендует на статус самого стильного: взгляд притягивает и приборка, кольца циферблатов которой здорово перекликаются с круглыми дефлекторами обдува, и спортивного вида кресла с «монолитными» спинками, и очень удобный трёхспицевый руль, и различные мелкие детали. Но когда начинаешь этим всем пользоваться, восторг сменяется недоумением. Почему такая тусклая подсветка у кнопок, такая мелкая графика у элементов управления кондиционером, к которым ещё и нужно тянуться далеко вниз (почему-то на автомобиле за 1,5 миллиона не установили опциональный климат-контроль)? А почему в педалях так тесно, а обзорность и ощущение габаритов оставляют желать лучшего?
Экран мультимедийной системы выглядит чужеродно, а пользоваться им неудобно — так и хочется повернуть его к себе «лицом», но это явно будет чревато звонким хрустом пластика. Единственный подрулевой рычажок слева — особенность Мерседесов, и привыкнуть к ней можно. А вот перестроиться на управление коробкой передач «кочергой» справа от руля сложновато — на уровне тактильных ощущений она выполнена так же, как рычажок управления «дворниками» в других машинах, и пару раз на ходу я включал по ошибке нейтраль вместо очистки стекла. А идея-то хорошая, ведь так освобождается пространство на центральном тоннеле, которое у Мерседеса занято дополнительным глубоким боксом под мелкие вещи. Вот только, увы — положенный туда мобильник всё равно будет болтаться и греметь при активной езде.
Интерьер Audi A3 может уступать внутреннему пространству Mercedes-Benz A 200 в оригинальности, но материалы здесь лучше, и в целом салон кажется более дорогим и «мягким». Здесь царствует концепция лаконичности и минимализма в сочетании с выверенной до мелочей эргономикой. Все рычажки и кнопочки на своём месте, ничего не потеряешь и не включишь случайно. Также нужно отдать должное людям, которые отвечают за восприятие владельцем салона: запах здесь самый «дорогой», а все крутилки и кнопки щёлкают и кликают с такой точностью и тактильной отдачей, что понимаешь — это уровень! Но почему нельзя было сделать отдельное место для мобильника — ваше устройство и здесь обречено биться о стенки подстаканника у подножья центральной консоли!
Что испытывает водитель BMW сразу после посадки на своё место? Драйв, даже не заводя двигатель. Ведь сидишь в низком плотном кресле, в руках пухлый (для водителей с небольшими ладонями — даже чересчур) руль, а консоль развёрнута в твою сторону. Дизайн передней панели, дверных ручек, элементов центрального тоннеля — одновременно функциональный и эмоциональный. Экспрессивными кривыми сопряжениями поверхности перетекают друг в друга, создают боевой настрой, заводят водителя. В то же время не ощущается характерного для Audi внимания к мелочам и мерседесовского желания шикануть формами и деталями. Интерьер BMW — это функциональность без явных дизайнерских ужимок: и дефлекторы климата здесь обычные, и клавиши без изюминки. Хотя, всё же классную «сотовую» структуру алюминиевой отделки отметить стоит — интересный и приятный на ощупь материал. И — ура! — здесь есть отличное прорезиненное место для мобильника.
Ну что же, поехали. У Audi и Mercedes-Benz максимальная тяга мотора доступна на 250 оборотов в минуту раньше, чем у BMW, которая готова везти на полную лишь с отметки 1500 на тахометре. Но как же по-разному стартуют машины! А-класс нужно как будто упрашивать поехать, топча педаль газа в пол, в то время как Audi намного живее и сговорчивее. Да и по интенсивности ускорения А3 убедительнее А-класса: сказывается разница в мощности в 25 сил. У BMW мощности почти столько же, и уговаривать разогнаться автомобиль не нужно, поэтому ускорение почти такое же сочное, как у Audi. Цифры из официальных характеристик только подтверждают ощущения: A3 для набора сотни нужно 7,3 секунды, A-классу 8,3, а сто восемнадцатая разгоняется за 7,5 секунды.
По-разному работают и коробки передач нашего трио. Лучшая трансмиссия, наверное, у BMW — в Мюнхене сделали ставку на обычный автомат вместо модных роботов у конкурентов. Как следствие — лучшая плавность трогания/остановки и наибольший комфорт в пробках. Двухсцепленчатые агрегаты Audi и Mercedes-Benz начинают «нервничать» после длительного толкания в рваном режиме городских заторов и в целом одинаковы по своим способностям: несколько задумчивы в обычном режиме и чересчур резки в спортивном. Разве что A3 немного плавнее трогается, а А-класс чуть быстрее реагирует на команду резко ускориться с понижением передачи. Но вот чем неприятно удивил Mercedes-Benz — это лязгом и лёгкими вибрациями из трансмиссии при троганиях-остановках. Непремиально как-то.
В автомате 118-й целых 8 ступеней, и в обычных режимах езды, когда не нужно крутить двигатель, коробка передач стремится как можно быстрее добраться до одной из высших ступеней. Поэтому во время езды коробка переключается часто. Обилие передач особенно ощущается, если мчишь с азартом и пользуешься ручным режимом — устанешь толкать джойстик, пока найдёшь нужную ступень. Кстати, на Мерседесе это сделать проще, так как он оснащён подрулевыми лепестками, которые были бы уместнее на BMW. Ведь желания шустрить на А-классе не возникает: даже в спортивном режиме, который включается неприметной кнопочкой на центральной консоли, акселератор и коробка передач сопротивляются активной езде.
А жаль, ведь управляемость у А-класса вполне неплохая: руль имеет чёткий ноль и адекватное изменение усилия в поворотах, автомобиль неплохо держит прямую и достаточно азартно вкатывается в виражи. Но зачем, зачем здесь настолько жёсткая и при этом неэнергоёмкая подвеска? На лежачих полицейских даже на очень умеренной скорости кузов Мерседеса вздрагивает от мощных ударов снизу, а ямы и стыки проходятся жёстко, и при этом с затухающими колебаниями колёс. Вряд ли управляемость такой ценой — то что нужно автомобилю марки Mercedes-Benz. Тем более, что у соперников подобных проблем не наблюдается.
Audi тоже достаточно жёсткая, но автомобиль не страдает при этом ни раскачкой, ни пробоями. И это не простое шасси, а спортивное. У А-класса всё наоборот: подвеска стандартная, но можно заказать ещё жёстче. Сложно даже представить, как поедет машина с такой опцией! Но вернёмся к A3: в качестве компенсации за тряскость водитель получает почти полное отсутствие кренов и точные реакции на руль. Последний можно покритиковать за не очень чёткий «ноль» на прямой и в целом излишнюю лёгкость, но большинству водителей будет удобна скорее такая настройка, нежели достаточно тугая баранка Mercedes-Benz.
Тяжёлый руль и у BMW, но ей это можно простить, а лучше даже поприветствовать. Ведь 118i, да ещё и с М-пакетом — почти что хотхэтч! Разве что мощности для подобного статуса маловато, а в остальном у неё всё с запасом: взрослые тормоза, регулируемая подвеска, плотная низкая посадка, задний привод в противовес скучно-безопасному переднему, в конце концов! Единичка очень азартна: давно меня не заводил тестовый автомобиль настолько, чтобы до глубокой ночи придумывать себе предлоги съездить на другой конец Москвы. BMW единственная из этого трио, на ком хочется просто кататься, потому что она классно едет.
Но титул самого драйверского аппарата мы отдаём BMW не потому, что она нафарширована опциями вроде настраиваемых амортизаторов или мощных тормозов: просто у неё самая оптимальная для активного вождения компоновка, отлично настроенное шасси и классный мотор. Даже если вы не станете раскошеливаться на М-опции, общий баланс сильно не изменится — единичка останется простым и азартным в управлении заднеприводным хэтчбеком. Но адаптивная подвеска за 64 000 рублей всё-таки классная: в самом мягком режиме она делает BMW однозначно комфортнее обоих соперников, а в самом жёстком обеспечивает нужный уровень взаимодействия водителя и дороги. Надо брать.
Mercedes-Benz не просто самый просторный сзади, но ещё и единственный из этого трио имеет полностью ровный пол в ногах пассажиров! Жаль, что шумность и жёсткое шасси подпортят впечатление седоков от этой машины. В Audi тоннель тоже высокий, но места достаточно, а BMW откровенно тесная для задних пассажиров. Во всех трёх автомобилях сзади имеется 12-вольтовая розетка для питания различных устройств.
А что же с практичностью? У нас на тесте пусть и премиальные, но всё же хэтчбеки, да ещё и пятидверные — значит, автомобиль должен нравиться не только водителю, но и пассажирам. Мы измерили ширину салона спереди, и оказалось, что здесь паритет: у BMW и Mercedes-Benz по 140 сантиметров на уровне плеч, а у Audi 142. И этого вполне достаточно для вольготного расположения передних седоков. По запасу пространства над их головами ни одна машина вопросов также не вызвала, поэтому перемещаемся на задний ряд. А вот здесь — триумф Mercedes-Benz: при вполне среднестатистическом росте водителя в 177 см A-класс предлагает задним пассажирам 26 сантиметров пространства между спинкой переднего кресла и подушкой заднего дивана: здесь «сам за собой» сносно усядется даже высокий водитель. В Audi A3 пространства для коленей поменьше, но ненамного: 24,5 сантиметра. А вот в сто восемнадцатой откровенно тесно: с 19 сантиметрами пространства на заднем ряду не разгуляешься.
Теперь отвлечёмся от стоимости протестированных автомобилей и сравним цены на базовые версии и популярные опции к ним. Mercedes-Benz A 200 стоит от 1 170 000 рублей и предлагается только с роботизированной трансмиссией. За климат-контроль нужно доплатить 35 тысяч, за заднюю камеру 20, а вот за мультимедиа-систему с навигацией — все 190! Audi A3 Sportback с мотором 1.8 и роботом обойдётся минимум в 1 110 000 рублей. Климат-контроль стоит 31 тысячу, а выдвижной дисплей всего 24. Внешний хром на окнах, рейлинги на крыше и задний спойлер вместе потянут ещё почти на 40 тысяч. Пятидверка BMW 118i с автоматом стоит от 1 080 000 рублей. Цены на опции у BMW разумные, просто вариантов дооснащения единички очень много, поэтому может получиться такая дорогая машина, как побывавшая у нас на тесте. Например, достаточно объёмный по содержанию М-пакет стоит 116 тысяч, а замена тормозной системы на «М Спорт» обойдётся всего в 35 000 рублей.
Как мы видим, стартовые цены на все три модели очень похожи, поэтому показатель цены на итоговый вердикт почти не повлияет — можно только отметить, что базовое оснащение чуть беднее у Audi, потом идёт BMW и немного лучше других упакован Mercedes-Benz. Но это не спасает последнего от проигрыша в сравнительном тесте. Похоже, что при разработке нового А-класса в компании Mercedes-Benz больше внимания уделили дизайну, нежели общему балансу качеств и тщательности проработки агрегатов. Компактному Мерсу не хватает плавности хода, тишины в салоне, эргономики и аккуратности в мелочах. Яркая и симпатичная машина получилась не совсем Мерседесом, она забыла о ключевых ценностях марки. Пожалуй, если взвешенно подходить к покупке, то основным аргументом в пользу Mercedes-Benz A 200 будет дизайн. Хотя, часто так и случается.
В отличие от проигравшего, победителя определить трудно. А3 и «единичка» очень близки по уровню исполнения, но обладают разными характерами. BMW подойдёт тем, кому в первую очередь нужен драйв, удовольствие от вождения, ощущения, пусть и в ущерб удобству повседневного использования. Audi же, наоборот, можно считать более универсальным и практичным автомобилем, пусть и без явной искры в повадках. Покупатели, которые любят собирать автомобиль, точно соответствующий их сложносочинённым запросам, тоже обратят внимание на Audi и BMW, ведь, в отличие от них, Mercedes-Benz A-класса нельзя купить ни с полным приводом, ни с дизельным мотором, ни с огромным количеством разнообразных опций.
Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии Виталия Кабышева
Благодарим администрацию посёлка Американ Дрим за помощь в организации съёмки