В сентябре прошлого года Лазуткин приобрел автомобиль Volkswagen Passat у официального дилера концерна VW ЗАО «Арлан-Моторз» (сейчас эта компания называется «Авто-Ганза»). Автомобиль не доставлял никаких проблем хозяину до середины января 2003 года, пройдя к этому времени 12 тыс. км. Однако начавшаяся в 20-х числах января оттепель сыграла с космонавтом-автомобилистом злую шутку. По словам самого Александра Лазуткина, автомобиль внезапно заглох, проезжая через лужу на дороге, хотя через нее спокойно проезжали другие автомобили, в частности, «ВАЗы». Автомобиль был доставлен в центр сервисного обслуживания на эвакуаторе, где была проведена техническая экспертиза представителем МАДИ.
Было установлено, что произошел гидроудар: вода попала через воздухозаборник в двигатель. При этом во впускном тракте кроме жидкой грязи и капель воды обнаружились клочок грязной бумаги и прошлогодняя листва. «Газета.Ru» связалась с Анатолием Дьяковым, экспертом института, дававшим заключение по автомобилю Александра Лазуткина. Он поведал, что гидроудар двигатель автомобиля может получить тремя способами. Первый, самый распространенный – это попадание жидкости извне через систему впуска. Именно это и произошло с «Пассатом» космонавта. Также вода может попасть в мотор через некачественную или перегретую (и деформированную) прокладку головки блока цилиндров. Третий вариант – через систему питания, а именно подтекающий инжектор. В этом случае виновником гидроудара становится жидкое топливо, попадающее в камеру сгорания. В практике эксперта был и довольно курьезный случай, когда хозяин автомобиля спровоцировал гидроудар, элементарно перелив масла в мотор. Автомобилист все время боялся, что мотору не хватит смазки, и заливал в двигатель больше положенного. В результате избыток масла просочился в камеру сгорания, и мотор вышел из строя. По словам Дьякова, для того, чтобы мотор вышел из строя, количество попавшей в мотор жидкости должно быть соизмеримо с объемом камеры сгорания. На современном легковом автомобиле типа «Пассата» это примерно 50 мл. Как известно, в отличие от газа, жидкость несжимаема, и на работающем двигателе она становится непреодолимым препятствием для движущегося поршня. В результате этого в цилиндрах появляются трещины, ломаются или искривляются шатуны, может даже треснуть сам поршень. На автомобиле Volkswagen Passat воздухозаборник расположен за верхней частью декоративной решетки радиатора и направлен раструбом вперед. Набегающий поток воздуха попадает во впускной тракт автомобиля и образует наддув двигателя, что повышает мощность мотора и способствует более полному сгоранию топлива и, соответственно, повышению экономичности. По утверждению специалистов, вода туда может попасть либо при форсировании глубокой водной преграды, либо неглубокой, но на большой скорости. В техническом центре компании «Авто-Ганза» с выводами эксперта спорить не стали. Однако настояли на том, что,
так как гидроудар не покрывается гарантией на автомобиль, устранять дефект, а именно менять двигатель, владелец должен за свой счет, что обошлось бы ему в $4 тыс. Cтоимость самого автомобиля – $29 тыс. Космонавт обратился в свою страховую компанию, в которой ему сообщили, что его проблема не является страховым случаем. Интересно, что гидроудар покрывается гарантией у дилеров «ВАЗа», впрочем, как рассказал нам эксперт, у «ВАЗов» воздухозаборник расположен снизу – явный конструктивный просчет, поэтому, видимо, и гарантию дают. Космонавту тем не менее повезло. В конце концов в «Авто-Ганзе» согласились поменять мотор бесплатно. Помогло как раз то, что Лазуткин – космонавт и Герой России. К тому же ему подвернулась возможность напрямую обратиться со своей жалобой в представительство VW, причем не в Москве, а в Германии, куда Лазуткин на днях улетел по делам, связанным с его профессиональной деятельностью. Там встали на сторону клиента.