Где Land Cruiser доступен, как Duster

Сегодня везде люди одеваются в одни и те же джинсы, говорят по одинаковым мобильникам и пьют одну и ту же кока-колу. Но вот по части выбора автомобилей между государствами сохранилось больше различий
Павел Ёлшин

Сегодня почти везде в мире люди одеваются примерно в одни и те же джинсы, говорят по одинаковым мобильникам и пьют одну и ту же кока-колу. Но вот по части выбора автомобилей между государствами сохранилось больше различий. В одной части света та или иная модель может быть предметом роскоши, а в другой она никому не интересна. Тут дело не только во вкусах автомобилистов, но и в том, что цена одной и той же машины в зависимости от рынка может отличаться в два раза!

Мы изучили разброс мировых цен на десять популярных моделей разных классов. К сожалению, почти всегда ситуация складывается не в пользу россий­ских граждан (все цены указаны в рублях).

Таблица 1 В данной таблице приведены цены на базовые версии машин, однако, в зависимости от региона минимальное оснащение зачастую не одинаково. К сожалению, наборы комплектаций, а также сочетания моторов и трансмиссий для разных стран сильно отличаются, и, например, найти в точности совпадающие европейские, китайские и американские версии порой не представляется возможным. Тем не менее, данная таблица корректно отражает главные тенденции, наметившиеся в ценовой политике, выбранной автопроизводителями на тех или иных рынках

Стоит сразу пояснить, что в американском ценообразовании есть определенные нюансы, из-за которых конечная цена, которую платит покупатель, несколько отличается от того, что указывается на официальных сайтах автопроизводителей. Рекомендованные розничные цены (MSRP) не включают местные налоги. Однако в американских дилерских центрах покупателям позволяется торговаться! В результате в большинстве случаев клиент отдает даже несколько меньшую сумму, чем рекомендованная цена, даже с учетом налогов. Авторитетный ресурс Kelley Blue Book собирает по каждой модели текущую статистику реальных сумм, которые за них платят покупатели. Именно эти данные мы и использовали для наших расчетов. Все автомобили брались в версии 2013 модельного года. Хотя некоторые машины уже доступны в версиях 2014 модельного года, по многим из них еще не накоплено достаточно статистических данных, касающихся конечных цен, заплаченных покупателями в Америке.

О том, как дешевы автомобили в США, ходят легенды. Узнав, что за эффектное 323-сильное спорткупе Chevrolet Camaro американец отдает всего 740 000 руб. (в пересчете на наши деньги), отечественный автомобилист испытывает когнитивный диссонанс, если не сказать взрыв мозга. Ведь в нашей стране за этот автомобиль просят более 2 000 000 руб. Конечно, не всякая модель, приехав из-за океана, дорожает почти в три раза, но при сравнении прайс-листов на любую популярную модель узнаешь много неприятного...

Honda Accord девятого поколения, вышедшая на российский рынок в этом году, поставляется к нам с того же американского завода, расположенного в штате Огайо, с которого она идет и в дилерские центры США. Казалось бы, везти к нам из японской Сайамы было бы ближе, но продавать американские экземпляры Хонде выгоднее, чем японские: курс йены делает Аккорды из страны Восходящего Солнца слишком дорогими. А вот седан с пропиской в США удалось сделать очень доступной машиной. Во всяком случае на территории Америки: цены начинаются от $20 392 (по статистике Kelley Blue Book), что в пересчете на российскую валюту составило бы около 665 800 руб. Но у нас этот седан D-класса со 180-сильным мотором стоит от 1 149 000 руб.

Тут, конечно, любой скажет, что стоимость трансатлантической транспортировки, а также наши знаменитые ввозные пошлины никак не позволяют снизить цены импортируемых машин. Ну а если сопоставить цену «японки» американской сборки с «японкой», произведенной в России? Вот, например, очень популярная как у нас, так и за океаном Toyota Camry. Цены на 181-сильную версию (2,5 л) — в США именно она является базовой — стартуют в России от 1 074 000 руб. Однако эта цифра несравнима с американским уровнем: за океаном базовая Camry стоит $20 241 (660 862 руб.). Стоит ли удивляться, что Accord и Camry, считающиеся в России моделями с налетом респектабельности, в Америке входят в число самых массовых.

В первом полугодии 2013 года Топ-10 самых продаваемых автомобилей в США выглядел так:

  1. Ford F-Series — 367 486 штук
  2. Chevrolet Silverado — 242 586
  3. Toyota Camry — 207 626
  4. Honda Accord — 186 860
  5. Dodge Ram — 170 319
  6. Nissan Altima — 167 787
  7. Ford Fusion (Mondeo) — 161 146
  8. Toyota Corolla — 158 972
  9. Honda Civic — 158 704
  10. Ford Escape — 156 626

Как несложно заметить, вкусы большинства американцев вообще радикально отличаются от предпочтений жителей всех прочих стран. Ни на одном другом рынке пикапы, такие как Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Dodge Ram, не продаются в таких количествах, как в США. По какой причине американец предпочитает громадный, но не очень-то комфортный пикап, седану бизнес-класса, который можно взять за те же деньги? Это объясняется тем, что в отличие от Европы или России, большинство американцев живут за пределами больших городов. Развитость малого бизнеса и фермерских хозяйств обуславливают то, что очень большому числу автомобилистов требуется машина, способная перевозить грузы. А помимо прочего, на территории США очаги цивилизации перемежаются огромными территориями нетронутой природы, и способность автомобиля преодолевать легкое бездорожье весьма актуальна для многих граждан. По совокупности качеств пикап — единственно верный выбор.

Знаковые модели американского автопрома, вроде Jeep Grand Cherokee, у себя на родине примерно вдвое доступнее чем в России. Модификация с 3,6-литровым мотором и полным приводом в приличной комплектации Limited, которая на нашем рынке играет роль базовой, за океаном стоит всего $37 785 (1 233 680 руб.), в то время как российские дилеры просят за такую машину 2 148 000 руб. Это, конечно, не объяснить никакими пошлинами, тут не последнюю роль играют финансовые аппетиты автомобильных марок: если здесь готовы платить такие суммы, то зачем продавать дешевле? Скажем, бестселлером в этом классе внедорожников у нас является Toyota Land Cruiser Prado, и за эту модель в модификации, сравнимой с Grand Cherokee, просят около 2,5 млн рублей. При таком раскладе у американской компании не остается ни одной причины опускать ценник ниже 2 млн рублей.

Если Америка ездит в основном на недешевых, но все же довольно аскетичных трудягах-пикапах, то в некоторых других странах массовыми моделями считаются куда более солидные и дорогие автомобили. Скажем, в Арабских Эмиратах в первой десятке самых продаваемых машин встречаются такие модели, как Toyota Land Cruiser 200, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero. То есть в глазах среднестатистического автомобилиста из Эмиратов эти модели — такие же привычные и доступные, как у нас Renault Duster и Chervolet Niva.

Тут, правда, стоит отметить, что жители Эмиратов в массовом порядке покупают Крузеры не только потому, что они в числе самых обеспеченных в мире. Дело еще и в том, что в ОАЭ цены на солидные внедорожники таковы, что нашим соотечественникам остается только позавидовать. За базовый Land Cruiser 200 там просят всего 185 000 дирхам, что эквивалентно 1,6 млн рублей. В нашей стране за эту машину надо отдать как минимум 3,3 млн руб.

Однако любопытно, что модели премиум-класса порой поднимаются на высокие строчки рейтингов не только в зажиточных странах, но и в бедных. Например, в ЮАР десятка самых продаваемых моделей включает BMW 3-й серии и Mercedes C-класса. Конечно, причина тут вовсе не в большом числе состоятельных граждан и не в дешевизне машин. Впрочем, они в Африке все же несколько более доступны, чем в России. Скажем, за Mercedes C 180 просят от 377 436 южноафриканских рэндов, что в пересчете на наши деньги составляет около 1,2 млн рублей. Российский же покупатель переплачивает как минимум 200 тысяч руб.

Несложно догадаться, что престижные «немцы» пробились в число бестселлеров в Африке лишь потому, что автомобиль — тем более новый — там вообще мало кто может себе позволить. По большому счету, автомобилистами становятся лишь те немногие, чей достаток радикально отличается от уровня жизни большинства населения, а элите Мерседесы и BMW вполне по карману.

На фоне вышеперечисленных стран Европа выглядит как образец автомобильной скромности. Несмотря на высокий уровень жизни и сравнительно умеренные цены на машины, на Западе подавляющее большинство автомобилистов берет исключительно малолитражки или доступные хэтчбеки гольф-класса, причем, даже произошедший в последние годы взрывной рост популярности кроссоверов пока вывел в первую десятку лишь одну такую модель — Nissan Qashqai.

Итоги продаж автомобилей в первые пять месяцев 2013 года в Европе выглядят так:

  1. Volkswagen Golf — 196 097 штук
  2. Ford Fiesta — 127 675
  3. Renault Clio — 123 565
  4. VW Polo — 116 415
  5. Peugeot 208 — 113 982
  6. Opel Corsa — 105 800
  7. Ford Focus — 100 226
  8. Nissan Qashqai — 95 300
  9. Opel Astra — 85 275
  10. BMW 3-й серии — 83 205


Европейские цены на сегодняшний день выглядят не так привлекательно по сравнению с российскими, как раньше. Многие модели — как доступные, так и люксовые — стоят примерно столько же, что отражено в нашей таблице в начале статьи. Впрочем, есть исключения, причем, не в пользу европейцев, а в пользу россиян!

Сверхпопулярный на Западе Volkswagen Golf на самом деле выгоднее покупать в России. Например, в Германии базовый трехдверный Golf 1.2 TSI Trendline стоит в пересчете на наши деньги около 732 000 руб., в то время как у нас за него просят лишь 660 000 руб. Кроме того, россияне могут еще сэкономить взяв комплектацию попроще — Conceptline (на Западе ее нет). Отказавшись от аудиосистемы, динамиков и антенны, а также окраски зеркал и ручек дверей, получаешь Golf всего за 599 000 руб.

К сожалению, такие приятные для российских покупателей примеры пока остаются большим исключением. Когда видишь, как различаются цены на одни и те же машины в разных странах, возникает резонный вопрос: почему? Как произведенная в нашей стране машина оказывается более чем на треть дороже точно такого же автомобиля, выпущенного в США? Информация, которую по этому поводу дают многие производители, может поразить несведущего читателя: производство иномарок в России обходится не дешевле, чем в большинстве других стран, а, напротив, дороже.

А главное, в нашей стране АвтоВАЗ продолжает играть роль «печки», от которой «пляшут» все прочие марки. Тольяттинское предприятие задает ориентир. И пока хэтчбек Приора стоит от 350 900 руб., Renault Sandero будет продаваться от 359 000 руб. А ведь в Германии цены на Sandero начинаются всего от 298 000 руб. в пересчете на наши деньги...

Павел Ёлшин
Фото фирм-производителей