В первый визит в Японию «Авто Mail.Ru» выведал всё что мог о планах свежевозрождённого бренда Datsun. Было интересно, но так не хватало живого предмета! В июне редактор «Авто Mail.Ru» снова прилетел в Йокогаму, но ему опять не показали готовую машину. Но он все же узнал, как она будет выглядеть. А попутно выяснил ещё много всего интересного об этом амбициозном проекте. Сегодня у «Авто Mail.Ru» есть для вас лишь набросок машины для индийского рынка, которая будет презентована совсем скоро, а внешность российского Датсуна ещё некоторое время будет скрываться под грифом «топ сикрет».
Таковы правила. Но нашей российской группе датсуновцы всё же показали ранний набросок экстерьера и даже предоставили на изучение модель салона в натуральный размер. Но ни единый затвор не щёлкнул в дизайн-студии Nissan: вместо флэш-памяти камеры память зрительная, вместо объектива — глаза. Ах, если бы я умел рисовать! Но вместо этого, придётся живописать нашу машину вербально.
Как же всё-таки выглядит этот Datsun?
Взгляните на рисунки индийской модели. Элементы фирменного стиля можно увидеть в решётке радиатора модной нынче шестиугольной формы — это два «бумеранга» в её правой и левой частях. Эта же тема продолжается и при взгляде в профиль: посмотрите, какими выразительно очерченными углами оформлена линия остекления у передней и задней стоек крыши. Не выбивается из общего стиля и задняя часть. Там главная дизайнерская идея выражена подштамповкой на двери багажника. Помимо прочего, характерной чертой индийской модели можно считать мощную плечевую линию и агрессивный наплыв на задних дверях.
Теперь представим себе модель для России. Если у индусов будет хэтчбек, то у нас — седан. Фары чуть шире, промежуток между ними и решёткой радиатора стал больше. Менее рельефный капот опускается ниже к решётке радиатора и упирается в неё своей кромкой. Фары тоже более сдержанной формы, несмотря на столь же затейливую архитектуру внутри. Пластика переднего бампера интересна и современна — ничуть не хуже «индийской» детали. В целом, наша машина также получилась симпатичной и напористой с виду, но азиатских мотивов в дизайне явно поменьше. К сожалению, я не видел кормы, да и общие пропорции пока непонятны. Но, судя по всему, внешность будет удачной. По словам дизайнеров, кузов призван выглядеть солиднее, дороже и выразительнее, чем у донорской Гранты. Интересно, а как будет смотреться машина в самой доступной версии на скромной «штамповке» и с некрашеным пластиком?
А что в салоне?
Перед нами была полноценная модель передней части салона со всеми деталями. Сначала японцы не хотели давать даже трогать предсерийные материалы, но вскоре разрешили и посидеть, и пощупать всё своими руками. На вид скучновато, но для автомобиля за 350 тысяч рублей это более чем достойно. О «доноре» напоминают дефлекторы обдува, несимметричные «карты» дверей (для пассажирской на двери предусмотрена массивная ручка), рычаг трансмиссии и другие детали. Но линии передней панели Датсуна спокойнее и плавнее, а архитектура выглядит самобытной, сиденья в целом удобны, хотя и не идеальны. Кстати, создатели машины с интересом выслушивали наши замечания по интерьеру и обещали принять их во внимание.
Как и в Гранте, радует большое количество ниш для мелочей — и над магнитолой, и под консолью, и в центральном тоннеле (подстаканники плюс отдельная плоская ниша), и над бардачком, и даже микрокармашки в основании кресел. Вот бы ещё застелить их нескользящими ковриками. Руль имеет приятный дизайн и нормально лежит в руках (хотя в базовой версии он полностью резиновый). Приборка напоминает грантовскую: классические два кругляша циферблатов и чёрно-белый экран плюс блок контрольных ламп между ними. Блок климата для макета салона тоже похоже взят от Лады, но его собираются заменить на более современный. В целом, даже сами датсуновцы говорят, что ждать от интерьеров новых машин единых фирменных черт в дизайне не стоит — каждой стране приготовили что-то своё.
И всё-таки, почему Datsun?
Но дизайном ли единым подкупит Datsun покупателей? Исходя из увиденного и услышанного на столь раннем этапе, картина получается примерно такая. При базовой цене Гранты в 279 тысяч рублей Datsun, который предварительно можно оценить в 350, оказывается на 70 тысяч дороже. В эту переплату укладывается следующий набор «бонусов». Во-первых, дизайн. Во-вторых, гарантируемое японским брендом качество. В-третьих, плата за статус обладания «японцем». Сервис — в-четвёртых. Идея здесь в том, чтобы человек, купивший бюджетный автомобиль, в процессе обслуживания ощущал к себе отношение такое же, как и к покупателям обычных Ниссанов более высокой ценовой категории.
Плюс, автомобили Datsun в России рассчитаны во многом на молодёжь, поэтому в процесс выбора и покупки будет привнесён элемент интерактива с помощью планшетных компьютеров. Кстати, в Москве на 2 Вязовском проезде уже оформлен первый дилерский центр марки. Купить Datsun вы пока там, конечно, не сможете, но датсуновцы таким образом уже оттачивают дизайн и атмосферу своих дилеров. Это — одна из составляющих того самого приличного сервиса, нехарактерного для бюджетных марок. Ну и, наконец, в-пятых, инженерия. Японцы говорят, что очень серьёзно подошли к вопросу доработки платформы и агрегатов Гранты в соответствии со своими стандартами и своим видением этой модели, но оценить их старания мы сможем не раньше, чем нам дадут прокатиться на живой машине.
Кто и как придумывает новые модели и ниши?
Как вообще рождаются хорошие автомобили? Об этом увлекательно рассказал глава группы планирования будущих продуктов Nissan Франсуа Бэнкон. Его команда активно ищет и внедряет новые проекты. Самым громким успехом можно считать кроссовер Juke — автомобиль с вызывающим дизайном и отличными продажами. Именно его дизайн-директор Nissan Рёити Курака и шеф-дизайнер компании Сиро Накамура в один голос назвали машиной, лучше всего представляющей современный дизайн Nissan. Как приходят к подобному успеху? Всё начинается с людей, тех самых, которые пойдут в автосалон и купят машину. Группа планирования будущих продуктов изучает их доходы, потребности, проводит выходные с семьями целевой аудитории и раскладывает их потребности и нужды на мельчайшие составляющие.
Оказывается, важный момент состоит в том, чтобы сделать машину не для тех, кем люди ощущают себя сегодня, а для тех, кем они хотят быть завтра. Но при этом целевая аудитория должна быть в состоянии позволить себе этот автомобиль уже сейчас. Или машину, которая поможет клиенту переместиться назад во времени, стать моложе. Яркая иллюстрация одним единственным фактом: средний по всем рынкам возраст владельцев Juke составляет 56 лет! Ещё один принцип — не пытаться угодить всем. Нужно выбрать одну многочисленную группу потребителей и сделать машину, которая наилучшим образом подойдёт именно им, затронет именно их мечты и желания.
С последним, кстати, в Японии всё сложнее и сложнее: по словам всех моих собеседников из Nissan, на родине марки наблюдается сильный спад интереса молодёжи к машинам. Те, кому сегодня 15-18 лет, завтра станут клиентами автомобильных компаний. Или не станут, поэтому работы у команды Франсуа Бэнкона — хоть отбавляй! Кстати, во время прогулки по Йокогаме, где находится штаб-квартира Nissan, я убедился в этом собственными глазами: стоило только проехаться в метро и увидеть, насколько подростки увлечены своими смартфонами и планшетами, или зайти в огромный трёхэтажный центр игровых автоматов с сотнями совершенно безумных устройств для путешествия в виртуальную реальность, как все становится ясно.
Вместо заключения
Индийскую модель Datsun покажут меньше чем через две недели, 15 июля. Нашу — несколько позже, но даже те крупицы информации, что удалось собрать, позволяют уже сейчас сказать, что машина получится как минимум симпатичная. Хороша и идея с продвинутым по меркам класса обслуживанием: покупая очень доступную машину, клиент не будет бежать от сомнительных сервисов в свой гараж. По крайней мере, в Datsun стремятся установить цивилизованный контакт со своими клиентами. Среди которых, кстати, существенную долю будут составлять те, кто приобретает себе первую машину, но не хочет морально устаревшую или подержанную. Главный вопрос на сегодня — насколько новинка превзойдёт базовую Гранту технически (наше впечатление о версии Лады с АКПП в материале «Lada с «автоматом» - дождались!»), как сильно сумеют японцы улучшить отечественную платформу? Ответы последуют не очень скоро, но «Авто Mail.Ru» будет ждать с нетерпением.
Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора и компании Nissan