Еще 1-го февраля было опубликовано обращение первого российского пилота Формулы 1 Виталия Петрова к своим болельщикам, в котором говорится, что все его усилия направлены уже на подготовку к 2014 году — стало ясно, что в сезоне 2013 Виталий не будет выступать в Формуле 1. Новостей о судьбе гонщика с тех пор не было никаких, а официальный сайт пилота и вовсе оказался на реконструкции... Между тем, его менеджер, Оксана Косаченко, в Формуле 1 осталась, получив должность коммерческого директора Caterham F1 Team. Как это произошло и какова судьба Виталия Петрова? На эти вопросы Авто Mail.Ru ответила сама Оксана Косаченко.
Спустя два месяца полного отсутствия информации о судьбе первого российского пилота Формулы 1 Оксана Косаченко впервые собрала журналистов и дала подробные комментарии о сложившейся ситуации...
В декабре 2012 года еще были две команды Формулы 1, с которыми велись переговоры. Одна из этих команд выбрала Валттери Боттаса... После того, как в Caterham появился Шарль Пик, в команде начались дискуссии, что предпочесть: опытного пилота или деньги. У Виталия за плечами хорошие три года в Формуле 1, определенный опыт, хороший багаж знаний, но денег, которые попросила команда, у него не оказалось... Оксана Косаченко узнала об окончательном решении Caterham вечером 31-го января, а утром 1-го февраля рассказала все Виталию. С тех пор они не общались...
— Оксана, как отреагировал Виталий на ваш звонок? Вы предлагали ему альтернативные Формуле 1 варианты?
— Я понимала, что на эмоциях он может мне наговорить что угодно, поэтому я сказала ему: недели две подумай, у меня есть определенные предложения, что можно сделать. Виталий мне не ответил. Варианты были разные: работать в команде Caterham — заниматься молодыми пилотами, поехать в Ле Мане с Бруно Сенной на Aston Martin, поехать в DTM... Был вариант стать тест-пилотом Pirelli, но еще до Нового года Виталий говорил, что ему это не интересно. За все эти предложения надо было заплатить, но при этом везде можно было заработать деньги.
Кому-то из местных СМИ в интервью он сказал, что хочет ехать только в Формуле 1, не хочет «сбивать руку». Я знаю, откуда оно пришло, это выражение — из 2004 года, от Винченцо Соспири...
— Значит, главная проблема — финансовый вопрос?
— По предыдущему контракту с Caterham было условие, что мы до определенной даты, в сентябре, должны отправить письменное уведомление — хотим пролонгировать контракт или нет. Мы естественно написали, что хотим пролонгировать, но при этом Виталий выставил свои требования, в том числе и определенный уровень зарплаты. Скажу вам честно, Тони Фернандес предложил в 10 раз меньше. Виталий сказал, что он не хочет выступать за такую зарплату. Но первичны, конечно, были финансовые условия, которые выдвигал Тони Фернандес. Caterham уже принял решение не развивать новый автомобиль, а дорабатывать старый, им важнее было получить деньги. Тем более команда только переехала на новую базу, в нее тоже надо было вкладываться.
Несмотря на это, Caterham был самым реальным вариантом. Все другие команды, я не хочу их называть, выдвигали совершенно другие финансовые требования. В полтора раза больше.
— В конце прошлого сезона Виталий отлично проехал в Бразилии и принес команде 10-е место в Кубке конструкторов и, вместе с ним, немалые деньги. Получается, это не повлияло на решение команды?
— Выходя на старт любой гонки, Виталий выполнял работу по своему контракту. Он просто выполнил свою работу.
— Были ли переговоры с Marussia? Все-таки российская команда.
— Переговоров не было. Еще в самый первый год Николай Фоменко сразу сказал: «У нас нет достойного автомобиля». Мы поэтому и не обращались к Marussia.
Да и где связь? В Ferrarri же не ездят итальянские пилоты. И, честно скажу, за все эти годы ни разу ни одна команда Формулы 1 ко мне не пришла, это я к ним ходила. Чтобы пришли и сказали — хотим Виталия Петрова, такого ни разу не было.
Но я считаю, что мы за десять лет достигли невероятных результатов. Самая главная задача в ситуации с Виталием — найти финансирование.
— Почему не удалось найти спонсоров?
В декабре мы пачками получали ответы от разных компаний, что им проект не интересен, и поддерживать они нас не будут. Везде, где мы могли быть, мы были, и денег не дали.
Этот проект работал хорошо, когда была большая серьезная государственная поддержка. Когда отказался от поддержки АВТОВАЗ, и по понятной причине: они пошли в кузовной Чемпионат мира WTCC, который имеет непосредственное отношение к их продукции, надо было столько денег найти...
Видимо, мы пришли в Формулу 1 рано. В России Формула 1 пока не раскручена. Надо было начать с Гран-При России и потом приводить русского пилота. Если после 2014 года появится кто-то, он, думаю, уже будет воспринят обществом, так как общество будет подготовлено.
Возможно, нужно было начинать с какой-то маленькой команды, не надо было сразу идти в топовую команду. Но раз уж ты пришел в топ-команду, работай. Мне казалось, особенно на второй год, что все устаканивается. А потом вдруг — пресловутое интервью Виталия. Я считаю, что оно стало некой поворотной точкой. Это ошибка, которую может допустить любой — молодой, разгоряченный. Вопрос — зачем это все было выпускать в эфир? Этот момент все повернул. После я уже не могла идти с предложениями в ту сторону пелетона...
— Почему сейчас нет государственной поддержки?
— Если кто-то из читателей хочет обвинить меня в том, что Виталий не на стартовой решетке — я согласна на 100%. Я виновата. Я без государственной поддержки денег найти не смогла. Почему сейчас нет государственной поддержки? Все прекрасно помнят 2011 год, когда Виталий Петров выступил с интервью после гонки в Абу-Даби... 24 часа не прошло, как мне вручили уведомление от команды — контракт расторгнут, по шести пунктам. А впереди — Гран-При Бразилии. Я умоляла Булье не выгонять Виталия, иначе скандал был бы на всю Россию, потому что деньги Виталию Петрову выделил первый человек в этой стране.
А знаете, кто спонсировал Виталия Петрова в 2010-2011 годах в Лотусе? Все знают, что это были «Ростехнологии», «Сибур». Только я вам открою секрет, что это были только 50% спонсорского взноса. Остальные 50% принес Жерар Лопес. Владелец команды сам оплачивал его выступления!
— Виталий об этом знал?
— От него никто ничего не скрывал.
— Между тем «Вертолеты России» в Формуле 1 остаются, а Виталий Петров — нет. Как это получилось?
— Между теми спонсорами, которые есть у команды, и спонсорами пилота вообще нет никакой связи. «Вертолеты России» выбрали доступ к технологиям. В 2012 году у них не было такого доступа, но выступал Виталий Петров. Теперь он больше не выступает, а у них есть то, что им нужно. Условия контрактов совершенно разные.
— Что теперь будет с проектом Виталий Петров? Он закрыт?
— Проект Виталий Петров не закрыт. Есть действующий контракт, который подписан много лет назад и на очень длительный срок, подписан по европейским требованиям.
Здесь и сейчас в моей жизни проект Виталий Петров находится на stand by, он замер. Он замер 1-го февраля 2013 года. С 1-го февраля я жду, когда Виталий захочет, и захочет ли, обсудить, какие есть варианты продолжения его карьеры. Когда он вернется к этому, мы сядем и будем обсуждать. Но пока Виталий замер на stand by, наша жизнь продолжается. Мы недавно открыли новое средство массовой информации, у моего агентства есть молодые пилоты, у нас огромный проект по разным мероприятиям на этот год, мы этим и занимаемся. Перед Виталием Петровым никто дверь не закрывал, дверь открыта. Он хочет отдохнуть, делать свою жизнь сам. Ему 29 лет. Дайте ему эту возможность. На сегодня в плане тех мероприятий, которые мы делаем, Виталия нет, но место для него есть. Когда он захочет, мы будем обсуждать.
— Выходит, по контракту Виталий Петров не имеет права принимать самостоятельные решения?
— По бумаге Виталий Петров четко не имеет права принимать самостоятельные решения, но по жизни люди, с которыми подписан контракт, я и мои партнеры, не могу назвать их имена, это суперпорядочные люди, глубоко уважающие семью, поэтому никаких препятствий не будет. Виталий, никто не собирается связывать тебе руки.
У меня нет денег, и я не могу найти для Виталия деньги, и я не могу договориться с командами, чтобы взяли без денег. Почему же я должна сейчас его останавливать и не давать ему возможности? Я думаю, что ему нужно дать возможность попробовать действовать самому. Я еще 1-го февраля сказала ему: когда ты будешь готов обсудить альтернативные предложения, выйди на связь. За прошедшие два месяца он ни разу не звонил. Часть предложений уже упущены, но что-то еще можно сделать. Но из Формулы 1 я ему ничего не могу предложить на данный момент. Я сделала все, что смогла. Даже варианты выступать третьим пилотом его не устраивают.
— В будущем вы будете помогать Виталию Петрову?
— Я знаю одно: для меня жизнь не остановилась. Мне нужно продолжать зарабатывать деньги, мне нужно продолжать работать с агентством. Я продолжаю свою работу. Я открыта к общению с Виталием Петровым, если он захочет прийти с конструктивным разговором.
— Как получилось, что вы остались в Формуле 1 и стали коммерческим директором Caterham F1 Team, а Виталий — не в команде и не в Формуле 1?
— Я двадцать лет в этом бизнесе. Я работала в Формуле 1 и до Петрова — со Злобиным, до Злобина. С конца 2010 года у меня было предложение работать в команде Формулы 1. Я не воспользовалась им, когда уходили из Лотуса, так как с Виталиком заключили контракт в Caterham. А когда я поняла, что Виталия не будет в этом сезоне в Формуле 1, я согласилась. Хотя я не вижу никакого противоречия. Булье — менеджер Грожана и д’Амброзио, и т.д.
Мои партнеры потратили почти 20 миллионов долларов, только чтобы довести Виталия Петрова до Формулы 1, но я-то потратила больше 10 лет своей жизни. И их никто не компенсирует, эти годы... Вот что теперь, в связи с тем, что Виталий Петров не в Формуле 1, нам закрыть компанию и всех уволить? Нет же, правда. Мы должны дальше развиваться. Кстати даже для того, чтобы в 2014-м году помочь тому же Петрову.
Я считаю, что время расставит все по своим местам. Моей компании в этом году исполняется 20 лет, столько лет «Манускрипт» занимается всеми этими проектами. Был Злобин, мы занимались российскими Чемпионатами, Чемпионатом мира по ралли, который проводился в Выборге. Виталий Петров — это один из многочисленных проектов.
— С какими еще пилотами работает «Манускрипт»?
— У «Манускрипта» еще несколько пилотов, и я вам честно скажу, с одним из них мы очень быстро окажемся в Формуле 1. И мы посмотрим, будет ли к нему интерес или нет.
— Расскажите о вашей новой работе — о жизни коммерческого директора Caterham F1 Team.
— Мне очень нравится в команде. Там каждый человек ценен. Я пока занимаюсь всем подряд — и маркетингом, и коммерцией, и мерчендайзингом... Я думаю, нам еще нужен месяц-полтора, чтобы структурироваться. Основная и самая главная моя задача — это, конечно, привлечение дополнительного финансирования. Что интересно, это не привлечение финансирования только под выступление команды, это обширная вся коммерческая деятельность по всем принадлежащим Тони Фернандесу активам. Это команда Caterham F1 Team, Caterham Cars, Caterham Technology, футбольный клуб «КПР», авиакомпания Air Asia и отели Tune Group. Когда вы можете предложить полный пакет, возрастает значимость вашего предложения.
— Значит, главная ваша задача — привлечение спонсоров. В том числе и российских?
— Три основных страны, которые представляют для нас особый интерес и с которыми я работаю: США — это огромный рынок, Формула 1 там только набирает популярность, и мы единственная команда, у которой есть американский пилот; Китай — это огромный рынок, там есть большой интерес к Формуле 1, развитие технологий, и мы единственная команда, у которой есть китайский пилот; и Россия — это огромный рынок, Формула 1 здесь вообще не раскручена, и в России скоро пройдет первый Гран-При.
— Легче ли привлекать спонсоров для команды, чем для пилота?
— В сотни миллионов раз.
— Как команда Caterham F1 Team оценивает начало чемпионата?
— Я могу сказать, что первый раз вижу команду, в которой столь хорошо налажено внутрикомандное общение. Все нацелены на следующий год, прекрасно понимают, куда мы идем. И, самое главное, что каждый член команды знает, что он должен для этого сделать. Формула 1 — это командный вид спорта. Для меня Тони Фернандес — победитель.
Для начала сезона делать какие-то выводы еще очень рано. Давайте подождем хотя бы середину сезона и посмотрим, где команда и что она сделала. Поменялись оба пилота, команда стала совершенно другая. Надо время, чтобы все встало на свои места. Все сразу не бывает.
Я считаю, что у нас очень хорошая команда. Конечно, мне было бы очень приятно, если бы в команде был Виталий. Но его нет. При этом уйти всем нам, хлопнуть дверью — было бы глупостью. Как только Тони Фернандес сказал, что хотел бы видеть меня в команде, я честно ему сказала, что до решения по Виталию я ответа не дам. Это решение мы узнали накануне 1-го февраля, и с 1-го февраля я работаю в команде.
— Над новой машиной работа уже ведется?
— Да, уже давно.
— Какая работа уже была проведена вами в качестве коммерческого директора?
— Каждый день что-то делается. Мы изменили раскраску болидов, перекрасили боксы в белый цвет. Разрабатываем новую технологию нанесения логотипов. У нас очень интересная программа со спонсорами, в частности с брендом одежды McGregor. Во время гонки в Монте-Карло мы презентуем новую коллекцию — Caterham F1 McGregor. Dell построили нам суперкомпьютер. Я веду переговоры с телевидением. В этом году команда будет приезжать в Россию на разные мероприятия.
Еще мне бы хотелось сделать Формулу 1 более открытой для болельщиков. Они ведь платят огромные деньги за билеты на гонку, самолет, гостиницу. Например, если на Гран-При человек покупает атрибутику на 300 евро, можно было бы собирать группы и организовывать для них получасовой тур в боксы...
— В ряде интервью Виталий сказал, что нацеливается на 2014 год. На чем основывается его уверенность?
— Я не знаю. Но я все-таки думаю, что если у человека есть уверенность, значит, что-то за этим стоит. Может быть, он скажет: «Я пилот Ferrari!». 1-го апреля Виталий собирается что-то рассказать в эфире...
Беседовала: Светлана Парфенова