Самые великие дороги мира

Автомобильные дороги бывают разные. Есть ровные и не очень, широкие и узкие, опасные и нет. Однако есть несколько по-настоящему великих дорог. Те, которые оказали влияние на развитие всего человечества и изменили мир
Дмитрий Гайдукевич

Ты помнишь, как все начиналось

Мы сейчас знаем самую первую дорогу в истории человечества. Не тропинку, а именно дорогу, пусть и довольно узкую (в некоторых местах всего около 30 см).

Так называемая «Дорога Суита» была построена предположительно около 5800-6000 лет назад. Ее нашли в 70-х годах прошлого века, когда рабочий Раймонд Суит во время торфоразработок наткнулся на доску из твердого дерева. Потом еще на одну, и еще... В результате археологических раскопок оказалось, что в торфе была скрыта дорога длиной около 2 километров, и она соединяла два острова в болотистой местности недалеко от Стоунхенджа (кстати, его знаменитые «камни» были поставлены гораздо позже).

Причем «Дорога Суита» представляла собой не просто брошенные на землю куски дерева. Она была построена из досок и имела некое подобие фундамента. Мало того, некоторые ее участки проходили над открытой водой — то есть речь идет и о первых в истории человечества мостах!

В настоящий момент британские ученые исследовали около 900 метров этой дороги. И они успели сделать массу открытий. Например, стало ясно, что проживающие на острове люди уже в те времена имели весьма приличные инструменты для обработки дерева, они знали различные ремесла, обладали хорошими строительными навыками и даже были знакомы с лесоводством — на строительство дороги шли определенные сорта деревьев примерно одного и того же возраста. Мало того, было установлено, что и климат раньше в Англии был немного иным — зимой температура воздуха была на 2-3 градуса ниже, а лето было, наоборот, жарче. И, возможно, «Дорога Суита» еще преподнесёт нам немало сюрпризов.

Царская дорога и царица дорог

Жители древней Греции, Рима и Египта не знали, что они «древние». Однако это не помешало им строить приличные дороги. Одной из самых старых мощеных дорог в истории человечества считается 12-километровая прямая в Египте, которая была построена для транспортировки блоков базальта к Гизе (из этих камней в итоге и были построены знаменитые пирамиды). Впечатляла и так называемая Царская дорога в Персии, про которую рассказал Геродот. По его словам, это была прекрасная мощеная трасса, которая была сооружена царём Дарием I в V веке до н.э. Эта дорога не просто связывала многие города Персии. Благодаря ей Дарию I удалось создать самую совершенную в те времена почтовую службу.

Вот что о ней пишет Геродот: «Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон». Детище Дария I было очень знаменито в Древнем мире, а слова «царская дорога» часто употребляли для обозначения самого легкого пути для достижения цели. Даже Евклид как-то сказал египетскому царю Птолемею: «Царской дороги в геометрии нет!».

И все же в список самых великих дорог мира мы включим другую трассу, которая получила название Аппиева. Это самая важная, самая красивая и самая впечатляющая из всех дорог античного Рима. Она была проложена в 312 году до н.э. при цензоре Апии Клавдии Цеке и проходила из Рима в Капую (позднее была проведена до Брундизия). Именно через эту дорогу осуществлялась связь могучего Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Эта трасса впечатляла всех жителей того времени. И это не удивительно. Ведь она практически вся была вымощена тесанными камнями, причем последние укладывали на многослойную подушку, которая состояла из плоских камней, слоя щебня и известняка, и слоя из песка, гравия и извести. Ширина дороги была огромная по тем временам — 4 метра. Это позволяло свободно разъезжаться двум конным экипажам, по бокам имелись тротуары и даже канавы для стока воды. А чтобы дорога была максимально ровной строители срывали некоторые холмы и закапывали низины.

Создание этой магистрали (а по-другому и не скажешь) обошлось Аппию в огромную сумму — на нее ушла практически вся казна. Но и результат был соответствующим. Аппиеву дорогу стали называть «царица дорог», жить рядом с ней стало очень престижно, вдоль нее стали появляться шикарные памятники и гробницы. А теперь самое интересное — Аппиева дорога существует до сих пор! По некоторым участкам этой трассы можно даже проехать на автомобиле.

Еще до Германии

Принято считать, что автобаны появились в Германии. Однако это не совсем так. Кто-то считает, что их начали строить в США, но чаще всего самой первой автострадой называют дорогу в... Италии. Она была торжественно открыта 21 сентября 1924 года и соединяла города Милан и Варезе.

Главным строителем магистрали стал Пьетро Пуричелли, однако он все же использовал немецкий опыт — многие идеи для своей автострады он взял у трассы на юго-западной окраине Берлина, которая была закончена в 1921 году. Однако ту дорогу длиной порядка 8 километров нельзя назвать полноценным автобаном. Это была скорее гоночная трасса, которая так и называлась — AVUS (Automobil-Verkehrs- und Übungs-Straße или Автомобильно-транспортная и тренировочная улица).

Первый же немецкий автобан был построен только в 1932 году — он соединял города Кёльн и Бонн. Но его строительству предшествовала очень большая работа — первый план создания сети скоростных трасс был разработан в Германии еще в 1909 году. А в 1926 году было образовано общество по строительству скоростной дороги Гамбург—Франкфурт-на-Майне—Базель, которое начало работы по планированию нескольких автобанов. То есть вопреки стереотипам, их придумал вовсе не Гитлер, хотя такая легенда усиленно распространялась во времена Третьего Рейха — согласно нацистской пропаганде, идея автобанов пришла Гитлеру во сне, в котором он увидел, как Германия вся покрыта сетью скоростных магистралей. На самом же деле, когда Гитлер пришел к власти, он взял 60 томов строительных планов, которые уже были нарисованы, и сделал их основой своей программы «Дороги фюрера» (уже в 1933 году прокладка автобанов была объявлена государственной задачей).

Но что же вообще такое автобан? Это не просто прямая дорога. Это целая философия. Ведь здесь всё подчинено одной единственной цели — пропустить как можно больше автомобилей на как можно большее расстояние. Именно поэтому современные скоростные магистрали не имеют перекрестков и резких поворотов, встречные потоки обязательно разделены, каждое направлением имеет минимум по две полосы движения. Кроме того, остановка на скоростных трассах строжайше запрещена, ни в коем случае нельзя обгонять справа (да и вообще запрещено двигаться в левых рядах при свободных правых), плюс есть ограничение не только по максимальной, но и по минимальной скорости.

Больше уже не будет

Самой большой и, возможно, самой сложной дорогой в современном мире является так называемое Панамериканское шоссе или Pan-American highway. Очень противоречивое, надо сказать, шоссе. Сами посудите — с одной стороны, оно объединяет Северную и Южную Америку, но с другой стороны, вы не сможете проехать по нему из одного континента до другого. Длина этой дороги составляет то ли 24 тысячи километров, то ли 48 тысяч. Где она начинается и заканчивается никто толком не знает.

Все началось еще в 1889 году, когда на Первой Панамериканской конференции было решено построить дорогу, которая позволит соединить обе Америки. Но тогда речь шла о железнодорожном пути. Не сложилось... Однако в 1923 году этот вопрос вновь оказался на повестке дня. И после долгих споров было решено делать большое шоссе, которое позволит связать страны Южной, Центральной и Северной Америки. Тогда договорились, что каждая страна будет сама заниматься строительством. И, видимо, это было стратегической ошибкой... В итоге мы имеем то что имеем — фактически Панамериканское шоссе представляет собой некий набор дорог разного качества, которые просто соединены между собой.

Хотя не совсем соединены... Главной проблемой Панамериканского шоссе сейчас является так называемая Дарьенская дыра (иногда ее называют более культурным словом «пробел»). Это участок длиной 87 километров на территории Панамы и Колумбии, где дороги просто-напросто нет. Вместо нее имеется национальный парк Дарьен в Панаме и парк Лос Катиос в Колумбии. И прокладывать магистраль там до сих пор не планируют. Говорят, в этом случае она рассечет на две части тропические леса и нанесет огромный вред экологии (в парке Дарьен есть огромное число редких животных и растений, мало того, там до сих пор проживают аборигены). Говорят, есть и другая причина отказа от строительства шоссе — если вместо леса появится автобан, то по нему может хлынуть поток наркотиков из Колумбии в Северную Америку. Как бы то ни было, но сейчас водители вынуждены переправляться на пароме из Панамы в город Ла-Гуайра в Венесуэле или в город Буэнавентура в Колумбии.

Считается, что «большое» Панамериканское шоссе начинается на Аляске в городе Прудо-Бей (ни США, ни Канада официально не входят в координационный Конгресс Панамериканского шоссе). А заканчивается оно то ли в Пуэрто-Монтт, то ли в Кельон на юге Чили. А может и в аргентинском Ушуайа. Таким образом, дорога проходит по территории сразу 14 стран: США, Канада, Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина. Кроме того, благодаря ответвлениям в эту систему дорог можно смело включать Боливию, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу.

Маленькая дорога для автомобиля, но великая дорога для человечества

Да, это не дорога в общепринятом смысле этого слова. У нее нет обочины и разметки, отсутствуют светофоры и, о, ужас, нет постов полиции. Мало того, у нее еще и большие проблемы с покрытием, да и автомобили по ней сейчас не ездят. Но все же это одна из самых великих дорог за всю историю человечества. И чтобы это понять, выйдете ночью на улицу и поднимите голову вверх. Там, на Луне, находится маленькая дорога, которую «построил» «Луноход-1». Наш луноход.

Следует признать, что «гонку за Луной» мы проиграли — «Луноход-1» стал лишь пятым так называемым «подвижным образованием» на спутнике Земли — ранее по ней уже успели прогуляться американцы Армстронг, Олдрин, Конрад и Бин. И все же именно «Луноход-1» был первым управляемым транспортным средством.

«Луноход-1» появился на Луне 17 ноября 1970 года. Изначально предполагалось, что он будет ездить по планете лишь трое-четверо суток, однако он смог проработать 11 суток. Всего 11? Да, всего. Но не забывайте, что речь идет о лунных сутках, которые равны 13,66 земным. За это время он смог преодолеть 10 540 метров, дважды написать цифру 8 в Международный женский день и сделать массу исследований.

Потом были и другие луноходы. Это и советский «Луноход-2», который сумел проехать в общей сложности 42 км, и американские лунные автомобили, которые использовались для перевозки экипажей экспедиций Аполлон-15 (прилунение состоялось 30 июля 1971 г.), Аполлон-16 (прилунение 21 апреля 1972 г.) и Аполлон-17 (прилунение 11 декабря 1972 г.). Появились «автомобили» и на Марсе. Причем один из них — американский Curiosity — оказался там совсем недавно. Подробнее об этом проекте читайте в материале «Лучший автомобиль в истории человечества».

Дмитрий Гайдукевич